Особенности криминологической характеристики насильственной преступности несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (468) май 2023 г.

Дата публикации: 26.05.2023

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Сапогова, А. А. Особенности криминологической характеристики насильственной преступности несовершеннолетних / А. А. Сапогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 332-334. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103211/ (дата обращения: 16.12.2024).



На сегодняшний день можно говорить о том, что наблюдается тенденция к увеличению количества безнадзорных и беспризорных детей, что является одним из факторов их криминализации. В свою очередь, рост подростковой преступности угрожает национальной безопасности нашего государства и безопасности отдельных его граждан. Особую актуальность в связи с этим приобретают вопросы криминологической характеристики отдельных видов подростковой преступности, выработка мер профилактики и предупреждения преступности несовершеннолетних. Особой степенью общественной опасности характеризуется насильственная преступность подростков. Насильственные преступления, совершаемые подростками, отличаются особой жестокостью, как правило, имеют групповой характер, в связи с чем государству, обществу и отдельным гражданам наносится серьезный вред и зачастую непоправимый ущерб. Противодействие насильственной преступности несовершеннолетних, ее предупреждение являются первоочередной задачей государства при борьбе с указанным негативным преступным явлением.

Подростки в процессе своей жизнедеятельности контактируют с представителями самых разных социальных групп: одноклассники, родители, сослуживцы, одногруппники, братья, сестры, друзья и др. Если подросток имеет тесные контакты с представителями той или иной социальной группы, у которых низкий уровень правосознания, правовой культуры, которые своим примером показывают негативное отношение к охраняемым законом общественным отношениям и ценностям, то такой подросток может легко подвергнуться их влиянию и встать на преступный путь. Статистические данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство несовершеннолетних насильственных преступников выросли и воспитывались в семьях, относящихся к категории малообеспеченных и неблагополучных в социальном отношении. Почти половина несовершеннолетних насильственных преступников имели только одного родителя, как правило, представителя маргинальных слоев общества [1, с. 15].

Более 60 % несовершеннолетних насильственных преступников среди своих родственников имели тех, у кого уже был опыт криминального прошлого, кого уже привлекали в установленном законом порядке к уголовной ответственности. Практически у такого же процента несовершеннолетних насильственных преступников члены семьи страдали алкогольной, наркотической и иной зависимостью. Подростки, которые впоследствии встали на преступный путь, сами нередко становились жертвами насилия и жестокого отношения со стороны членов своей семьи, испытывали недостаток любви, присутствовали на семейных разборках, зачастую переходящих в физические расправы. Статистика показывает, что каждый год порядка пятидесяти тысяч несовершеннолетних покидают свои семьи, в которых к ним жестоко относятся, а порядка двух тысяч подростков уходят из жизни по своей воле из-за жестокости членов семьи и близких родственников [5, с. 659].

Довольно длительный промежуток времени несовершеннолетние проводят вне стен родного дома: в школе, различных секциях, кружках, иных дополнительных занятиях, продленке, в учреждениях среднего и высшего образования, в компании друзей и др. Современная молодежь утратила интерес к получению новых умений и знаний, обесценился престиж высшего профессионального образования, отсутствует уважение к представителям различных социально значимых профессий и специальностей. Подростки стремятся получить как можно больше материальных благ, не прилагая для этого значительных умственных и физический усилий [7, с. 144].

Учителя и педагоги перестали быть идеалом и авторитетом, образцом должного поведения для подростков. Однако меры, принимаемые в школах и иных учебных заведениях по отношению к трудным подросткам, не изменились: родителей вызывают в школу для беседы, поведение трудного подростка выносят на обсуждение в классах, вопросы о мерах, принимаемых в отношении таких учащихся, обсуждаются на родительских комитетах, педагогических советах. Низкая эффективность предпринимаемых мер, отсутствие индивидуального подхода к каждому трудному подростку, смещение ответственности на родителей подростка, которые могут использовать нерезультативные способы влияния на подростка, — все это приводит к тому, что у подростка не остается выбора, он уходит из школы, иного учебного заведения, старается найти источник средств к существованию. Один из легких путей заработка многие подростки видят в том, чтобы насильственным путем присвоить себе чужие материальные блага. Так рождаются насильственные несовершеннолетние преступники.

Процесс профилактики и предупреждения насильственной преступности среди подростков осложняется тем, что были упразднены многие институты общества, в чьи задачи входила работа с трудными подростками и неблагополучными семьями. Процесс упразднения данных институтов общества продолжается до сих пор, однако на замену им новые общественные институты не создаются [3, с. 475].

Положительным примером активной роли общественных институтов выступает СССР (пионерия, комсомол), доступность досуговых услуг для подростков (бесплатные секции, кружки) помогали привить подросткам правильные ценности, занять их свободное время и оградить от негативного влияния криминогенных факторов.

Процесс профилактики и предупреждения насильственной преступности среди подростков осложняется также постоянным реформированием уголовного законодательства. Отчетливо прослеживается позиция законодателя к гуманизации уголовного законодательства, анализ приговоров, выносимых в отношении насильственных несовершеннолетних преступников, показывает, что суды стараются назначить несовершеннолетним не связанные с лишением (ограничением) свободы меры уголовной ответственности. Однако такое гуманное отношение не вызывает положительной ответной реакции со стороны подростков, они не встают на путь истинный, более активно развивается стойкая антиобщественная позиция, вызванная эйфорией от избежания сурового уголовного наказания. Все это приводит к тому, что подростки повторно совершают насильственные преступления, с еще большей жестокостью. Серьзной проблемой выступает то, что законодатель не продумал эффективный механизм социальной адаптации несовершеннолетних преступников, покинувших исправительные учреждения. На законодательном уровне не урегулированы многие вопросы, касающиеся данных подростков [4 с. 120].

Как справедливо отмечает С. А. Ветошкин, отсутствие карательного элемента, связанного с целями уголовного наказания, в основных задачах деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних является их отличительной характерной чертой [2, с. 78].

К числу обстоятельств, активно способствующих тому, чтобы несовершеннолетние совершали преступления насильственной направленности, выступает вовлечение их в совершение преступных деяний со стороны взрослых субъектов, отсутствие результативной системы надзора за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними, неэффективная политика по организации досуга для молодежи и др. [6, с. 143].

Итак, насильственная преступность несовершеннолетних — это явление, имеющее множество граней, а это значит, что причины ее нельзя познать, изучая лишь отдельные факторы или стороны нравственного формирования подростка в семье, школе. Необходимо рассматривать взаимодействие и взаимообусловленность этих явлений. Во взаимодействии с причинами необходимо также рассматривать условия преступности. Условия — это различного рода организационно-управленческие упущения и просчеты, недостатки правового, технического порядка, поддерживающие действие субъективных причин преступлений.

Литература:

  1. Борисова, А. А. Криминологическая характеристика насильственной преступности несовершеннолетних в России / А. А. Борисова // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС. Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2021. — Т. 2. — С. 15–20.
  2. Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие для вузов / С. А. Ветошкин. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2010. — 307 с.
  3. Кузьмина, Я. К. Характеристика основных криминологических показателей преступности несовершеннолетних в Российской Федерации / Я. К. Кузьмина // Законность. — 2021. — Т. 1. — № 9(60). — С. 475.
  4. Куликов, Е. А. Аспекты криминологической характеристики насильственной преступности несовершеннолетних и некоторые проблемы её предупреждения / Е. А. Куликов, А. В. Кулаевский // Society and Security Insights. — 2019. — Т. 2, № 2. — С. 115–127.
  5. Макарова, Д. А. Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних / Д. А. Макарова // E-Scio. — 2022. — № 11(74). — С. 659–667.
  6. Сорокун, Н. С. Криминологическая характеристика насильственной преступности несовершеннолетних и молодежи / Н. С. Сорокун, И. С. Павлов // Вестник Уральского юридического института МВД России. — 2022. — № 2(34). — С. 141–145.
  7. Толстухина, А. Д. Криминологическая характеристика современной насильственной преступности несовершеннолетних / А. Д. Толстухина // Актуальные проблемы уголовно-исполнительной системы России в условиях реформирования: сборник материалов межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. — С. 144–150.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, насильственная преступность, подростковая преступность, преступник, преступный путь, процесс профилактики, семья, трудный подросток, уголовная ответственность, уголовное законодательство.


Задать вопрос