Стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций являются нормой современного общества.
Интернет уже давно стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством.
Как правило, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение. Проблема компьютерной зависимости стоит в современном обществе остро. Особенно актуальна эта проблема у подростков.
Под компьютерной зависимостью стоит интернет-зависимость и игромания. Эти обе зависимости, так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.
Как правило, у подростка, прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью, нарушается социальная адаптация, ему становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности.
Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру — ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна.
Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции, поэтому спустя некоторый период времени он начинает играть уже целенаправленно.
Чрезвычайно важно окружению подростка (родителю, классному руководителю, педагогу-предметнику), вовремя заметить некоторые тревожные признаки и предотвратить формирование глобальной компьютерной зависимости. Ведь именно окружающие первыми замечают изменения в характере и поведении зависимого от игр и интернета.
Важным психопрофилактическим инструментом по выявлению ранних форм зависимости является так же диагностическая работа школьного психолога, которая позволяет не только выявить подростков склонных к компьютерной зависимости, но и выделить некоторые общие признаки личностной сферы подростков, склонных к зависимому поведению.
На базе ГУО «Средняя школа № 37» г.Могилёва в период сентябрь-октябрь 2014 года, было проведено исследование, направленное на выявление личностных особенностей подростков, имеющих повышенный интерес к компьютеру.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе к участию в диагностике были привлечены все желающие подростки 8-х и 9-х классов (14–16 лет), проводившие за компьютером более 2-х часов в сутки.
В первичной диагностике приняло участие 97 подростков.
Им было предложено ответить всего на два вопроса теста-опросника «Шкала ложных пари» в адаптированном варианте А. А. Карпова, В. В. Козлова. По мнению многих авторов, опросник позволяет с высокой точностью проводить различие между проблемными и обычными он-лайн игроками (Нил и др., 2005).
У 24 % диагностированных подростков выявлен низкий уровень игровой он-лайн зависимости, у 56 % средний уровень и у 40 % высокий уровень игровой он-лайн зависимости.
Так же вниманию подростков был предложен тест-опросник на выявление ранних признаков компьютерной зависимости у несовершеннолетних.
Целью было определение уровень компьютерной зависимости учащихся. Тест состоит из двух блоков, для учащихся и родителей. В данном случае мною был использован первый блок теста.
В результате обработки этих двух тестов, были получены следующие данные:
У 22 % подростков, проводящих за компьютером не менее 2-х часов в сутки, выявлен низкий уровень компьютерной зависимости, у 45 % средний уровень и у 33 % подростков выявлен высокий уровень (риск) компьютерной зависимости.
У 24 % диагностированных подростков выявлен низкий уровень игровой он-лайн зависимости, у 56 % средний уровень и у 40 % высокий уровень игровой он-лайн зависимости.
К участию во втором этапе исследования, было приглашено только 44 % подростков (43 человека), показавшие по результатам обследования на первом этапе высокие показатели зависимости по одному (только игровая или компьютерная зависимость) или двум критериям тестов одновременно.
В дальнейшем исследовании по изучению индивидуально-личностных особенностей, были задействованы 28 подростков мужского пола и 15 женского пола. Средний возраст испытуемых 15 лет.
Подросткам было предложено ответить на вопросы следующих диагностических методик:
1.Уровень самооценки А. М. Кухарчук, В. В. Лях, С. Г. Макарова.
Цель: определение уровня самооценки.
В результате обработки у 85 % испытуемых выявлен низкий уровень самооценки, 13 % имели адекватную самооценку, лишь у 2 % самооценка была высокого уровня.
2.Диагностика самооценки психических состояний Г.Айзенка.
Цель: определение уровня тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности.
В результате обработки показатели тревожности у 55 % подростков были низкого уровня, у 45 % среднего уровня, 5 % показали высокий уровень тревожности.
Фрустрация: 60 % низкий уровень,35 % средний уровень, 5 % высокий уровень фрустрации.
Агрессивность: 26 % низкий уровень,51 % средний уровень, 23 % высокий уровень агрессивности.
Ригидность: 30 % низкий уровень,60 % средний уровень, 10 % высокий уровень ригидности.
3. Тест «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.
Цель: оценка общего уровня общительности.
У 2 % подростков выявлен низкий уровень коммуникабельности (до 24 баллов), у 60 % средний уровень общительности, у 38 % выявлен высокий уровень коммуникабельности и потребности в общении.
Таким образом, если проанализировать полученные данные, то можно сделать некоторые общие выводы о некоторых личностных особенностях подростков, имеющих высокий риск развития компьютерной зависимости.
Так, в ходе исследования, выявлена чёткая взаимосвязь низкого уровня самооценки и склонности к зависимости от компьютера. Получены высокие показатели данного фактора, как критерия-маркера, который может быть использован специалистами по выделению «групп риска» подростков, склонных к развитию игровой и интернет-зависимости.
В ходе анализа выявлено, что такие факторы, как личностная тревожность и ригидность не являются ведущими признаками личностных особенностей подростков, имеющих компьютерную зависимость.
Уровень фрустрации у подростков оказался занижен, что говорит об устойчивости подростков выделенной группы к неудачам, отсутствию страха перед трудностями.
По критерию агрессивности, следует заметить, что наиболее высокие её показатели были выявлены у учащихся с игровой он-лайн зависимостью, и более низкие при интернет-зависимости.
Высокие показатели по такому критерию, как, как коммуникативность, были обнаружены у подавляющего большинства обследованных подростков, что свидетельствует о ещё одном важном критерии-маркере, наряду с низкой самооценкой — это высокая потребность в общении с другими и высокий уровень общительности подростков, имеющих компьютерную зависимость.
Можно предположить, что наличие низкой самооценки подростков и вместе с тем их высокая потребность в общении с другими, возможно, и являются ведущими причинами «зависания» обследованных подростков в сети Internet.
Впоследствии среди задействованных на первом этапе подростков, было проведено информационное групповое занятие по ознакомлению с результатами диагностики, были даны рекомендации по профилактике игровой и интернет-зависимости, разработаны и распространены тематические буклеты.
Среди подростков, задействованных на втором этапе, дополнительно были проведены индивидуальные беседы и цикл групповых занятий, направленный на развитие коммуникативных навыков и повышение самооценки.
На итоговом занятии с подростками было проведена повторная диагностика, направленная на анализ динамики самооценки и степени изменения уровня компьютерной зависимости.
На заключительном этапе было протестировано 42 подростка из 43, показавших на первом этапе исследования высокий риск интернет-зависимости. При повторной диагностике следует отметить общее снижение показателей интернет зависимости как по одному (только игровая или компьютерная зависимость), так и по двум критериям тестов одновременно.
Литература:
1. Альманах психологических тестов. — М.: Изд-во КСП, 1995. — 400 с.
2. Батаршев А. В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2004.- 320с.
3. Козлов В. В., Карпов А. А. Психология игровой зависимости.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2011.-336с.
4. Тесты для выбирающих профессию/Сост.А. М. Кухарчук,В. В. Лях,С. Г. Макарова.-Мн.: «Соврем.слово»,2005.-288с.