В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его основных компонентов. Производится анализ полученных при исследовании результатов.
Ключевые слова: внутренняя картина здоровья, здоровый образ жизни, интернет-зависимость, отношение к здоровью.
В современном мире, в связи с активным развитием информационных технологий, год от года растет количество пользователей сети интернет. Вовлекая все большее количество населения, глобальная сеть занимает практически все сферы деятельности человека: общение, работа, поиск информации. Интернет стал призмой, через которую преломляется круг интересов и деятельность человека. В связи с этим, в психологической литературе все чаще обсуждается зависимость от Интернета, или интернет-аддикция. Установлено, что интернет оказывает значительное влияние на самочувствие, психику, поведение, мировоззрение людей. Одним из направлений исследования интернет-зависимости является изучение отношения к своему здоровью.
Такие авторы, как Р. А. Березовская и Л. В. Куликова, определяют понятие «отношение к здоровью», как систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, а также как определённую оценку индивидом своего психического или физического состояния. Авторы выделяют следующие основные компоненты отношения к здоровью: когнитивный, эмоциональный, мотивационно-поведенческий [2].
Многие авторы предпочитают использовать, такое понятие, как «внутренняя картина здоровья». Так по В. А. Ананьеву внутренняя картина здоровья представляет собой совокупность элементов здоровья и внутренне связанных с ним содержательно-психологических, субъективно-оценочных моментов существования [1]. На данный момент, отношение к здоровью является очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. И поиск ответа на него сводится к тому, как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути [3].
Практическая значимость исследования: Результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с интернет-зависимыми людьми: врачами, психотерапевтами, специалистами по социальной работе, психологами и педагогами.
Цель исследования: изучение отношения к здоровью у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.
Объект исследования: отношение к здоровью.
Предмет исследования: особенности отношения к здоровью у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: Студентыс интернет-зависимостью, проявляют меньшую активность при заботе о своем здоровье, по сравнению со студентами без интернет-зависимости.
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 58 студентов РНИМУ им Н.И. Пирогова 3 курса факультета «Клиническая психология», а также 2-го курса факультета «Лечебное дело». Возраст респондентов от 18-ти до 23-х лет.
Методики исследования: Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики: шкала Интернет-зависимости Чен, опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие Интернета», опросник «Отношение к здоровью и здоровому образу жизни» Р. А. Березовской, тест «Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» С. Дерябо и В. Ясвина, методы статистической обработки данных.
Результаты: В результате исследования наличие интернет-зависимости по методике шкала Интернет-зависимости Чена было выявлено у 36% испытуемых, склонность к возникновению интернет-зависимого поведения имеют 35% испытуемых и у 29% интернет-зависимость отсутствует.
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что интернет-зависимые студенты наиболее склонны к следующим факторам зависимости: принадлежность к сетевой субкультуре, склонность к нецеленаправленному поведению в интернете. К особенностям восприятия интернета у интернет-зависимых относится изменение сознания во время использования интернета, интернет такими студентами воспринимается. как уход от реальной жизни, общение в сети является для них приоритетным. К последствиям зависимости относится отсутствие четких границ интернет-пространства, а также стремление перенести нормы виртуального мира в реальный. Об этом свидетельствует положительная корреляционная взаимосвязь между показателями уровня-интернет зависимости и особенностей восприятия интернета
Высокий балл по эмоциональной шкале у не зависимых испытуемых, показывает, что они могут наслаждаться своим здоровьем. Высокий балл по познавательной шкале (5,2) показывает, что испытуемые проявляют большой интерес к проблеме здоровья, сами активно ищут соответствующую информацию. Также у не зависимых испытуемых высокий балл по общей шкале (5,5), что говорит о высокосформированном отношении к здоровью и здоровому образу жизни.
При анализе корреляционных связей было выявлено, что у интернет зависимых студентов отношение к своему здоровью сформировано плохо, о чем свидетельствуют отрицательные корреляционные связи между уровнем интернет-зависимости и интенсивностью отношения к своему здоровью.
Критерием степени адекватности-неадекватности отношения человека к своему здоровью служат уровни: когнитивный, поведенческий, эмоциональный, ценностно-мотивационный. При анализе данных было выявлено, что наиболее высокий показатель адекватности имеют испытуемые из группы риска. На когнитивном уровне (5,1): степень осведомленности или компетентности человека в сфере здоровья, знание основных факторов риска. На эмоциональном уровне (4,6): оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение радоваться хорошему состоянию здоровья. На ценностно-мотивационном уровне (4,8): высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья. На поведенческом уровне наиболее высокий показатель имеют не зависимые испытуемые (3,6): степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни.
Выводы:
По результатам исследования отношения к здоровью у студентов с разной степенью интернет-зависимости следует, что:
- Выявлена взаимосязь наличия интернет-зависимости с особенностями восприятия интернета, такими как принадлежность к сетевой субкультуре, нецеленаправленность поведения, мотивация использования интернета, изменение состояния сознания в результате использования Интернета, «уход», общение, пространство в Интернете, восприятие Интернета как проективной реальности, перенесение нормы виртуального мира в реальный.
- Интернет-независимые студенты имеют высокий показатель интенсивности по эмоциональной и познавательной шкалам, это значит, что они проявляют активный интерес к своему здоровью, а забота о нем доставляет им удовольствие.
- Студенты группы риска имеют высокий показатель адекватности в отношении к своему здоровью по эмоциональной, когнитивной и ценностно-мотивационной шкалам: они знают основные факторы риска, имеют оптимальный уровень тревожности по отношению к своему здоровью и нацелены на укрепление и сохранение здоровья.
- У 36% опрошенных студентов существует Интернет-зависимость. Такие студенты имеют низкие показатели как по интенсивности, так и по адекватности отношения к своему здоровью, они воспринимают заботу о здоровье, как необходимость, не проявляют активности в поиске информации о здоровом образе жизни и не стремятся включиться в практическую деятельность по заботе о здоровье.
Литература:
- Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. – СПб.: БПА, 1998. – 210 с.
- Куликов Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 245 с.
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.