Подростковый возраст — период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Этот период можно определить как критический в развитии личности человека. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, познания окружающего мира и себя в том числе. В этом возрасте психика ребенка нестабильна и восприимчива к происходящему вокруг.
Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру, один из этапов формирования личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка. Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Основания для такого объяснения очевидны. Подростковый возраст характеризуется бурными изменениями в анатомии и физиологии подростка. Он интенсивно растет, увеличивается масса тела, интенсивно растет скелет (быстрее, чем мышцы), развивается сердечно-сосудистая система. Идет половое созревание. Подросток продолжает жить в семье, учиться, он окружен по большей части теми же сверстниками. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой — быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. У него придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.
Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер:
- Пубертатное развитие. На протяжении сравнительно короткого периода тело подростка претерпевает существенные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
- Когнитивное развитие . Формирование интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными преобразованиями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
- Преобразование социализации . Доминирующее воздействие семьи в детстве со временем сменяется влиянием группой ровесников, выступающей основой референтных норм поведения и получения определенного статуса.
Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
- Становление идентичности. Образование психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, содержит три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
В данный промежуток времени совершается коренная перестройка прежде сформировавшихся психологических структур, появляются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, возникает единая нацеленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Обсуждая вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска», Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.
Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».
Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.
Физиологический рост предоставляет подростку ощущение зрелости, однако общественное положение никак не изменяется. И в этом случае появляется соперничество за признание своих прав, самостоятельности, то, что безусловно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.
Суть подросткового кризиса составляют свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции, к ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увлечения.
Подросток делает ещё один шаг в развитии своего самосознания, чувство взрослости становится центральным новообразованием.
В подростковом возрасте последовательно появляется особая форма становление нового уровня самосознания «Я-концепция». Я-концепция, в сущности, устанавливает не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Существует три психологических составляющих Я-концепции:
- Когнитивная составляющая. Образ Я — представление индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.
- Оценочная составляющая. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
- Поведенческая составляющая. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов.
По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Наряду с самооценкой, важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей.
Таким образом, на образование подросткового кризиса влияют как внутренние, так и внешние факторы. Внутренние факторы, внутренние запреты, мешающие подростку осуществить задуманное, состоят в индивидуальных чертах характера и личностных особенностях, привычка подчиняться взрослым и др. Факторы, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения, которые характеризуются постоянным контролем со стороны взрослых, являются внешними факторами.
Литература:
- Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник пособие для студ. вузов—— 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 672 с.
- Аверин В. А. Психология детей и подростков [Текст] — Издательство Михайлова В. А.,1998. — 379 с
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. [Текст]/Избр. психол. труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с. — (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: В 70 т.). — Библиогр.: 342- 348 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. [Текст] / М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
- Крайг Г. Психология развития. [Текст] — СПб.: Питер, 2007. — 987 с.
- Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. [Текст] /М. Педагогика, 2006. — 172 с.
- Кондаков И. М. Диагностика профессиональных установок подростков [Текст] // Вопросы психологии № 2. 1997. 122–130 с.
- Левченко А. Психологические особенности подросткового возраста [Текст] // Психолог. 2003. — 319 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст [Текст]: Проблемы становления личности. М.: Мир, 2004. — 319 с.