Интенсивное развитие интернет-ресурсов, начавшееся в 90-е годы ХХ в., продолжается до сегодняшнего дня. Всемирная Сеть предоставляет широкие возможности для решения различного рода задач (общение, досуг, ведение бизнеса и т. д.). Вместе с этим интернет является хорошей почвой для формирования зависимого поведения пользователей [6].
Наиболее подвержены негативному влиянию сети Интернет оказываются подростки и юноши/ девушки в силу несформированности у них личностных структур. Зачастую использование молодыми людьми компьютера, гаджетов и Интернета носит неконтролируемый характер, что может стать причиной возникновения интернет-зависимости. Данная ситуация приводит к затруднению социализации юношей и девушек, формированию трудностей в обучении, создании семьи, построении карьеры и т. д. [2, 4].
Юношеский возраст чувствителен к формированию смысловой сферы личности. Именно в этом возрасте появляются такие новообразования, как личностное и профессиональное самоопределение [3]. Также в юношеском возрасте значительно меняется социальная ситуация развития: девушки и юноши завершают обучение в школе и меняют образовательную среду (высшие учебные заведения, колледжи и т.д), либо выходят на работу. Молодым людям необходимо усвоить социальные нормы, требования для успешной социализации и вхождения во взрослую жизнь. Поэтому в данном возрасте остро встает вопрос о смысле жизни, своем предназначении, выборе направления самореализации, смысложизненных ориентиров.
Огромное количество информации в интернет-ресурсах мешает формированию критического мышления молодых людей и тем самым нарушает процесс самоопределения [1]. С одной стороны, сами возрастные особенности ранней юности (эмоциональная лабильность, личностная незрелость, затруднения в социализации) обуславливают стремление молодых людей уйти в безопасную среду интернета. С другой стороны, использование Всемирной Паутины значительно влияет на развитие ценностно-смысловой сферы их личности [7].
Исследование особенностей смысловой сферы студентов с интернет-аддикцией расширяет понимание феномена зависимости от интернета, может быть полезным для создания психологических рекомендаций и программ про профилактике и преодолению данной аддикции.
Цель исследования — выявить особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.
Объект исследования — личностные особенности студентов.
Предмет исследования — особенности смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.
Гипотеза исследования: существуют различия между студентами с высоким и низким уровнем интернет-зависимости в выраженности смысложизненных ориентаций.
Методы исследования
Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие психодиагностические методики:
- «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева;
- «Шкала интернет-зависимости Чен» (в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова).
Генеральной совокупностью нашего исследования являются студенты первого курса, обучающиеся в высших учебных заведениях. В качестве выборочной совокупности выбраны студенты 1 курса разных специальностей Пермского государственного национального исследовательского университета. Количество студентов 103 человека. В опросе участвовали 43 мужчины и 60 женщин.
По возрасту испытуемые распределились следующим образом: 17 лет — 5 человек (4,8 %), 18 лет –78 человек (75,7 %), 19 лет — 10 человек (9,7 %), 20 лет — 5 человек (4,8 %), 21 год –4 человека (3,9 %), 22 года — 1 человек (0,97 %). Средний возраст 18,3±0,87 лет.
Мы разделили испытуемых на три группы по значению общего показателя интернет-зависимости:
1) студенты с минимальным риском формирования интернет-зависимости;
2) студенты со склонностью к интернет-зависимому поведению;
3) студенты с выраженным паттерном интернет-зависимого поведения.
Деление осуществлялось на основе нормативных данных по тесту «Шкала интернет-зависимости Чен» [6].
Результаты исследования
В ходе исследования было выявлено, что устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения демонстрируют 16,5 % студентов; 59,2 % респондентов обладают склонностью к формированию интернет-аддикции, минимальный риск возникновения интернет-зависимости характерен для 24,3 % испытуемых (Диаграмма 1).
Рис. 1
Нами был проведен сравнительный анализ двух групп испытуемых: с низкими и высокими показателями интернет-аддикции. Анализ выполнен при помощи критерия T-Стьюдента. В результате сравнения выявлено, что существуют значимые различия средних значений по методике «СЖО» между группами студентов с высоким и низким уровнем зависимости от интернета: условно независимые от интернета испытуемые демонстрируют значимо более высокие показатели по всем шкалам теста «СЖО», чем студенты с выраженной интернет-аддикцией (Табл. 1). В то же время средние показатели группы интернет-независимых не выходят за рамки средних значений по тестовым нормам методики СЖО [5].
Таблица 1
Средние значения по шкалам методики «СЖО» уиспытуемых сразным уровнем интернет-зависимости (ИЗ)
|
Уровень ИЗ |
N |
Среднее |
Стд. отклонение |
Стд. ошибка среднего |
Цели |
Мин. риск ИЗ |
25 |
30,3200 |
7,11641 |
1,42328 |
Выраженная ИЗ |
17 |
22,3529 |
8,23059 |
1,99621 |
|
Процесс |
Мин. риск ИЗ |
25 |
30,6000 |
5,62731 |
1,12546 |
Выраженная ИЗ |
17 |
19,7059 |
6,54565 |
1,58755 |
|
Результат |
Мин. риск ИЗ |
25 |
25,7600 |
4,49333 |
,89867 |
Выраженная ИЗ |
17 |
17,5882 |
5,16065 |
1,25164 |
|
ЛК-Я |
Мин. риск ИЗ |
25 |
20,8000 |
4,26224 |
,85245 |
Выраженная ИЗ |
17 |
15,3529 |
5,18340 |
1,25716 |
|
ЛК-Жизнь |
Мин. риск ИЗ |
25 |
31,2800 |
4,91189 |
,98238 |
Выраженная ИЗ |
17 |
20,8824 |
8,26803 |
2,00529 |
|
Общая ОЖ |
Мин. риск ИЗ |
25 |
138,7600 |
23,85770 |
4,77154 |
Выраженная ИЗ |
17 |
95,8824 |
30,51615 |
7,40125 |
Таким образом, мы можем охарактеризовать студентов с минимальным риском возникновения интернет-зависимости следующим образом: они обладают целями на будущее, обуславливающими направленность личности и временную перспективу (Цели в жизни); воспринимают процесс собственной жизни как наполненный эмоциями и чувствами, увлекательный и интересный (Процесс жизни); удовлетворены своим прошлым, ощущают продуктивность прожитого отрезка жизни (Результативность жизни); считают себя свободными в выборе того, как построить свою жизнь на основе собственных целей и смыслов (Локус контроля — Я); считают людей способными на самостоятельное управление своей жизнью, свободу в принятии решений и воплощении их в жизнь (Локус контроля — Жизнь).
Студенты с выраженной интернет-зависимостью обладают противоположными характеристиками: они склонны жить прошлым и настоящим, не задумываясь о своем будущем; испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящий момент; оценивают прожитый отрезок собственной жизни как непродуктивный, нерезультативный; не верят в возможность самостоятельного контроля событий своей жизни; уверены в том, что люди не способны сознательно контролировать собственную жизнь, свободы выбора не существует.
Итак, можно сделать вывод, что студенты-первокурсники, демонстрирующие выраженную и устойчивую интернет-зависимость, обладают низким уровнем осмысленности жизни, в отличие от студентов, независимых от интернета.
Полученные результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и программ, направленных на профилактику и преодоление интернет-зависимости у студентов.
Литература:
- Астафьева О. Н., Колин К. К., Суконкин В. А. Формирование культурных ценностей общества в условиях развития информационных технологий // Культурное наследие в условиях информационного общества. Коллективная монография. — Челябинск: ЧГАКИ, 2011. — С. 76–90.
- Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. — М., 2000. — С. 100–131.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 т. / Л. С. Выготский — Т. 3. — М.: Педагогика, 1984. — 546 с.
- Егоров А. Ю., Кузнецова Н. А., Петрова Е. А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. — 2005. — Т. 5, № 2. — С. 20–27.
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) [Текст] / Дмитрий Алексеевич Леонтьев — 2-е изд. — М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. — 22 с.
- Малыгин В. Л. «Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики»: Учебное пособие. — М. МГМСУ, 2011. — 32 с. (Учебное пособие для студентов факультета клинической психологии по дисциплине специализации «Психологическая коррекция аддиктивного поведения»).
- Мирошниченко А. В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости // Российский психологический журнал. — 2010. — Т. 7, № 2. — С. 54–58.
- Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В. Л. Малыгин, Ю. А. Меркурьева, А. Б. Искандирова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2015. — N 4(33). — C. 9 [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru.