Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют особую роль при формировании неформальных группировок. Подобное объединение несовершеннолетних — это не только объективная реальность, но и необходимость, суть которой может быть понята, если учитывать существование таких типов культур, как: постфигуративный, означающий, что дети учатся у своих родителей; конфигуративный — дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративный — взрослые также учатся у своих детей. Поскольку в реальной жизни все эти типы культур действуют одновременно, несовершеннолетние объективно стремятся к объединению, в том числе со своими сверстниками. Для дошкольника наиболее авторитетны родители, для первоклассника — учительница, для юноши — его сверстники.
Среди создаваемых несовершеннолетними групп психологи выделяют просоциальные, социально индифферентные и антисоциальные. При этом группировки с явно асоциальной направленностью объединяют не более 10 % молодежи. Оставшиеся 90 % — это резерв, который пополняет асоциальные группировки либо противостоит им.
Однако никакая формальная организация не способна охватить все стороны социальной среды, все интересы человека. Чем энергичнее пытаются разрушить порядки, установленные неофициальными правилами, тем они устойчивее.
Причины и условия преступности несовершеннолетних, как и преступности в целом, носят социально обусловленный характер. Они прежде всего зависят от конкретных исторических условий жизни общества, от содержания и направленности его институтов, от сущности и способов решения основных противоречий.
Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к глубинной переориентации молодежи с коллективистских духовных ценностей на корыстно-индивидуалистические. За 20 лет выросло целое поколение, которое с малых лет занимается уличной торговлей, охранной деятельностью в сомнительных учреждениях и т. п. Несовершеннолетние, воспитываясь в условиях, когда многие вопросы решались в отсутствие необходимого правового поля, привыкли не соблюдать предписания законов. Более того, у многих их них вошло в привычку постоянно всех обманывать и жить в страхе за собственную жизнь.
У многих несовершеннолетних появилась, если так можно сказать, «робин-гудовская» психология мести за несправедливость по отношению к ним, которая облегчает для них совершение преступления. Они внутренне не согласны с навязанным им клеймом «социального аутсайдерства». Характерный пример — организованная подростковая преступная группировка А. Короткова, действовавшая в первой половине 90-х годов в Екатеринбурге (к суду было привлечено 24 человека). Участники этого сообщества действовали как по личным, так и по социальным мотивам: формирование нового общества и открытого социального и имущественного неравенства совпало с формированием их как личностей, при этом они воспринимали происходящее как несправедливость. В совмещении с дворовым культом насилия это послужило оправданием совершённых ими разбойных нападений и грабежей, а иногда и убийств. Для грабежа квартир они использовали альпинистское снаряжение, спиртное добывали себе путём угрозы убийством продавцов коммерческих магазинов. Причём Коротков присвоил себе право казнить даже своих приближённых, если только подозревал их в намерении выдать остальных (на суде ему инкриминировалось и то, что он командовал расправой над тремя участниками своей же группировки, в том числе одной женщиной). Группировка действовала дерзко и настолько непрофессионально, что следователи и судьи были поражены, как никто не попался при первых же налётах. [1]
В полной мере все сказанное относится и к несовершеннолетним, совершающим общественно опасные деяния.
К числу нравственно-психологических особенностей таких лиц следует отнести их интересы, потребности, увлечения, жизненные цели и ориентации.
По своему содержанию различают интересы активного и пассивного характера. Активные побуждают человека к интенсивным действиям, направленным на удовлетворение этих интересов. Они выступают в качестве стимула развития личности в овладении знаниями и навыками, в формировании способностей и характера. Человек с пассивными интересами не стремится к глубоким познаниям и к творческой деятельности.
В период взросления у несовершеннолетних с отклоняющимся поведением появляется больше свободного незанятого времени, а желание занять его чем-нибудь приводит к употреблению спиртных напитков, наркотиков, психоактивных веществ и другим антиобщественным занятиям.
Многие криминологи фиксируют у несовершеннолетних преступников, и это подтверждено в ходе нашего исследования, ограниченность круга потребностей и интересов, примитивный характер многих из них. Для них характерно преобладание материальных, причем часто сиюминутных, интересов, над духовными. Они не видят смысла в повышении своего образовательного и духовного уровня, не посещают библиотеки, театры, выставки, не читают книги. Кино, телевидение, видео для них — лишь способ провести время. При этом они предпочитают «легкие» фильмы (эротику, боевики). Им свойственно праздное времяпрепровождение, ослабление чувства стыда, равнодушие к другим людям и их переживаниям, эмоциональная несдержанность, грубость, лживость, лицемерие [2].
С профилактической точки зрения, правоохранительным органам, прежде всего органам внутренних дел, необходимо знать мотивы общественно опасного поведения несовершеннолетних.
Как уже ранее отмечалось, для общественно опасных деяний лиц, не достигших возраста уголовной ответственности присущ в основном корыстный характер. Поэтому корыстные мотивы являются самыми распространенными в общественно опасном поведении несовершеннолетних.
Ученые отмечают, и это подтвердилось в ходе нашего исследования, что если подростки мужского пола совершают корыстные деяния ради приобретения мобильных телефонов, аудио- и видеоаппаратуры, модной одежды (40,3 %), спиртных напитков и наркотиков (3,7 %), то девушки — для приобретения модной и дорогой одежды, обуви, косметики и украшений. [3]
Достаточно распространены у несовершеннолетних хулиганские мотивы преступного поведения. Хулиганскими побуждениями принято называть стремление в вызывающей форме проявить себя, выразить пренебрежение к обществу, другим людям, законам и правилам общежития.
Следует отметить, что именно для несовершеннолетних преступников характерны так называемые нетрадиционные мотивы, которые практически не встречаются или встречаются очень редко в преступном поведении взрослых.
Наличие таких нетрадиционных мотивов преступного поведения несовершеннолетних объясняется тем, что именно у подростков жизненные цели смещаются в сторону психологического комфорта в группе. Для подростков вообще характерно проведение значительного количества времени в группах своих друзей, сверстников, одноклассников, что и обусловливает групповой характер поведения несовершеннолетних, в том числе и преступного.
Как отмечал С. А. Тарарухин, «именно на почве стихийных групп прежде всего и возникает преступная деятельность несовершеннолетних». Такие группы служат для подростка не только формой времяпрепровождения, но и способом удовлетворения потребностей в общении со сверстниками, самоутверждения среди них [4].
Таким образом, подводя итоги рассмотрения криминологических особенностей лиц, совершающих общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности, следует отметить, что среди них преобладают подростки до 14 лет (67,3 %), подростки в возрасте 14–15 лет составляют соответственно — 32,7 %.
Абсолютное большинство из них лица мужского пола (95,7 %), учащиеся школ или профессиональных училищ (77,7 %); выходцы из неполных (53,5 %) и неблагополучных семей. Такие лица в основной массе действуют из корыстных побуждений (79,7 %).
Исследование позволило выделить следующие типы личности таких лиц: полностью социально-запущенный (28,7 %); частично социально-запущенный (29,3 %); социально нейтральный (33,7 %); социально-положительный (8,3 %). [5]
Знание изученных криминологических особенностей лиц, совершающих общественно опасные деяния (проступки) до достижения возраста уголовной ответственности, необходимо правоохранительным органам и иным субъектам предупредительной деятельности для ее эффективного осуществления в целях сокращения количества подобных деяний (проступков).
Литература:
- Антонян Ю. М., Эминов В. Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. — М.: Норма, Инфра-М, 2014. — С. 128.
- Выготский Л. С. Несовершеннолетние преступники: криминологический портрет //Социологические исследования. 2013. № 3. — С. 57.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2012. — С. 327.
- Балаян Н. В. Общественно опасные деяния лиц, не достигших возраста уголовной ответственности, как криминологическая проблема. — СПб.: Нева, 2012. — С. 21.
- Чуфаровский Ю. В. Юридическая психология. — М.: Инфра-М, 2012 — С. 138.