В современном мире во Всемирную сеть Интернет включены миллиарды пользователей. И не случайно, так как этот ресурс позволяет решать значительный круг повседневных задач: формальное и неформальное общение, ведение бизнеса, организация досуга и других видов активности. При всех позитивных качествах этого технического достижения человечества, Интернет не лишен «подводных камней», одним из которых является чрезмерная зависимость от пребывания в Сети. Такое явление называют «интернет-зависимость» или «интернет-аддикция». Зачастую эта особенность характерна для подростков и представителей студенческой молодежи [1].
Согласно Фонду «Общественное мнение» ежедневно Интернет посещают 60 % жителей России, в течение недели Интернетом пользуются 67 % россиян, месячная аудитория Всемирной сети — 70 % российских граждан. Наиболее включенными в онлайн-деятельность являются юноши и девушки в возрасте 18–24 г., что соответствует студенческому периоду жизни [2].
В студенческом возрасте происходит кризис идентичности и конфликт между самоидентичностью и предлагаемыми социальными ролями. Возникает необходимость психологического перехода к взрослости. В случае, если кризис встречи со взрослостью не разрешился полностью, могут наблюдаться признаки психологической и социальной дезадаптации у студентов. Зависимое поведение является своеобразной формой адаптации молодых людей к новым сложным условиям жизни при смене образовательной среды, социальных требований и т. д. [3].
Среда Интернета создает условия для удовлетворения большинства потребностей, предлагает различные «преимущества» перед реальностью, такие как возможность создавать улучшенный образ «Я», проигрывать разнообразные социальные роли, общаться анонимно, доступ к большим массивам информации [4]. Указанные преимущества способствуют превращению Интернета в объект зависимости.
Зависимость проявляется в виде сосредоточенности студентов на одной сфере деятельности (времяпровождение в Интернете) и игнорировании других областей жизни. Молодые люди стремятся убежать от реальности в иллюзорный мир, виртуальную реальность.
В то же время в этот возрастной период происходят важные изменения в личности человека. Так трансформируется ценностно-смысловая сфера молодых людей и девушек [5]. Данная личностная сфера является сердцевиной для всех жизненных отношений человека с миром. Поэтому трансформация смысловой сферы отражается на всех других областях жизни человека [6].
Ценностно-смысловая сфера личности характеризуется ответом на вопрос, что важно для меня, что в жизни представляет для меня ценность, в чем я вижу смысл. Понятие смысла детально разработано в концепции Д. А. Леонтьева. Индикатором уровня осмысленности жизни может служить специально разработанный Д. А. Леонтьевым автором опросник «Тест смысложизненных ориентаций», которые демонстрирует осмысленность жизни в прошлом, настоящем и будущем, а также то, кому человек приписывает ответственность за события своей жизни («я являюсь причиной жизненных событий» или «другие, мир, случай являются причиной жизненных событий», т. е. внутренний и внешний локус контроля) [7].
Важной сферой социализации студентов является обучение в вузе. Тот смысл обучения, который видят молодые люди и девушки в процессе обучения, является предиктором дальнейших профессиональных успехов. Поэтому аспект осмысленности учебной деятельности в вузе у студентов также взят нами для изучения. Он рассмотрен нами через мотивы учебной деятельности. Одной из современных теорий мотивации является теория Э. Диси и Р. Райана, в которой постулируется наличие внутренней и внешней мотивации. Первая характеризует личный интерес к деятельности, сама деятельность является целью. Активность в таком случае наполнена смыслом для человека. Внешняя же мотивация показывает, что выполняемая деятельность является не целью, а средством для удовлетворения других потребностей личности. Т. О. Гордеева адаптирует данную теорию на контекст учебной деятельности студентов в вузе и выделяет внешние и внутренние академические мотивы и показатель амотивации [8]. Согласно концепции психологии смысла Д. А. Леонтьева, мотивы включены в структуру смысловой сферы личности [6].
Могут ли быть взаимосвязаны между собой особенности смысловой сферы и уровень интернет-зависимости у представителей юношеского возраста? Нами было проведено исследование, отвечающее на этот вопрос.
В качестве выборочной совокупности выступили студенты 1 курса, обучающиеся на различных направлениях подготовки бакалавров, в количестве 103 человека. Средний возраст респондентов 18±0,3 лет. Распределение опрошенных по полу: 60 девушек и 43 молодых человека.
Мы изучили взаимосвязь следующих показателей:
- Степень осмысленности жизни в целом у студентов (диагностировалась при помощи опросника «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева) [7];
- Мотивация обучения в вузе у студентов (диагностировалась при помощи опросника «Шкалы академической мотивации» Т. О. Гордеевой с соавт.; методика позволяет определить выраженность внутренних и внешних мотивов учебной деятельности, а также амотивацию) [9];
- Выраженность симптомов интернет-зависимости и сопутствующих проблем у студентов (диагностировались с использованием опросника «Шкала интернет-зависимости Чена» в адаптации В. Л. Малыгина с соавт.) [1];
Обработка данных осуществлялась в программе SPSS 20.0, применялся корреляционный, сравнительный виды анализа данных, описательные статистики.
Основные результаты исследования заключаются в следующих положениях:
- Выявлено, что 16,5 % респондентов продемонстрировали устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения, 59,2 % опрошенных склонны к данной аддикции и 24,3 % студентов характеризуются минимальным риском формирования зависимости от Интернета;
- Чем выше уровень интернет-зависимости у студентов и более выражены симптомы аддикции, а также сопутствующие психологические проблемы, тем ниже уровень осмысленности прошлого, настоящего и будущего демонстрируют студенты, и тем менее выражен у них внутренний локус контроля;
- Чем выше уровень интернет-зависимости и ее проявлений у студентов, тем чаще они проявляют внешнюю академическую мотивацию и амотивацию;
- Группа студентов с выраженной интернет-зависимостью значимо отличается от юношей и девушек без аддикции наличием низких показателей осмысленности жизни, выраженной внешней мотивацией и амотивацией.
Получается, что для студентов с высокой интернет-зависимостью учебная деятельность не является ценностью сама по себе, не обладает смыслом. Посредством нее учащиеся реализуют другие свои потребности: потребность в автономии и потребность в связанности с другими людьми, лежащие в основе внешней мотивации. Потребности в познании, созидании и компетентности, соответствующие внутренним мотивам, в рамках учебно-профессиональной деятельности не реализуются. Вероятно, студенты реализуют их в другой активности. В частности, возможно их осуществление в сети Интернет: многие авторы отмечают, что интернет-зависимые юноши и девушки переносят реализацию своих потребностей в виртуальную среду, т. к. здесь это сделать значительно легче [1, 3, 4].
Получается, что диагностические инструменты, используемые нами, не смогли выявить те смыслы, которые находят студенты в интернет-среде, а направлены только на диагностику осмысленности жизни в реальности.
Стремление к легкому пути реализации своих потребностей с помощью интернет-среды демонстрирует нам картину социальной дезадаптации в реальной жизни. Мы можем утверждать, что интернет-зависимое поведение является признаком нарушения адаптации при встрече с кризисом перехода к взрослости у студентов, т. е., неуспешное его проживание.
Литература:
- Малыгин, В. Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / В. Л. Малыгин. — М.: МГМСУ, 2011. 32 с.
- Интернет в России: динамика проникновения. Лето 2017 гг. [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение» [сайт]. [2003]. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13783 (дата обращения: 21.11.2017).
- Дрепа, М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов. дис. … канд. Психол. Наук: 19.00.07: защищена 06.05.2010 / Дрепа Мария Ивановна. — Пятигорск, 2010.
- Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 1. С. 90–100.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Директ-Медиа, 2010. 612 c.
- Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. М.: Смысл, 2003. 487 с.
- Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д. А. Леонтьев — 2‑е изд. — М.: Смысл, Серия: Психодиагностическая серия, 2006. — 22 с.
- Гордеева, Т. О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07: защищена 08.11.2013 / Гордеева Тамара Олеговна. — М., 2013.
- Гордеева, Т. О. Опросник «Шкалы академической мотивации» / Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин // Психологический журнал. — 2014. — № 4 Т.35. С. 96–107.