Психологические аспекты преступности несовершеннолетних
Автор: Кириллова Елена Борисовна
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2015
Статья просмотрена: 2940 раз
Библиографическое описание:
Кириллова, Е. Б. Психологические аспекты преступности несовершеннолетних / Е. Б. Кириллова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7307/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одним из основных направлений деятельности полиции является противодействие преступности [7, с.1]. Однако несмотря на активные меры по предотвращению и пресечению преступлений в РФ наблюдается достаточно высокий уровень преступности среди несовершеннолетних. Так, согласно сведениям статистики ГИАЦ МВД России,за 2014 год, каждое двадцать второе преступление совершено несовершеннолетними или при их участии. В динамике указанные данные выглядят следующим образом:
- 2012 год на территории РФ несовершеннолетними или с их участием было совершено 64270 преступлений, из них тяжких и особо тяжких — 14529.
- 2013 год — 67225 преступлений, из них тяжких и особо тяжких — 14634.
- 2014 год, согласно статистическим данным с января по октябрь — 47746 преступлений, из них тяжких и особо тяжких 11145 [8].
Из представленных данных видно, что проблема преступности среди несовершеннолетних остро стоит в современном обществе. В связи с этим научный интерес к явлению преступности в среде несовершеннолетних максимально высок, однако, не смотря на исследования, проводимые в данной области до сих пор нет однозначного ответа на ряд вопросов, касающихся детерминант преступного поведения и факторов его определяющих. Нет единого мнения относительно того, возможно ли спрогнозировать преступное поведение несовершеннолетних на более ранних этапах развития, каковы должны быть меры коррекционного воздействия на них. На наш взгляд это прежде всего связано со сложностью и многогранностью исследуемого явления, которое требует комплексного и всестороннего изучения. Невозможно раскрыть сущность преступного поведения объясняя его только лишь плохой наследственностью или низким социальным статусом родителей. Необходимо учитывать, как индивидуальные особенности личности, так и всю совокупность социальных и социально-психологических факторов, влияющих на нее.
Признание влияния социальных условий, противоречий в развитии общества на характер нравственного формирования личности является решающим в объяснении причин противоправного поведения несовершеннолетних [5, с.57]. Среди многообразия факторов, которые, по мнению исследователей, оказывают наибольшее влияние на преступное поведение несовершеннолетних первостепенными в настоящее время считаются социальные факторы и индивидуальные психологические особенности. Влияние средовых факторов на развитие и формирование личности не требует доказательств, но на наш взгляд сами по себе социальные факторы не могут выступать единственной причиной преступного поведения. Они выступают теми движущими силами, которые влияют на развитие и становление личности, они могут выступать основой формирования характера.
Будучи сформированы определенной средой личностные особенности во взаимодействии с конкретной жизненной ситуацией и определяют выбор варианта поведения правоверного или неправомерного, выбор его целей и средств [5, с.40].
Наука о преступном поведении, развиваясь в рамках криминологии, на современном этапе тесно связана с психологией. Невозможно объяснить преступное поведение без учета психологических знаний о мотивах, потребностях, ценностных ориентациях, характерологических особенностях личности.
Для криминологии давно стало аксиомой утверждение, что причиной преступного поведения является взаимодействие среды и личности [4, с.10]. Несмотря на проведенные исследования преступного поведения несовершеннолетних, на наш взгляд недостаточное внимание до сих пор было уделено существующей взаимосвязи социально-психологических факторов с характерологическими особенностями. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на формирование характерологических особенностей несовершеннолетних преступников? Существует ли взаимосвязь этих особенностей с видом совершенного деликта? Все эти вопросы требуют дополнительного исследования.
О проблемах исследования преступного поведения довольно точно высказался Ю. М. Антонян: «Распространено традиционное параметрическое описание отдельных черт и свойств личности преступника, которые, по мнению тех или иных исследователей, влияют на преступное поведение. Очень мало системных исследований, даже главных характеристик личности преступника в их совокупности и взаимодействии между собой и с различными элементами внешней среды, без чего невозможно понять причины и механизмы преступления, а, следовательно, разработать эффективные меры его профилактики» [2, с.8]. Сейчас, до начала экспериментальной части исследования мы предполагаем, что на формирование преступного поведения несовершеннолетних оказывает влияние целая совокупность факторов, среди которых ведущее значение имеют средовые факторы как основа формирования характера несовершеннолетнего. Конкретные факторы будут определены в ходе исследования.
Планируемая выборка исследования — несовершеннолетние осужденные исправительных колоний. Избирательность выборки исследования обусловлена в том числе возрастными особенностями осужденных. Согласно УК РФ, уголовная ответственность несовершеннолетних наступает по достижению ими возраста 16 лет, в отдельных случаях с 14 лет. Таким образом большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними приходятся на подростковый возраст, а нас интересует именно подростковый возраст, как один из самых нестабильных периодов развития личности. В этой связи особого внимания заслуживают преступления несовершеннолетних, совершенные в составе групп. Использование несовершеннолетних при совершении групповых преступлений связано, во-первых, с тем, что уровень воздействия на несовершеннолетнего со стороны закона значительно ниже, чем на совершеннолетнего преступника. Во-вторых, это связано с возрастными и психологическими особенностями несовершеннолетнего, который находится на таком этапе своего развития, который характеризуется повышенной чувствительностью к влиянию внешней среды. Зачастую именно этот фактор позволяет «опытному» преступнику склонить его к тем или иным противоправным действиям.
Все большее количество авторов указывает на появление новой категории несовершеннолетних преступников — преступников из «благополучных семей». Здесь нужно уточнить, что под благополучными семьями мы понимаем материально обеспеченные семьи, в которых родители имеют достаточно высокий социальный статус в обществе. В этой связи очевидно, что учет лишь одних социально-психологических факторов не объяснит их преступного поведения.
Истинная психологическая мотивация совершения преступлений у подростков из «благополучных» семей кроется в их внутреннем мировосприятии, в их самосознании и самопонимании, сформировавшихся, в первую очередь, под влиянием норм и установок нашего современного российского общества [3, с.5].
Психологический интерес к исследованию категории подростков обусловлен тем, что в подростковом возрасте происходит активная трансформация характера. По мнению А. Е. Личко: «Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при взрослении» [6, с.8]. В подростковом возрасте ярко проявляются акцентуации характера. Которые в свою очередь по мнению некоторых ученых могут выступать предпосылками преступного поведения несовершеннолетних.
Мы предполагаем, что с нарастанием выраженности акцентуации усиливается давление на психологические барьеры, препятствующие распространению акцентуированного поведения на ситуации, где их проявление нежелательно [1, с.55]. А. Е. Личко отмечал: «Подростки с явными акцентуациями характера составляют группу «повышенного риска» — они податливы к определенным пагубным влияниям среды и психическим травмам <…> Наиболее частыми в подростковом периоде нарушениями, возникающими на фоне акцентуаций характера, являются транзиторные непсихотические девиации поведения — делинквентность, алкоголизация, суицидальное поведение и др.». [6, c.23]. Однако до сих пор остается открытым вопрос под влиянием каких факторов ацентуированные черты формируются. Очевидно, что само по себе наличие акцентуации характера у подростков не гарантирует возникновение преступного поведения, но акцентуации выступают дополнительным фактором риска делинквентного поведения, поскольку такие подростки обладают меньшей устойчивостью к негативному влиянию окружающей среды.
Акцентуации характера выступают в роли внутренних условий совершения преступления в совокупности с другими субъективными факторами [1, с.40].
Нестабильная обстановка в нашей стране, вызванная изменениями в экономической, политической и культурной сфере, а также достаточно напряженные международные отношения оказывают большое влияние на рост преступности. Преступность несовершеннолетних заслуживает в этом контексте особого внимания, поскольку именно здоровое, культурно развитое, образованное поколение служит фундаментом для дальнейшего развития страны, общества и государства. Все вышесказанное обуславливает актуальность и необходимость начатого исследования. Оно позволит обобщить и расширить знания о психологии преступного
поведении несовершеннолетних, позволит определить под влиянием каких социально-психологических факторов происходят характерологические изменения и какие из факторов оказывают наибольшее влияние на формирование характера. Также будут выявлены количественные и качественные взаимосвязи, существующие между характерологическими особенностями и видом преступления, между социально-психологическими факторами и видом совершенного преступления. Учет социальных факторов позволит выявить причины преступного поведения несовершеннолетних из «благополучных» семей.
Составленные по результатам исследования практические рекомендации позволят повысить эффективность воспитательной и профилактической работы с несовершеннолетними преступниками в системе МВД и УФСИН РФ. Также результаты исследования могут быть положены в основу составления программы психологической реабилитации для несовершеннолетних преступников. Кроме того, исходя из анализа имеющихся у конкретного несовершеннолетнего преступника характерологических и индивидных особенностей, а также влияния социально-психологических факторов возможно осуществлять прогноз преступного поведения несовершеннолетних. Результаты данного исследования могут быть использованы при раскрытии преступлений несовершеннолетних и составлении психологического портрета несовершеннолетнего преступника.
Литература:
1. Антонян Ю. М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. Учеб. пособие /М-во внутр. дел Рос. Федерации. Всерос. НИИ. — М.: ВНИИ МВД РФ, 1993. — 115 с.
2. Антонян Ю. М. Изучение личности преступника. Учеб. пособие. — М.: ВНИИ МВД СССР, 1982. — 80 с.
3. Васкэ Е. В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ. — М.: Генезис, 2009. — 428 с.
4. Дурушев Ю. А. Факторы, влияющие на формирование личности преступника. М.: Спутник, 2010. — 43 с.
5. Ермаков В. Д. Несовершеннолетние преступники в России /В. Ермаков, Н. Крюкова; Ин-т междунар. права и экономики им. А. С. Грибоедова. — М.: ИМПЭ, 1999. — 256 с.
6. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2013. — 256 с.
7. ФЗ «О полиции» N 3-ФЗ от 07.02.2011
8. https://mvd.ru/mvd/structure1/Centri/Glavnij_informacionno_analiticheskij_cen