Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №22 (417) июнь 2022 г.

Дата публикации: 01.06.2022

Статья просмотрена: 656 раз

Библиографическое описание:

Климентьева, Е. А. Факторы, влияющие на формирование девиантной личности, с точки зрения социологического подхода / Е. А. Климентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 22 (417). — С. 633-634. — URL: https://moluch.ru/archive/417/92416/ (дата обращения: 16.12.2024).



Целью данной статьи является выявить факторы, влияющие на формирование девиантной личности, на основание различных социологических теорий.

Ключевые слова: девиация, факторы, личность, субкультура, теория, социализация.

В XX веке состоялся переход от «объясняющей» социологии к «понимающей», а также их сочетанию в исследованиях девиантного поведения.

Принципы «объясняющей» социологии, где метод является приоритетом, а теория следует за этим методом, ориентируются на количественную методологию (формализованные опросы, контент-анализ, индукцию). В принципах «понимающей» социологии, где приоритетом является теория, а метод подчиняется её логике, ориентация идёт на качественную методологию («case study», «фокус-группы», дедукция)

К. Маркс считал, что основными факторами, влияющими на формирование девиантной личности, являются социально-политические факторы, например, низкий уровень благосостояния общества. Индивид не может удовлетворить свои потребности законными путями, он ищет другие способы, которые чаще всего не одобряются обществом.

Э. Дюркгейм и Р. Мертон считали, что основным фактором, влияющим на формирование девиантного поведения, является влияние общества на индивида. Поведение индивида зависит от того как сильно общество на него воздействует, насколько жёстко контролирует соблюдение моральных и правовых норм.

Концепция Р. Мертона достоверно объясняет девиантное поведение индивидов низших социальных структур, однако представители «благополучной» части населения также склонны к девиантным поступкам. Г. Тард, Э. Сатерленд, Д. Кресси изучили данный вопрос и сформулировали теорию научения и теорию дифференцированной ассоциации.

Г. Тард был первым, кто заметил, что преступность распространена не только среди несостоятельных людей. Он заметил, что преступников с высоким уровнем жизни, образования достаточно много.

Э. Сатерленд впервые ввел понятие «преступления белых воротничков» в научный оборот в 30-х годах, а в 40-х годах была опубликована одноименная книга (White-collar Crime), в которой преступления белых воротничков подробно анализируются как проявление девиантного поведения в коммерческом секторе. Примерами таких преступлений являются корпоративное, финансовое мошенничество, преступные коммерческие операции, взяточничество и т. п.

Теория дифференциальных ассоциаций Э. Сатерленда, разработанная совместно с Д. Кресси, гласит, что индивид обучается как конформным, так и девиантным формам поведения при взаимодействии с другими индивидами, социальными группами. Согласно теории, существуют так называемые дифференциальные ассоциации, под которыми понимаются принятие одних ценностей и отрицание других. Учёные считают, что основными факторами, влияющими на формирование девиантного поведения, являются конфликты культур и социальная дезорганизация.

Важную методологическую роль сыграли представители Чикагской школы, такие как Э. Бёрджесс, К. Шоу, Р. Парк и др. Ученые проводили исследования девиантного поведения, используя качественные и количественные методы как опрос, наблюдение, биографический метод.

В 20–30-е годы американские социологи стали заниматься уличными исследованиями девиантного поведения. Р. Парк и Э. Бёрджесс выявили социальную неоднородность пространства большого города и закономерность между поведением индивида и концентрической зоной, в которой он проживает. Фактором, влияющим на формирование девиантной личности, по их мнению, является культура социальных групп, с которыми индивид проживает в одном районе города. Наиболее склонны к девиантному поведению те личности, которые долгий период проживали в неблагоприятном, преступном районе города.

Американские социологи А. Коэн, Р. Клауорд, Л. Оулин рассматривали причины девиантного поведения с точки зрения теории субкультур. Целью их исследования было выявить способность подростков низших слоев населения достигать целей средних и высших слоёв. Они выяснили, что подростки реагируют на недоступность культурных ценностей общества, создавая субкультуру со своими ценностями, нормами и правилами. Делинквентная субкультура создаёт свои принципы, отличающиеся от принципов «основной» культуры.

По мнению Р. Клауорда и Л. Оулина, субкультуры создаются для того, чтобы индивиды, занимающие разные позиции в социальной структуре, имели равные возможности для достижения успеха, уважения, авторитета. Существует три типа молодежных субкультур: криминальные, конфликтные и ретретистские.

Криминальная субкультура — это культура, созданная преступными личностями, с целью создания своих ценностей и норм для взаимодействия с обществом. Конфликтная — это культура, созданная молодыми люди, испытывающими сильное чувство разочарования, из-за отсутствия возможности достигнуть цели законными, институционализированными средствами, например, жители трущоб. Ретретистская субкультура создана для тех, кто не хочет находится в обществе, но нуждается в общении с себе подобными, например, наркоманы.

Согласно теории субкультур, основным фактором, влияющим на формирование девиантной личности, является недоступность всех слоев населения общества достигать законными путями общепризнанные цели, а лишь некоторых.

Иногда на индивида, который не совершал ничего противозаконного, либо совершил небольшой неосознанный противоправный поступок, наклеивается так называемый «ярлык». «Ярлык» наклеивается обществом, после чего общество отвергает индивида, и ему не остается выбора, кроме как начать добиваться своих целей незаконными путями. Данная идея была выработана в теориях И. Гоффмана, Э. Лемерта, Г. Беккера и др.

Известный американский социолог Г. Беккер разработал теорию «навешивания ярлыков», смысл которой заключается в том, что, определяя действия индивида как девиантные, общество ставит на него ярлык. В повседневной речи часто используются такие термины, как «алкоголик», «хулиган», «проститутка» и т.п., которые подразумевают под собой ассоциации с определенным типом поведения. Поэтому индивид, называющий другого индивида каким-либо данным термином, неосознанно приписывает ему определенные типы поведения. В результате личность становится девиантной, потому что окружающие её такой считают, хотя до этого она такой могла не быть.

Также Г. Беккер разработал теорию «девиантной карьеры», согласно которой индивид, совершивший девиантный поступок, подвергается официальной стигматизации как преступник. После этого индивид начинает идентифицировать себя с навешенным ярлыком, и снова совершает девиантный поступок, который является реакцией на реакцию общества. Чаще всего в дальнейшем индивид не может найти законный способ заработка, поэтому ему остается лишь вступить в преступную организацию и начать девиантную карьеру.

Э. Лемерт ввел в социологию понятие «вторичной девиации». Первичная девиация — это нарушения, которые допускают многие индивиды в повседневной жизни, например, перешёл дорогу на красный свет. Вторичная девиация происходит после того, как индивида «поймали» и теперь его преступление придали огласке и наклеили «ярлык». Т. Селлин разработал теорию конфликта культур, согласно которой конфликт культур возникает, когда представители одной культуры попадают в среду распространения другой культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторами, влияющими на формирование личности с точки зрения социологического подхода, являются социальная структура, социальная организация общества, социальная среда, в которой происходит социализация индивида, уровень благосостояния индивида или общества, крепкие/слабые социальные связи, культура, моральные нормы и многое другое.

Литература:

  1. Г. Беккер. Аутсайдеры: исследования по социологии девиантности/Говард Беккер; пер. с англ. Н. Г. Фархатдинова;; под ред. А. М. Корбута. — Москва: Элементарные формы, 2018
  2. Журнал «Социологическое обозрение». Изд. Московская школа социальных и экономических наук. Том 2, № 3, 2002, с 3–13.
  3. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. Современные буржуазные теории: Сборник статей: Перевод с английского. — М.: Прогресс, 1966. — С. 314–321
  4. Клауорд, Р. А. Дифференциация субкультуры / Р. А. Клауорд, Л. Е. Оулин // Социология преступности (Современные буржуазные теории). — М: Прогресс, 1966. — С. 334–354.
  5. Т. В. Мельничук. Генезис теории беловоротничковой преступности в криминологической науке. Изд. Вісник Запорізького національного університету, № 2 (І), 2015, с 192–197
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, индивид, девиантная личность, общество, теория, конфликт культур, культура, поведение индивида, социальная структура, тип поведения.


Похожие статьи

Категория «девиация» и «социальный контроль»: определение и методы исследования

В статье будут рассмотрены основные парадигмы и методологические подходы в изучении девиантного поведения и социального контроля с целью дальнейшего применения в методологии исследования в области девиантного поведения и социального контроля.

Положительные девиации личности как фактор развития общества

В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общ...

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

В статье рассматривается влияние процесса адаптации на процесс социализации девиантных подростков, специфика социализации девиантных подростков.

Теоретико-исторический аспект исследования отклоняющегося поведения

Статья посвящена изучению отклоняющегося поведения в контексте теоретико-исторического аспекта. Рассмотрено развитие понятий нормы и девиации, представлены неконструктивные методы взаимодействия человека с окружающим его миром.

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Теоретический анализ гендерных концепций личности

Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Похожие статьи

Категория «девиация» и «социальный контроль»: определение и методы исследования

В статье будут рассмотрены основные парадигмы и методологические подходы в изучении девиантного поведения и социального контроля с целью дальнейшего применения в методологии исследования в области девиантного поведения и социального контроля.

Положительные девиации личности как фактор развития общества

В данной статье раскрывается проблема положительных девиаций как фактора развития общества. Обоснуется необходимость изучения влияния положительных девиаций на развитие личности и общества, рассматривается парадоксальный характер девиаций в жизни общ...

Влияние адаптации на процесс социализации девиантных подростков

В статье рассматривается влияние процесса адаптации на процесс социализации девиантных подростков, специфика социализации девиантных подростков.

Теоретико-исторический аспект исследования отклоняющегося поведения

Статья посвящена изучению отклоняющегося поведения в контексте теоретико-исторического аспекта. Рассмотрено развитие понятий нормы и девиации, представлены неконструктивные методы взаимодействия человека с окружающим его миром.

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в современном обществе. Рассматриваются социально-психологические факторы формирования преобладающих стратегий поведения в конфликте.

Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки

В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт...

Теоретический анализ гендерных концепций личности

Статья посвящена теоретическому анализу гендерных концепций личности. Особое внимание уделяется рассмотрению социокультурных аспектов формирования гендерного типа личности.

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Задать вопрос