Возникновение молодежного экстремизма в России — это закономерный процесс, который обусловлен в большей степени преобразованиями, произошедшими в политической, социальной, экономической жизни общества и государства. Стоит учитывать тот факт, что это не просто тенденция, которая характерна для Российского государства, но и для всего мирового сообщества в целом.
На сегодняшний день принято выделять несколько основных этапов в истории становления молодежного экстремизма [1, с. 32].
Так, первым этапом считается дореволюционный. Данный период датирован 4 апреля 1866 года. Именно в этот день произошел выстрел в Александра II. Часть исследователей придерживаются позиции о том, что начало молодежного экстремизма — это попытка государственного переворота 25 декабря 1825 года. В данных исторических событиях принимало участие и значительное количество молодежи.
Большая часть исследователей придерживается позиции о том, что экстремизм среди молодежи на данном историческом этапе был неким средством запугивания, а также свержения царской власти. И терроризм стал наиболее распространенной формой экстремизма. Поскольку молодежный экстремизм был относительно новым явлением для Российского государства, то и отсутствовали меры, с помощью которых можно было ему противостоять.
Следующим этапом в молодежном экстремизме принять выделять советский период, который охватывает 1917 -1991 года. Данный период характеризуется тем, что экстремизм молодежи был выражен слабо. Все это привело к тому, что в уголовном законодательстве не была предусмотрена уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности. Интересным представляется тот факт, что субъектом таких экстремистских противоправных деяний была рабоче-крестьянская молодежь. И уже к 20-м годам ХХ века стали весьма распространенными среди молодежи такие противоправные деяния, как преступления против порядка управления, контрреволюционные преступления [2, с. 21].
Следующим, не менее важным этапом, был переходный, который датируется 1991–2000 годами. Именно в этот период, по мнению большей части исследователей, молодежный экстремизм достиг своего пика развития. И здесь можно обозначить ряд особенностей, которые характерны для молодежного экстремизма данного исторического периода:
− повсеместное массовое распространение экстремизма в молодежной среде в Российской Федерации;
− субъектами преступлений экстремистской направленности становится молодежь, которая не работает и не занимается общественно полезными занятиями;
− стали возникать различные формы проявления экстремизма [3, с. 11].
Начиная с 2000 года, начался современный этап в истории молодежного экстремизма. Данный этап длится и сегодня. И здесь можно обозначить ряд основных характеристик:
− формальное закрепление понятие экстремисткой деятельности (экстремизма);
− закрепление на законодательном уровне ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности;
− разработка мероприятий, направленных на осуществление противодействия экстремизму в молодежной среде;
− появление разнообразных форм экстремизма в молодежной среде;
− экстремизм в молодежной среде приобрел глобальный характер [4, с. 43].
На сегодняшний день экстремизм воспринимается в качестве своеобразной приверженности к крайним взглядам, а в первую очередь к мерам. Так, к таким мерам необходимо отнести: провокация беспорядков, различные террористические акции и т. д. Стоит учитывать и тот факт, что негативно на рост экстремизма в молодежной среде оказывают влияние и различные социальные, экономические кризисы, падение уровня жизни населения и т. д.
Все это приводит к тому, что ежегодно отмечается увеличение количества молодежных субкультур, которые как раз и носят некую экстремистскую направленность. По мнению Бааль Н. Б., проявление экстремизма в молодежной среде связано с наличием конфликтов конкурирующих поколений, представляющих спектр политических ориентаций лево- и правоэкстремистского толка, выступающих с интенсивными требованиями социальных изменений [5, с. 26].
Согласно позиции Левикова С. И., в любой молодежной среде присутствует своеобразная оппозиция по отношению к обществу, поскольку молодое поколение не может получить от общества того, что желает [6, с. 16]. Все это как раз и способствует интенсивному развитию экстремизма в молодежной среде
Начиная с 1990-х годов, в России начались процессы трансформации, направленные на демократизацию общества. Но это способствовало тому, что в некоторых сферах жизни общества возник хаос и даже своеобразная анархия. Государство со своей стороны ослабило некий идеологический контроль. Все это привело к тому, что групповые проблемы стали разрешаться далеко нелегальными способами. И на сегодняшний день отмечается ситуация, при которой в недостаточном объеме реализованы направления социальной политики, что как раз и приводит к увеличению преступлений экстремистской направленности в молодежной среде.
Кроме этого, начиная с 1990-х годов, среди молодежи отмечается всплеск стихийных протестов, а также частично и политический экстремизм. Молодежь, вовлеченная в такую экстремистскую деятельность, пошла по пути нарастания оппозиционных настроений [7, с. 320].
Интересным представляется и тот факт, что значительное количество организаций, партий, групп стали осуществлять мероприятия, направленные на политическую вербовку молодежи. Все это способствовало тому, что часть молодежи просто оказалась в некоем состоянии дезадаптации к современным условиям, а также с выраженным асоциальным поведением.
Направленность протеста со стороны молодежи обусловлена и наличием кризисного состояния в обществе, а также наличием имущественного расслоения, отсутствием должных условий для успешной социализации молодежи [8, с. 44].
В период 1990–2000 годов молодежный экстремизм сформировал определенную многоаспектную систему, которая включает в себя комплекс организационных структур, общественные и военно-политические организации, историко-культурные общества, политические партии и объединения, а также экстремистские формирования.
Стоит обратить внимание на то, что молодежный экстремизм в России представляет собой своеобразную трехуровневую структуру, которая включает в себя:
- Первый уровень — подразумевает наличие формального или неформального членства в организациях, которые носят экстремистскую направленность (например, движение скинхедов).
- Второй уровень — представлен экстремистской политической культурой.
- Третий уровень — поведенческий, как раз и проявляются определенные действия, поступки, которые носят экстремистский характер [8, с. 284].
На сегодняшний день в России отмечается тенденция роста неформальных организаций молодежи. И наиболее привлекательными для молодежи становятся именно крайне правые или крайне левые экстремистские организации, поскольку в них присутствует возможность активных действий.
И если ранее экстремизм среди молодежи носил именно стихийный характер, который проявлялся в виде протеста, ненависти и т. д., то сегодня в силу огромного влияния преступных сообществ, финансовых махинаций, повышением уровня безработицы молодежные группировки приобрели значительный опыт в данной области, а соответственно сам экстремизм приобрел четко определенные границы.
Таким образом, роль и значение экстремизма среди молодежи на протяжении длительного времени не оценивалась должным образом, что привело к ряду негативных последствий, трагическим событиям.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63- ФЗ (ред. от 17.04.2017) // СЗ РФ. — 1996.– № 25. — Ст.2954; официальный интернет– портал — http://www.pravo.gov.ru.
- О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) // СЗ РФ.-2002.- № 30.- Ст.3031.
- Бааль Н. Б. Молодежные экстремистские организации в постсоветской России / Н. Б. Бааль // История государства и права.- 2017. — № 11.- С. 26–29.
- Воронцов С. А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи / С. А. Воронцов // Власть.- 2017.- № 9.- С.43–44.
- Залужный А. Г. Правовые гарантии противодействия экстремистской деятельности в политической, религиозной и других сферах общественной жизни / А. Г. Залужный // Закон и право.- 2015.- № 9. — С.65–68.
- Краснов М. М. Политический экстремизм — угроза государственности / М. М. Краснов // Российская юстиция.- 2016.- № 1. — С.11–14.
- Левикова С. И. О готах, готике и больном российском обществе / С. И. Левикова // Общественные науки и современность. — 2009. — № 2. — С. 16.
- Сиоридзе А. Т. Причины возникновения группового молодежного экстремизма / А. Т. Сиоридзе // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2016. — № 2.- С. 382–386.
- Эфиров С. А. Вероятен ли рост терроризма в России: Монография / С. А. Эфиров.- М.: Юрайт. 2018. — 335 с.