Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Завадская, М. В. Особенности восприятия интернет-пространства у студентов медицинских вузов / М. В. Завадская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 1.1 (187.1). — С. 14-15. — URL: https://moluch.ru/archive/187/47667/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у взрослых и её влияние на особенности личностной организации у студентов медицинского университета. А также в статье рассматриваются различия между людьми с разной степенью интернет-зависимости.

Ключевые слова: восприятие интернет-пространства, студенты медицинского университета.

В связи с изменившимися за последние десятилетия социально-экономическими и политическими условиями жизни в России, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с самореализацией, организацией времени, повышением интеллектуального уровня и духовным развитием. Одной из причин является неограниченный доступ к интернет-пространству. Современный мир трудно представить без множества компьютеров, смартфонов, планшетов – всё это стало неотъемлемой частью нашего существования. Работа многих людей связана с интернет-ресурсами, юноши и девушки не могут выйти из дома без мобильного устройства, подростков и даже детей поглощает мир онлайн-игр. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для молодых людей. Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Таким образом появляется интернет-зависимость.

Интернет-зависимость, как и любой вид зависимости, мешает счастливой и полноценной жизни, в связи с чем зависимому необходима профессиональная психологическая коррекция. Поэтому изучение генезиса, форм и проявлений интернет-зависимости у взрослых людей наиболее актуально в современном обществе.

В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является изучение восприятия интернет-пространства у студентов «помогающих» профессий. Для детального изучения проблемы восприятия интернет-пространства мы использовали следующие методики: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета», специально разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом. Мы использовали методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (критерий Крускала-Уоллиса), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В нашем исследовании приняли участие 66 студентов медицинского университета, обучающиеся на двух факультетах (Психолого-социальный, Лечебный) в возрасте от 18 до 22 лет. Всего было три группы: 1 – студенты с интернет-зависимостью, 2 – группа риска, 3 – группа нормы.

Анализ результатов исследования показал, что среди 66 испытуемых количество интернет-зависимых в процентном соотношении составляет 24 %, группа риска – 44 %. Группу нормы в процентном соотношении составили всего 32% от всей выборки. Было выявлено, что особенности восприятия интернета различаются у студентов Лечебного и Психолого-социального факультета. Оказалось, что среди студентов, обучающихся на лечебном факультете чаще встречаются те, кто обращается к интернет-источникам один раз в день(р=0,375). Также стоит отметить, что студенты лечебного факультета значительно чаще используют интернет для чтения новостей в отличие от студентов Психолого-социального факультета(р=0,265).

Результаты нашего исследования показали, что юноши наиболее склонны к принадлежности к сетевой субкультуре, о чем свидетельствует положительная корреляционная связь между показателями пола и принадлежностью к сетевой субкультуре (r=0,252; p=0,001).Стоит отметить также, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения, о чем также свидетельствует диагностируемая нами положительная корреляционная связь между показателями пола и уровня общения (r=0,294; p=0,000). Было выявлено, что интернет-зависимые испытуемые меньше пользуются интернетом в учебных целях, об этом свидетельствует отрицательная корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и использования интернета для учебы(к=-0,273;р=0,024). Также важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью чаще ведут в интернете свой блог, чем студенты группы нормы, об этом свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателями интернет-зависимости и ведения блога(r=0,278;p=0,002). Интернет-зависимые студенты во время каникул проводят больше времени в интернете в отличие от студентов группы нормы, об этом можно судить по диагностируемой нами положительной корреляционной связи между показателями интернет-зависимости и использования интернета во время каникул (r=0,310; p=0,048). Испытуемые с интернет-зависимостью гораздо чаще начинают свой день с проверки почты и социальных сетей, об свидетельствует устойчивая корреляционная связь между показателем интернет-зависимости и показателем начинания дня с проверки электронной почты и социальных сетей (r=0,314; p=0,001)

Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в целях использования интернета в качестве отдыха (р=0,026), обращения к интернет-источникам для ведения блога(р=0,002). Также значимые различия выявлены в уровне большего обращения к интернет-источникам во время отдыха(р=0,048) и более редкого обращения к интернет-источникам на отдыхе(р=0,018). Обнаружены значимые различия в начинании дня с проверки почты и социальных сетей(р=0,001), в количестве источников интернета(р=0,011), в уровне принадлежности к сетевой субкультуре(р=0,001), уроввне не целенаправленности поведения(р=0,000), уровне мотивации пользования интернетом(р=0,003). Также выявлены значимые различия в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом(р=0,000), в уровне восприятия интернета как лучшего(р=0,000), в уровне общения с помощью интернет-источников(р=0,000), уровне восприятия пространства в интернете(р=0,037), в уровне восприятия интернета как проективной реальности(р=0,000), в уровне стремления перенести нормы виртуального мира в реальный(р=0,024).

Также анализ результатов нашего исследования показал, что дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет, чем единственные дети в семье. Об этом говорит положительная корреляционная связь между показателями количества детей в семье и общения в интернете (r=0,273; p= 0,027). Единственные дети в семье меньше склонны к изменению состояния сознания и восприятию интернета как лучшего по сравнению с реальностью. Об этом свидетельствуют отрицательные корреляционные связи между соответствующими показателями (r= -0,257; p=0,037; и r= -0,347; р= 0,004). А младшие дети в семье чаще воспринимают интернет как лучшее. Это подтверждается положительной корреляционной связью между показателем порядка рождения ребёнка и показателем восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (r= 0,288; p=0,019).

Таким образом, анализируя результаты нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у четверти респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все студенты примерно одинаково воспринимают время в интернете и не одушевляют интернет-пространство.

Стоит отметить, что приобщение к сетевой субкультуре в большей степени характерно для юношей. Также при изучении связи между показателями пола и цели обращения к интернет-ресурсам, было выявлено, что представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам с целью общения.

Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства между студентами разных факультетов. Оказалось, что студенты Лечебного факультета чаще используют интернет для чтения новостей и заходят в сеть всего один раз в день.

Также были выявлены значимые различия в особенностях восприятия интернет-пространства у студентов с разным уровнем интернет-зависимости. Интернет-зависимые студенты в большей степени склонны к ведению блога, использованию интернета в качестве отдыха. Студенты с ярко выраженной интернет-зависимостью в отличие от студентов, у которых эта зависимость отсутствует склонны к постоянной проверке электронной почты и социальных сетей.

Дети из многодетных семей больше склонны к общению через интернет в отличие от единственных детей в семье. Единственные дети в семье в меньшей степени склонны к изменению состояния сознания в результате пользования интернетом, также для них менее характерен «уход» от реального мира. А младшие дети, наоборот, чаще воспринимают интернет как лучшее, предпочтительнее по сравнению с реальной жизнью.

Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. А также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня зависимости.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интернет, положительная корреляционная связь, показатель интернет-зависимости, сетевая субкультура, ведение блога, группа риска, использование интернета, Лечебный факультет, медицинский университет.


Похожие статьи

Влияние социальных сетей на развитие бьюти-аддикции у подростков

В предмете рассмотрения данной статьи находится феномен развития бьюти-аддикций (зависимости от красоты) у подростков посредством активного пользования социальными сетями. На основе данных проведенного исследования выделены причины возникновения бьют...

Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия ...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Обучение подростков кибербезопасности и этике поведения в сети: формирование гражданской идентичности

В современном мире, где интернет играет огромную роль в жизни подростков, вопросы кибербезопасности приобретают особую актуальность. В этой статье мы рассмотрим значение кибербезопасности для подростков и этики поведения в сети.

Характеристика пользовательского и журналистского контента

В статье затрагиваются значение и особенности профессиональной журналистики, соотношение с любительскими публикациями на различных платформах, ее роль в функционировании общественных институтов, возвышение значения любительской журналистики в условия...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Детерминанты российской ювенальной преступности

Данная статья посвящена определению основных причин, способствующих возникновению у несовершеннолетних желания совершать антиобщественные деяния в современных российских реалиях. В рамках анализа основных детерминант ювенальной преступности автором с...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Социально-психологическая адаптация младших подростков

В статье рассмотрены основные характеристики адаптации, обозначены условия ее формирования, рассмотрен процесс дезадаптации. Произведен анализ взаимосвязи изучаемого феномена с возрастными особенностями младшего подросткового возраста. В заключении с...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Похожие статьи

Влияние социальных сетей на развитие бьюти-аддикции у подростков

В предмете рассмотрения данной статьи находится феномен развития бьюти-аддикций (зависимости от красоты) у подростков посредством активного пользования социальными сетями. На основе данных проведенного исследования выделены причины возникновения бьют...

Представления студентов-медиков об инфекциях, передаваемых половым путем, и пути их формирования: гендерный аспект

Здоровье молодежи рассматривается на государственном уровне как прогностический фактор в отношении демографической ситуации, а инфекции, передаваемые половым путем, являются актуальной медико-социальной проблемой молодежи и частой причиной бесплодия ...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Обучение подростков кибербезопасности и этике поведения в сети: формирование гражданской идентичности

В современном мире, где интернет играет огромную роль в жизни подростков, вопросы кибербезопасности приобретают особую актуальность. В этой статье мы рассмотрим значение кибербезопасности для подростков и этики поведения в сети.

Характеристика пользовательского и журналистского контента

В статье затрагиваются значение и особенности профессиональной журналистики, соотношение с любительскими публикациями на различных платформах, ее роль в функционировании общественных институтов, возвышение значения любительской журналистики в условия...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Детерминанты российской ювенальной преступности

Данная статья посвящена определению основных причин, способствующих возникновению у несовершеннолетних желания совершать антиобщественные деяния в современных российских реалиях. В рамках анализа основных детерминант ювенальной преступности автором с...

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников

Статья посвящена анализу научной литературы, посвящённой дополнительному образованию и формированию имиджа образовательного учреждения. Рассматривается значимость и взаимосвязь данных понятий в условиях современной системы образования. Также приводят...

Социально-психологическая адаптация младших подростков

В статье рассмотрены основные характеристики адаптации, обозначены условия ее формирования, рассмотрен процесс дезадаптации. Произведен анализ взаимосвязи изучаемого феномена с возрастными особенностями младшего подросткового возраста. В заключении с...

Смысложизненые ориентации современных подростков в разных социокультурных пространствах

Предметом исследования в рамках данной статьи явилась специфика смысложизненных ориентаций у современных подростков в разных социокультурных пространствах. Авторами рассмотрены различные подходы к диагностике смысложизненных ориентаций, предложен ком...

Задать вопрос