Подростковая преступность как проблема современного общества
Авторы: Матафонова Татьяна Николаевна, Золотарева Людмила Николаевна, Колесникова Елена Витальевна, Севостьянова Людмила Михайловна, Котлова Надежда Викторовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 15.01.2019
Статья просмотрена: 25216 раз
Библиографическое описание:
Подростковая преступность как проблема современного общества / Т. Н. Матафонова, Л. Н. Золотарева, Е. В. Колесникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14782/ (дата обращения: 17.12.2024).
Подростковая преступность с каждым днем становится бичом современного общества и приобретает особую значимость.
Подростковый возраст, переломный возраст в развитии ребенка, перехода из детства во взрослую жизнь. В ходе формирования и развития личности этот возраст считается проблемным. Это время приспособления подростка к условиям жизни в обществе, когда они еще не умеют ориентироваться в пространстве взрослых.
Жестокая реальность современной жизни зачастую подросткам не оставляет иного выбора, как нарушать закон в целях самосохранения или самоутверждения.
Человек, как личность не может развиваться вне общества. Ему необходимо межличностное общение, единение взглядов и общих интересов. Стремление к познанию чего–то нового, необычного не редко, приводит подростков в криминальную группировку.
Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются распространенными явлениями в современном мире. Необходимо понять, почему так происходит.
В подростковом возрасте правонарушения совершаются в основном в составе группы, чем объясняется потребность ребенка в интимно-личностном общении, самовыражении, самоутверждении. И в то же время предоставляется возможность переложить совершенное деяние на членов группы, тем самым облегчив себе наказание.
В группе, у подростка складывается чувство защищенности, анонимности при совершении правонарушений. Нахождение подростка в асоциальной группе является фактором риска для совершения им преступления, поэтому необходимо вести работу по предотвращению неформальных групп правонарушителей. Такие группы влияют на формирование взглядов, противоправных установок, норм поведения детей, толкают к совершению противоправных действий.
Собственно, главную проблему для подросткового возраста составляет несоответствие объективных условий и возможностей целям, устремлениям, желаниям подростка. Это «противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителями и реальными возможностями их удовлетворения — все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать негативным девиациям» [3, стр. 3]
Основные причины, которые способствуют девиантному поведению несовершеннолетних, это:
‒ Влияние семьи, где происходит усвоение ребенком образца межличностных отношений, усвоение умений стоить свою будущую жизнь согласно нормам общества. В основном, подростки с девиантным поведением выходят из семей с низким социальным статусом, трудным материальным положением, они берут пример с асоциального поведения их родителей. В неблагополучных семьях отсутствует контроль над поведением, времяпровождением ребенка.
Влияние семьи на воспитание ребенка может быть как прямое, так и косвенное.
Прямое отрицательное влияние семьи заключается в том, что противоправное поведение со стороны родителей и других старших членов семьи (злоупотребление алкоголем, аморальное поведение, тунеядство, и т. д.) непосредственно подаёт отрицательный пример детям.
Косвенное отрицательное влияние семьизаключается в потакании аморальным поступкам детей, неумеренное удовлетворение потребностей и запросов, освобождение от семейных обязанностей, т. е. балование. В результате у таких избалованных подростков формируется эгоизм, завышенные притязания, неуважение к другим людям, игнорирование их интересов, безответственность и т. п. [2, стр. 319]
Не редко бывает, когда родители не желают понимать своего ребенка, не уделяют должного внимания его досугу, который ребенок не может выбрать самостоятельно, так же испытывает трудности в учебе. Дети, обделенные вниманием, чувствуют себя неполноценными, не способными преодолевать трудности. В результате образуется много свободного времени, не зная, куда себя деть, они образуют группы по интересам по месту жительства, не исключено, что эта группа не может носить криминальный характер.
‒ Влияние ближайшего окружения, в котором образуется свой круг общения, появляются новые друзья и знакомые. По мере взросления подросток копирует поведение сверстников, которые являются источником информации, что служит для формирования новых взглядов и оказывают на него большое влияние. Ближайшее окружение дает подростку чувство внутренней защищенности, возможность к самореализации. В ближайшем окружении могут оказаться не только люди социально благополучные, но и асоциальные. Как правило, асоциальные субъекты образуют преступную группу, которая демонстрирует перед ее новым членом приемы психологической защищенности, доверия, взаимопомощи.
‒ Неприятие личности коллективом, где ребенок становится «изгоем общества». Его не принимает коллектив по каким-либо причинам. Подросток чувствует одиноким, ненужным. Он стремится всякими способами выйти из состояния незащищенности, неприкаянности. Таких ребят охотно принимает криминальная группа, гарантируя ему поддержку, понимание, физическую и материальную защиту.
‒ Неправильное истолкование информации.
Подростковый возраст — это возраст подражания кумирам, копирование внешнего их вида и поведения. Они стремятся быть похожими на мужественных героев кино, литературы, на авторитетных сверстников. В конечном итоге, такое подражание приводит детей к увлечению вредными привычками, это табакокурение, употребление наркотических веществ, алкогольной продукции, а также к криминальному и асоциальному поведению.
Дети, увлекаясь просмотрами кинофильмов, компьютерными играми с демонстрацией сцен насилия и убийства проявляют желание осуществить их в реальности.
Преступления подростки, в основном, совершают группой, так как в силу своего возраста нуждаются в общении со сверстниками. Попадая в криминальную группу, они вовлекаются в деятельность негативной направленности, на которую в одиночку они вряд ли отважились.
Группы несовершеннолетних правонарушителей не возникают «на пустом месте». Их образованию способствует множество взаимосвязанных условий и причин, например, такие, как недостатки семейного, школьного, общественного воспитания, а субъективными предпосылками их возникновения — личностные особенности подростков и их взаимодействие с социальной микросредой. [1, стр. 92–98]
Изначально подростки не объединяются в группы для совершения правонарушений. На данном этапе их объединяет интимно-личностное общение, новые знакомства, новые впечатления, желание найти компанию друзей. Попадая в группу, каждый подросток стремиться реализовать себя, самоутвердиться, принять участие в совместной деятельности.
Подросток, который не смог примкнуть к какой-либо молодежной группе чувствует себя изгоем, развивается комплекс неполноценности, ненужности. Таким детям присуще агрессивное поведение, плохая успеваемость, непослушание. Их, как правило, отвергает общество, понижается оценка в глазах родителей, учителей, сверстников. Подростки, не способные проявить себя в учебе, общении стремятся найти для себя оптимальный круг общения, пытаются найти среду, где ему будет комфортно.
Несовершеннолетние, не принятые нормальным обществом, образуют преступные группировки. Причинами объединения подростков в группы криминалистической направленности разнообразны — это и общность интересов, и похожие судьбы, и недовольство своим социальным статусом, и общие цели.
Как правило, такие группы создаются во время досугового времяпровождения, которое не контролируется педагогами и родителями, где ребенок может получить как физическую, так и эмоциональную поддержку, обрести чувство защищенности, избавит от одиночества.
Подростки с отклоняющимся поведением не умеют самостоятельно распределять свое время. Если во время учебного процесса подросток чувствует скуку, то атмосфера преступной группы, в которой присутствуют различные атрибуты и ритуалы уголовной направленности кажется ему интересной. В основном такие группы совершают разбойные нападения, кражи, грабежи, насильственные преступления. Предметами посягательств являются — деньги, драгоценности, телефоны, автомобили и т.д.
Подросток, который совершил преступление, отличается от других сверстников не сдержанным, агрессивным поведением, склонностью к созданию конфликтных ситуаций, неумением подчиняться. Такие дети испытывают трудности в социальной адаптации.
Несовершеннолетний, совершивший преступление не всегда согласиться с тем, что он совершил противоправный поступок. К противоправному деянию относится как к приключению. Не редко такие дети, попадая в «группу риска», помещаются в реабилитационные центры для несовершеннолетних.
Перед педагогами и психологами стоит серьезная задача перевоспитания подростка, преступившего закон. Работа должна быть направлена на психологическую эмоциональную поддержку подростков, включающая в себя профилактические занятия, а также работа с родителями.
Встает вопрос в необходимости составления реабилитационных и коррекционных программ, в которых определяются основные направления работы с подростками-нарушителями. Наиболее эффективные направления работы — это гражданско-правовое просвещение, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Педагогу, работающему с подростками — нарушителями необходимо продумывать разнообразные формы занятий, например, беседы, дискуссии, лекции о нормах и правилах поведения в обществе; игры, как средство самовыражения подростка, где он может проанализировать свое поведение или поступок и другие.
Следует помнить, что подростки, в силу своих возрастных особенностей, не могут долго выполнять однообразную работу или находиться долго в одном и том же окружении. Они нуждаются в постоянной смене впечатлений. Необходимо увлекать подростка в интересную, увлекательную деятельность, требующую творческого подхода в соответствии с их психическими и физическими возможностями. Большое внимание нужно уделять вовлечению несовершеннолетних к занятиям спортом, привитию санитарно-гигиенических навыков.
Профилактическая работа с подростками — это длительный и кропотливый труд, позволяющий решить не только сиюминутную проблему ребенка, но и предотвратить в дальнейшем совершение им неблаговидных поступков.
Литература:
- Башкатов И. П., «Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодёжи», С. 92–98
- Пирожков В. Ф. «Криминальная психология» М.: Ось-89, 2007, С. 319
- Шнейдер Л. Б. «Девиантное поведение детей и подростков» М.: Академический проект; Трикста, 2005, С. 3