Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (345) январь 2021 г.

Дата публикации: 16.01.2021

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Шурыгина, Д. А. Проявления агрессии на разных уровнях самоотношения / Д. А. Шурыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77695/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассматриваются результаты исследования склонности респондентов к проявлению агрессии в зависимости от уровня самоотношения.

Ключевые слова: самоотношение, аутосимпатия, агрессия, обида, враждебность, чувство вины, подозрительность.

Проблема самоотношения — является одной из самых актуальных в психологических кругах. В литературе сказано, что самоотношение — это отношение личности к самой себе, своему собственному «Я». Самоотношение — один из главных компонентов структуры самосознания.

Агрессия — это явление, которое реализуется в специфическом поведении, в конкретном действии — угрозе, либо нанесении ущерба другим.

После изучения особенностей самоотношения респондентов с различным уровнем агрессивности можно разработать рекомендации по снижению уровня проявления агрессии.

Цель: определить проявления агрессии респондентов в зависимости от уровня самоотношения на основе опросника агрессивности Басса-Дарки и методики исследования самоотношения С. Р. Пантилеева.

Для выявления уровня агрессивности респондентов был использован опросник враждебности Басса-Дарки, состоящий из 75 утверждений. На русском языке, стандартизированный А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой в 2008 году.

Конструируя опросник, Басс проводил разграничения между враждебностью и агрессией. Враждебность была определена им как реакция отношения, скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и негативная оценка людей и событий. Агрессию он определил как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу.

Дальнейшая дифференциация проводилась в направлении выделения подклассов внутри враждебности и агрессии. В результате Басс и Дарки выделили два вида враждебности (обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая, косвенная, раздражение, негативизм и вербальная) [1].

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

  1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.
  2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
  7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [2].

Исследование проводилось у 30 респондентов: 16 мужчин возрастом от 21 до 36 лет, 14 женщин возрастом от 18 до 47 лет.

В таблице 1 приведено распределение респондентов с различными уровнями шкал опросника Басса-Дарки, в процентах.

Таблица 1

Уровень

Физическая агрессия

Косвенная агрессия

Вербальная агрессия

Негативизм

Обида

Подозрительность

Чувство вины

Враждебность

Агрессивность

Низкий

30

0

40

10

10

3,33

6,67

3,33

6,67

Средний

40

16,67

33,33

20

20

26,67

30

16,67

53,33

Повышенный

26,67

53,33

16,67

26,67

40

56,67

20

66,67

40

Высокий

3,33

16,67

10

43,33

20

6,67

23,33

13,33

0

Очень высокий

0

13,33

0

0

10

6,67

20

0

0

При исследовании уровней шкал было обнаружено, что четверо из десяти испытуемых имеют средний уровень физической агрессии. Низкий уровень физической агрессии характерен для троих из десяти респондентов (30 %). Чуть меньшая доля выборки (26,67 %) обладает повышенным уровнем физической агрессии. У остальных респондентов (3,3 %) был обнаружен высокий уровень по данной шкале.

Большинство респондентов (53,3 %) имеет повышенный уровень косвенной агрессии. Для каждого шестого респондента (16,67 %) характерен средний или высокий уровень косвенной агрессии. Остальная доля выборки (13,3 %) имеет очень высокий уровень по данной шкале.

У четырех из десяти респондентов (40 %) был выявлен низкий уровень вербальной агрессии. Треть выборки (33,3 %) имеет средний уровень вербальной агрессии. Для каждого десятого испытуемого (10 %) характерен высокий уровень вербальной агрессии. Остальная доля выборки (16,67 %) имеет повышенный уровень по данной шкале.

Наибольшая доля выборки (43,3 %) имеет высокий уровень негативизма. Для каждого четвертого респондента (26,67 %) характерен повышенный уровень негативизма. У каждого десятого испытуемого был обнаружен низкий уровень негативизма (10 %). Каждый пятый респондент (20 %) имеет средний уровень по данной шкале.

Повышенный уровень обиды был обнаружен у четырех из десяти испытуемых (40 %). Каждый пятый респондент имеет средний или высокий уровень обиды (по 20 %). Остальные доли выборки (по 10 %) имеют низкий и очень высокий уровень по данной шкале.

Низкий уровень подозрительности был обнаружен у меньшинства респондентов (3,3 %). Большинство испытуемых (56,67 %) имеет повышенный уровень подозрительности. Средний уровень подозрительности характерен для каждого четвертого респондента (26,67 %). У остальных долей выборки (по 6,67 %) обнаружен высокий и очень высокий уровень по данной шкале.

Для трех из десяти респондентов (30 %) характерен средний уровень чувства вины. Низкий уровень чувства вины был обнаружен у меньшинства выборки (6,67 %). Каждый пятый респондент (20 %) имеет повышенный или очень высокий уровень чувства вины. Остальная доля выборки (23,3 %) имеет высокий уровень по данной шкале.

Было выявлено, что большинство респондентов (66,67 %) имеют повышенный уровень враждебности. Для каждого шестого испытуемого (16,67 %) характерен средний уровень враждебности. Чуть меньшая доля выборки (13,3 %) имеет высокий уровень по данной шкале. У меньшинства респондентов (3,3 %) был обнаружен низкий уровень враждебности.

У большинства испытуемых (53,3 %) был обнаружен средний уровень агрессивности. Для 4 из 10 респондентов (40 %) характерен повышенный уровень по данной шкале. Наименьшая доля выборки (6,67 %) имеет низкий уровень агрессивности.

Рис. 1

В графике указано распределение респондентов с различными уровнями шкал опросника Басса-Дарки, в процентах.

В таблице 2 указано распределение респондентов с различными уровнями шкал методики исследования самоотношения, в процентах.

Таблица 2

Шкалы методики исследования самосознания

Уровень

Самоуважение

Аутосимпатия

Внутренняя неустроенность

Низкий

0

0

23,3

Средний

93,3

83,3

73,3

Высокий

6,7

16,7

3,3

Было выявлено, что большинство респондентов (93,3 %) обладают средним уровнем самоуважения. Остальные испытуемые (6,7 %) имеют высокий уровень самоуважения.

Распределение респондентов с различными уровнями шкал методики исследования самоотношения, в процентах

Рис. 2. Распределение респондентов с различными уровнями шкал методики исследования самоотношения, в процентах

Вся выборка была разделена на две группы — с высоким уровнем самоуважения и средним уровнем самоуважения. Также произведены расчёты средних арифметических значений по шкалам агрессивности. Для оценки значимости различий между двумя группами респондентов с разным уровнем самоуважения был использован t-критерий Стьюдента. Результаты представлены в таблице.

В таблице 3 приведено сравнение средних арифметических значений шкал агрессивности у респондентов с разным уровнем самоуважения.

Таблица 3

Уровень самоуважения

t- критерий Стьюдента

p

Высокий

Средний

Физическая агрессия

65

42,5

1,05

0,3047

Косвенная агрессия

44

54,21

0,33

0,75

Вербальная агрессия

41,5

41,04

0,02

0,98

Негативизм

30

62,86

2,25

0,03

Обида

36

47,14

0,33

0,75

Подозрительность

25

43,57

0,52

0,6

Чувство вины

38,5

57,36

0,48

0,63

Враждебность

30,5

45,68

0,44

0,665

Агрессивность

50,5

45,93

0,42

0,677

Самоуважение

8,5

5,21

4,46

0,00013

Таким образом, было обнаружено, что респонденты с высоким уровнем самоуважения имеют более низкий уровень негативизма и враждебности, чем испытуемые со средним уровнем самоуважения. Данный факт позволяет предполагать, что испытуемые, высоко оценивающие собственное «Я» по отношению к социально-нормативным критериям, реже склонны к оппозиционной манере поведения против установившихся обычаев и законов и в меньшей мере склонны испытывать негативные эмоции по отношению к окружающим, чем респонденты со средним уровнем самоуважения.

Также было выявлено, что большинству испытуемых (83,3 %) характерен средний уровень аутосимпатии. Остальная доля респондентов (16,7 %) имеет высокий уровень аутосимпатии. Вся выборка была нами разделена на две группы — с высоким уровнем аутосимпатии и средним уровнем аутосимпатии.

Литература:

  1. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. — М.: Эксмо, — 2007.
  2. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ — М», 2001. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высокий уровень, уровень самоуважения, вербальная агрессия, физическая агрессия, респондент, косвенная агрессия, остальная доля выборки, повышенный уровень, распределение респондентов, чувство вины.


Похожие статьи

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков

В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения

В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения.

Сексуальность и социально-психические состояния

В статье говорится о взаимосвязи сексуальности и социально-психических состояний, таких как враждебность, счастье, печаль, тревожность, любовь, ревность и др. Дается описание характера влияния сексуальности на эти социально- психологические состояния...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Уровень агрессии личности в наше время

В статье рассматривается проблема агрессивности в обществе. Выявление повышенного уровня враждебности, напряжения. Нестабильность эмоционального состояния из-за разных, незначительных или серьёзных разочарований.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Похожие статьи

Исследование агрессивного поведения у младших школьников

В статье рассматриваются результаты психолого-педагогического исследования агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Хронотипические предпочтения и их связь с проявлениями агрессии у подростков

В статье приведены результаты психологического исследования взаимосвязей между хронотипическими предпочтениями и проявлениями агрессии среди подростков.

Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков

В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.

Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами

В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.

Эмоциональное состояние подростков как первопричина аутодеструктивного поведения

В статье рассматриваются эмоциональное состояние подростков — агрессия, тревожность, как первопричины аутодеструктивного поведения.

Сексуальность и социально-психические состояния

В статье говорится о взаимосвязи сексуальности и социально-психических состояний, таких как враждебность, счастье, печаль, тревожность, любовь, ревность и др. Дается описание характера влияния сексуальности на эти социально- психологические состояния...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Уровень агрессии личности в наше время

В статье рассматривается проблема агрессивности в обществе. Выявление повышенного уровня враждебности, напряжения. Нестабильность эмоционального состояния из-за разных, незначительных или серьёзных разочарований.

Взаимосвязь типа родительского отношения и тревожности в подростковом возрасте

В статье приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи родительского отношения и тревожности у подростков.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Задать вопрос