Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яшанина, А. С. Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости / А. С. Яшанина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 44-45. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65659/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уделить время просмотру ленты социальных сетей.

Ключевые слова: интернет-зависимость, восприятие виртуальной реальности, смартфоны, социальные сети, студенты.

Актуальность исследования. Внаши дни доступ к интернет-пространству стал легким и неограниченным. Доступность погружения в виртуальную реальность влечет за собой одну из актуальных проблем современности — проблему интернет-зависимости. Интернет-зависимость может проявляться в виде желания все больше и больше времени проводить в интернете и уходить от реальности, тревожности и психомоторному возбуждению без доступа к сети, внутриличностным проблемам и многим другим отрицательным проявлениям. Кроме того, студенты часто испытывают трудности с организацией своего времени, потому что переключают свое внимание на смартфоны. Все перечисленное указывает на необходимость рассмотрения проблемы интернет-зависимости среди студентов во взаимосвязи с восприятием виртуального пространства и особенностями использования смартфонов.

Цель исследования: изучение особенностей восприятия интернета и использования смартфонов студентами с разным уровнем интернет-зависимости.

Методики исследования: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова [1]; опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета»; самостоятельная разработанная анкета для изучения особенностей пользования смартфонами. Достоверность различий показателей определялась с помощью непараметрического критерия Крускала-Уоллиса. Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 44 первокурсника в возрасте от 17 лет до 21 года. На основании показателей теста С. Чен среди респондентов были выделены три группы: в первую группу — группу лиц с интернет-зависимостью — вошли 18 % респондентов; группу риска возникновения интернет-зависимости составили 59 % опрошенных; в группу нормы вошло 23 % выборки (p=0,000).

Результаты исследования. Математический анализ результатов исследования показал, что студенты с интернет-зависимостью иначе воспринимают интернет, нежели первокурсники группы риска или без интернет-зависимости. Качественный анализ результатов изучения факторов зависимости показал, что интернет-зависимые студенты больше всех остальных нуждаются в сенсорной стимуляции и по этой причине используют сеть, причем поведение в интернете у них нецеленаправленное (p=0,003). Однако более всего привержены к сетевой субкультуре и чаще всех остальных пользуются специальными терминами и сленгом студенты без интеренет-зависимости.

Студенты группы риска чаще других используют интернет в качестве средства общения. Интернет-зависимым студентам свойственно изменение состояния сознания в результате использования интернета (р=0,043) и использование интернета в качестве «ухода» из реальности (р=0,033).

Качественный анализ результатов изучения последствий зависимости показал, что все первокурсники из нашей выборки одинаково воспринимают пространство в интернете как проективную реальность.

Также было выявлено, что представители различных групп с разной частотой бесцельно просматривают ленту социальных сетей (p=0,000), слишком много времени тратят на просмотр ленты социальных сетей (p=0,004).

Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и особенностями использования смартфонов. Так, часто бесцельно просматривают ленту социальных сетей студенты, для которых характерны симптомы отмены (r=0,485; при p=0,001) и толерантности (r=0,581; при p=0,000), а также испытывающие внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (r=0,569; при p=0,000). На просмотр ленты приходится большая часть времени, которое интернет-зависимые первокурсники проводят с гаджетами (r=0,449; при p=0,002). Студенты, испытывающие проблемы с управлением временем, особенно часто отвлекаются на смартфон во время занятий (r=0,305; при p=0,044). В целом же представители группы интернет-зависимых обеспокоены тем, что смартфоны и другие гаджеты отнимают у них слишком много времени (r=0,375; при p=0,012).

Выводы. Проведенное исследование продемонстрировало, что в группе риска приобретения интернет-зависимости находится больше половины респондентов, в то время как к группе нормы относится меньше четверти опрошенных. Интернет-зависимых студентов часто толкает к использованию интернета потребность в сенсорной стимуляции, в то время как представители группы риска чаще всего заходят во всемирную сеть для общения. Вне зависимости от подверженности интернет-зависимости респонденты воспринимают интернет как проективную реальность. Часто студенты с разной выраженностью интернет-зависимости ловят себя на мысли, что долго и бесцельно листают ленту социальных сетей.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в практике психологов, специализирующихся на помощи интернет-зависимым молодым людям.

Литература:

  1. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие / В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. С. Искандирова и др. — М. МГМСУ, 2011. — 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, просмотр ленты, сеть, CIAS, виртуальная реальность, группа нормы, использование интернета, проективная реальность, сенсорная стимуляция, Чен.


Ключевые слова

социальные сети, студенты, интернет-зависимость, восприятие виртуальной реальности, смартфоны

Похожие статьи

Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости

В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Особенности восприятия времени людьми с интернет-зависимостью

В работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости у людей молодого возраста и её влияние на их субъективное восприятие времени.

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Психология общения в условиях виртуальной среды

В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте

В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового в...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

В статье исследуется связь между степенью одиночества и активностью интернет — пользования среди студентов 3 курса социально-гуманитарного факультета Кубанского Государственного Технологического Университета (г. Краснодар). Представлен сравнительный ...

К вопросу о влиянии компьютерной зависимости на личностные особенности подростков

В современном мире, насыщенном технологиями, компьютерная зависимость становится все более распространенным явлением, особенно среди подростков. Эта статья предоставляет теоретический обзор влияния компьютерной зависимости на личностные особенности п...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Похожие статьи

Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости

В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Особенности восприятия времени людьми с интернет-зависимостью

В работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости у людей молодого возраста и её влияние на их субъективное восприятие времени.

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Психология общения в условиях виртуальной среды

В статье рассматривается тема психологии общения в условиях виртуальной среды. Раскрываются проблемы, возникающие при онлайн-общении, приводятся различные классификации, рассматриваются достоинства и недостатки коммуникации в виртуальной среде.

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте

В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового в...

Виртуальное общение как одна из причин интернет-зависимости

В статье исследуется связь между степенью одиночества и активностью интернет — пользования среди студентов 3 курса социально-гуманитарного факультета Кубанского Государственного Технологического Университета (г. Краснодар). Представлен сравнительный ...

К вопросу о влиянии компьютерной зависимости на личностные особенности подростков

В современном мире, насыщенном технологиями, компьютерная зависимость становится все более распространенным явлением, особенно среди подростков. Эта статья предоставляет теоретический обзор влияния компьютерной зависимости на личностные особенности п...

Языковая личность в Интернете

В данной статье представлены результаты анализа языковой личности в Интернете на примере материалов блогов. Целью настоящего исследования был анализ поведение языковой личности в Интернете на примере блогов, и составление её общей характеристики.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Задать вопрос