Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Завадская, М. В. Особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем интернет-зависимости / М. В. Завадская, С. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51.1 (289.1). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65588/ (дата обращения: 21.11.2024).



В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.

Ключевые слова: интернет-зависимость, учебная мотивация, подростки.

Ввиду того, что за последние десятилетия социальные и экономическе условия жизни в России изменились, появились новые проблемы социальной и психологической направленности, связанные с культурой, образовательной деятельностью и духовным развитием. Одной из причин является неограниченный доступ к виртуальному пространству, которое часто становится альтернативой реальному существованию. Данная проблема особенно актуальна для молодежи. Сейчас сложно представить нашу жизнь без интернета, в современном мире не только студент, но и любой человек пользуется телефоном, компьютером. Все чаще такой своеобразный «симбиоз» человека и электронных устройств становится опасным. Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Одним из таких последствий может стать нарушение мотивационной деятельности, поэтому так важно оценить преобладающие мотивы в деятельности интернет-зависимых студентов и студентов, не зависимых от виртуального пространства.

Поскольку данная проблема обладает невероятной актуальность и обсуждается в самых различных сферах нашей жизнедеятельности целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации у интернет-зависимых студентов. Чтобы в полном объёме изучить проблему воосприятия интернет-пространства и особенностей мотивационной сферы мы использовали следующие методики: шкала на выявление интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS), опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета», методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), Тест — опросник МУН (мотивации успеха и боязни неудачи) А. А. Реана, самостоятельно разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом. Для выявления различий в уровне исследуемого признака мы использовали методы математической обработки — критерий Крускала-Уоллиса, ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).

В качестве респондентов в нашем исследовании участвовали 52 студента в возрасте от 17 до 21 года. Было выделено три группы: 1 — студенты с интернет-зависимостью, 2 — группа риска, 3 — группа нормы.

На основании показателей шкалы С. Чен среди студентов были выделены 3 группы: в 1 группе, куда вошёл 31 % студентов из нашей выборки, наблюдается присутствие интернет-зависимости, что выражается в наличии компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, неспособности контролировать длительность пребывания в сети, проблем личности и проблем со здоровьем. В группе риска возникновения зависимости от виртуального пространства оказалось 44 % выборки. В группу нормы вошли 25 % выборки, эти студенты не проявили признаков интернет-зависимого поведения (р=0,001). Данный факт подтверждается статистическими данными.

Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в восприятии интернета, проявляющиеся в не целенаправленности поведения (р=0,000), в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом (р=0,012), восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (р=0,001), восприятия времени в интернете (р=0,000).

Особенности восприятия интернета

Рис. 1. Особенности восприятия интернета.

при ** при р≤ 0,01.

Анализ результатов исследования показал, что интернет-зависимость в большей степени характерна для представителей женского пола (r=-0,332; р=0,016), юноши чаще используют интернет в качестве отдыха (r=0,286; р=0,040). Анализ результатов также показал, что старшие дети в семье реже становятся интернет-зависимыми (r=-0,340; p=0,014). Для интернет-зависимых студентов свойственна мотивация избегания неудач (r=-0,396; p=0,004). Студенты с мотивацией, ориентированной на успех, реже используют интернет для «снятия напряжения» (r=-0,276; p=0,047) и просмотра фильмов в интернете (r=-0,361; p=0,009). Мотивация на успех в большей степени характерна для более юных студентов (r=-0,411; p=0,002). В учебной деятельности более юных студентов чаще преобладают учебно-познавательные мотивы (r=-0,436; p=0,001).

Таблица 1

Анализ взаимосвязи уровня интернет-зависимости имотивации вучебной деятельности

** при р≤ 0,01.

Таким образом, проведя тщательный анализ результатов нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у трети респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все подростки примерно одинаково воспринимают пространство в интернете и не одушевляют интернет. Интернет-зависимость в большей степени характерна для девушек, юноши чаще используют интернет в качестве отдыха. Важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью в учебной деятельности чаще ориентированы на мотивацию избегания неудач. В деятельности более юных студентов преобладает мотивация на успех, они в большей степени ориентируются на учебно-познавательные мотивы. Студенты, в деятельности которых преобладает мотивация на успех, в меньшей степени склонны к использованию интернета для «снятия напряжения» и просмотру фильмов через интернет.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, интернет, виртуальное пространство, CIAS, интернет-зависимое поведение, мотивационная сфера, ранговая корреляция, учебная деятельность, учебная мотивация, Чен.


Похожие статьи

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Статья посвящена обсуждению особенностей конфликтного поведения современных подростков. В ней отдельно рассматривается значимость общения в социальных сетях и потребность подростков в интернете. А также в статье описаны причины конфликтов подростков ...

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости

В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уде...

Особенности восприятия времени людьми с интернет-зависимостью

В работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости у людей молодого возраста и её влияние на их субъективное восприятие времени.

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Психология игровой зависимости у подростка

В статье автор определяет факторы компьютерной игровой зависимости, положительные и отрицательные стороны влияния игр на личностную и познавательные сферы подростков.

К вопросу о влиянии компьютерной зависимости на личностные особенности подростков

В современном мире, насыщенном технологиями, компьютерная зависимость становится все более распространенным явлением, особенно среди подростков. Эта статья предоставляет теоретический обзор влияния компьютерной зависимости на личностные особенности п...

Похожие статьи

Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Подростковая тревожность: проблема и пути решения

В статье затрагивается проблема подростковой тревожности, особенности проявления тревожности, а также возможные причины популяризации данной проблемы у современных школьников.

Особенности конфликтного поведения современных подростков

Статья посвящена обсуждению особенностей конфликтного поведения современных подростков. В ней отдельно рассматривается значимость общения в социальных сетях и потребность подростков в интернете. А также в статье описаны причины конфликтов подростков ...

Особенности восприятия виртуальной реальности студентами с разным уровнем интернет-зависимости

В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уде...

Особенности восприятия времени людьми с интернет-зависимостью

В работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости у людей молодого возраста и её влияние на их субъективное восприятие времени.

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Исследование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Статья посвящена исследованию эмоциональной устойчивости у старшеклассников. Эмоциональная устойчивость во многом определяет психологическую готовность личности к профессиональной деятельности. Поэтому данная проблема актуальна в подростковой и молод...

Психология игровой зависимости у подростка

В статье автор определяет факторы компьютерной игровой зависимости, положительные и отрицательные стороны влияния игр на личностную и познавательные сферы подростков.

К вопросу о влиянии компьютерной зависимости на личностные особенности подростков

В современном мире, насыщенном технологиями, компьютерная зависимость становится все более распространенным явлением, особенно среди подростков. Эта статья предоставляет теоретический обзор влияния компьютерной зависимости на личностные особенности п...

Задать вопрос