Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Коррекция агрессивного поведения современных подростков (из опыта работы)

Педагогика
04.10.2021
190
Поделиться
Библиографическое описание
Власова, Т. И. Коррекция агрессивного поведения современных подростков (из опыта работы) / Т. И. Власова, Г. Б. Килина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 173-174. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84342/.


На современном этапе развития общества острой становится проблема увеличения количества детей с различными отклонениями в личностном развитии и поведении. Это прогрессирующая отчуждённость, повышенная тревожность, цинизм, агрессивность. Особенно остро этот процесс проявляется в подростковом возрасте. Учителя в школе отмечают, что наказание или выговор не способствует перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Известно, что агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе, отсутствием элементарных навыков общения, что проявляется в соответствующем поведении [1, 5].

Проблема агрессивного поведения является предметом большого числа психологических работ (Г. М. Андреева, В. В. Знаков, К. Лоренц, Д. И. Фельдштейн, З. Фрейд, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.). В отечественной психологии большее значение придается механизмам социализации, формирующему воздействию социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Но, тем не менее, учитывается и возможность реализации природно-закрепленных механизмов агрессивного поведения, усугубляемой аномалиями физиологического и психического развития ребенка (М. И. Буянов, А. И. Захаров).

Успешное решение задач коррекции агрессивного поведения подростков, предотвращения развития у них агрессивности возможно, если педагог знает их личностные особенности, имеет адекватное представление об отношении каждого ученика к способам решения конфликтов.

Чтобы выяснить, как сказываются на понимании таких ситуаций агрессивные черты характера подростка и его нравственные нормы отношения к насилию, было проведено экспериментальное исследование. Мы предполагаем, что биологические основы агрессии не могут иметь ведущее значение, по сравнению с ролью общественных условий и, прежде всего воспитания. Поэтому обучение неагрессивному поведению подростков 12–13 лет может привести к положительному результату.

Результаты исследования говорят о том, что специфика проявления форм агрессивности в значительной степени определяется ценностно-нормативной сферой личности агрессивного подростка. Мы пришли к выводу, что главные причины, побуждающие подростка принимать участие в драках, следует искать в правилах поведения, принятых в референтных для него группах сверстников, в традициях дворовых и уличных компаний. В качестве причин драк назывались также скука, незнание, куда себя деть, алкогольное опьянение, принадлежность к враждующим группировкам.

В беседах с ребятами не довелось услышать о примерах положительного воспитательного воздействия на них взрослых, сдерживающего развитие агрессивных наклонностей. Напротив, подростки рассказывали о случаях такого обращения с ними работников милиции и учителей, которое вызывало у них только раздражение и озлобленность — таково их субъективное, в отдельных случаях неадекватное восприятие окружающей действительности. Неудивительно, что поведение агрессивных подростков с таким трудом поддается педагогической коррекции: ведь от взрослых они слышат одно, а в жизни, в близкой им подростковой среде видят совсем другое. Поэтому агрессивность подростка может быть обусловлена не только стабильными внутриличностными факторами, но и внешней средой.

Полученные данные, свидетельствующие о том, что ядром агрессивности подростка 12–13 лет, приведшей к нравственной деформации личности, в основном являются недостатки воспитания, педагогическая запущенность и в меньшей степени биологические свойства.

Мы считаем, что в дальнейшем анализ причин агрессивного поведения потребует тщательного изучения, во-первых, устойчивых особенностей нервной системы, темперамента и характера подростка, способствующих возникновению психологической предрасположенности к агрессивности; во-вторых, социального окружения подростка, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на формирование ценностно-нормативной сферы его личности.

С помощью тренинга по общению мы убедились, что педагогическую коррекцию поведения агрессивных подростков не следует осуществлять путем ужесточения карательных мер, так как они озлобляют ребят и способствуют увеличению их агрессивности. Воспрепятствовать этому, разрушить стереотипы антиобщественного поведения подростка, сформировать соответствующую нормам нашего общества направленность его личности можно только гуманными методами воспитания и улучшения условий жизни.

Результаты исследования подвели нас к выводу, что сложное переплетение биологических, социальных и психологических факторов в происхождении агрессивности подростков предполагает необходимость комплексной борьбы с ними. Включает как средства микросоциальной терапии и психокоррекции, а также различные виды медико-педагогического и психологического воздействия.

Динамика обучения позитивному общения показала, что разработанная нами система социально-педагогической профилактики агрессивности у подростков является эффективной. Целенаправленная работа по изучению личностных особенностей подростков, их психологическую готовность к проявлению агрессивности положительно повлияла на развитие системы профилактической работы в этом направлении.

Результаты исследования показали эффективность использованной нами системы обучения и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

В результате проведенной работы разработали рекомендации:

  1. Использовать групповую психокоррекционную работу, позволяющую достигнуть не только улучшения самочувствия, но и дать толчок к личностному развитию подростков.
  2. Подсобное значение в коррекции агрессивности подростков лет имеют симптоматические методы, такие, как аутогенная тренировка, различные виды внушения и релаксации, практически не меняющие личностного профиля учащихся, но оказывающие существенную пользу в плане снятия явлений страха, тревожности, сниженного настроения и работоспособности.
  3. Психологическую коррекцию агрессивных учащихся надо строить поэтапно, не противопоставляя индивидуальной работы — групповой.

Литература:

  1. Агрессия как доминанта поведения современных подростков [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/aghriessiia-kak-dominanta-poviedieniia-sovriemienn.html (дата доступа 30.09.2021)
  2. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1997.— 376 с.
  3. Знаков, В. В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии, 1990.- № 1. С.20- 34.
  4. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»).- М.: «Прогресс», 1994.-272с. — (Б-ка зарубежной психологии)
  5. Можгинский, Ю. Б. Агрессия подростков: Эмоциональный и кризисный механизм. — Серия «Мир медицины». СПб.: Издательство «Лань»; Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999. — 128 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 173-174):
Часть 3 (стр. 151-231)
Расположение в файле:
стр. 151стр. 173-174стр. 231

Молодой учёный