Классификация и типология преступников. Современные представления о типологии преступников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 октября, печатный экземпляр отправим 9 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 11.09.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Тлехас, Р. В. Классификация и типология преступников. Современные представления о типологии преступников / Р. В. Тлехас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117559/ (дата обращения: 27.09.2024).



Вопрос о личности и типологии преступника относится к числу важных проблем криминологии, юридической психологии и для общества в целом. Наиболее дискуссионным и спорным во всей области исследования человека, как объекта преступных деяний является вопрос о личности преступника.

Человек не рождается, а становится преступников в результате влияния неблагоприятных условий на формирование его личности. Но условия не напрямую служат причиной преступного поведения. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. В целом человек выбирает те, что больше импонирует и соответствует его психологической природе. Личность — продукт существующих отношений и собственного развития и самосознания. Следовательно, отношение человека к действительности и других факторам зависит от внешних и внутренних личностных обстоятельств.

Что отличает преступника от остальных людей и в чем заключается индивидуальность его личности? Исходя из Уголовного кодекса РФ, преступником признается лицо, совершившее общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными уголовным кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания и которое может быть привлечено у уголовной ответственности. Личность преступника можно определить как набор социально значимых свойств и отношений, которые определяют человека, нарушившего уголовный закон, а также условия, влияющие на его противоправное поведение.

В данной статье мы проанализируем различные подходы к исследованию личности преступника с 60-х годов XX века до настоящего времени.

1) Отечественный психолог А. В. Брушлинский считал, что нет качественного отличия между личностями преступника и не преступника. По его мнению, необходимо исследовать само преступное деяние, и пытаться понять, какие свойства и качества человека нашли отражения в том или ином действии.

2) Советский криминолог Александр Борисович Сахаров, рассматривает личность преступника как промежуточное звено между негативными социальными условиями, в которых живет человек и которые являются причиной появления склонностей, нравственных устоев и черт личности, а с другой — обстоятельствами, в которых подобные склонности, нравы и черты себя проявляют. В своем труде «Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел», Сахаров критикует теории биологической предрасположенности и направления, в которых преступное поведение рассматривается вследствие психических заболеваний. Говоря о том, что даже психические аномалии, являющиеся предпосылкой преступного поведения, взращиваются в социуме. Вместе с этим он не отрицает влияние биологических факторов, но говорит о том, что их нужно рассматривать только в совокупности с социальными и не придавать им первостепенного значения. В пример исследователь приводит людей, с выраженными физическими недостатками, уродствами. Говоря о том, что в социуме является большой ценность красота и привлекательность. Поэтому, у людей с физическими отклонениями могут проявляться различные черты, которые могут порождать склонность к преступным деяниям — мстительность, зависть, эгоцентричность, холодность и т. д.

3) Теория преступного поведения, предложенная Гансом Айзенком в 1977 году, акцентирует внимание на неврологических аспектах как ключевых факторах формирования преступности. По его мнению, преступное поведение возникает в результате взаимодействия этих особенностей с окружающей средой. В отличие от социологической теории, Айзенк указывает на то, что в развитых экономически и социальных обществах уровень преступности остается высоким или даже растет. Это позволяет делать вывод о том, что определенные свойства нервной системы могут быть причиной преступных действий. Однако ученый подчеркивал, что причины правонарушений нельзя ограничивать только биологическими или социальными факторами. Важен комплексный подход к личности преступника, учитывающий как личные, так и социальные аспекты. Айзенк также невольно утверждал, что около 75 % всех личностных характеристик являются врожденными, в то время как лишь малая часть формируется под воздействием общества. Люди с выраженными чертами, такими как высокая реактивность и восприимчивость, имеют большую предрасположенность к совершению преступлений.

4) Теории субкультур. Эти теории зародились в 50-х и 60-х годах XX века и связаны с именами таких исследователей, как Альберт Коэн, Ричард Клоуард и Уолтер Миллер. Они анализировали подростковую преступность, утверждая, что она в значительной степени обусловлена конфликтом ценностей разных социальных групп. Нормы и ценности, существующие в обществе, зачастую вызывают негативные реакции у делинквентных подростков, а преступные действия, такие как кража, не всегда имеют цель получения материальной выгоды. Чаще всего они рассматриваются как способ повышения социального статуса, престижа и уважения среди сверстников. По Миллеру, преступность среди молодежи в большинстве случаев вызвана низким социально-экономическим положением. Эти преступления воспринимаются как способ компенсировать недостатки в материальном благосостоянии и проявляются через такие качества, как агрессивность, мужество, ловкость, хитрость и расчетливость.

5) Социальная теория обучения. Автор: Альберт Бандура, 1979 год. Говорил о том, что преступником может стать любой человек и прирожденных преступников не бывает. Личность преступника — процесс научения и продукт социального окружения человека.

6) Теории контроля были разработаны авторами Альбертом Рейссом, Айвеном Наемом, Мартином Гоулдом и Уолтером Реклесом в период с 50-х до 80-х годов XX века. Эти концепции были созданы под влиянием идей Зигмунда Фрейда. Исследователи утверждали, что склонность к преступным действиям заложена в каждом человеке. Однако воспитание и самоконтроль помогают ему контролировать свои агрессивные порывы и антиобщественные импульсы. Социальная устойчивость обеспечивается как внешним, так и внутренним контролем, хотя последний обладает большей силой и значимостью. Кроме того, целеустремленность и способность ставить долгосрочные планы играют ключевую роль в сохранении внутренней устойчивости индивидуума, что помогает создать своего рода «иммунитет» к негативным внешним воздействиям. Правонарушители, как правило, проявляют отрицательное отношение к закону и испытывают враждебность по отношению к правоохранительным органам.

В контексте данных теорий необходимо изучать личность в широком смысле, учитывая множество характеристик, так как каждая деталь может оказывать влияние на психику.

Помимо выше перечисленного рассмотрим подходы к классификации преступников. К примеру социологический подход к классификации преступников акцентирует внимание на воздействии социальных условий, таких как уровень бедности, образовательный статус и окружающая социальная среда. Основой для этой типологии служат криминологические концепции, включая теорию социальной дезорганизации и теорию контроля. Согласно социологическому взгляду , преступность обусловлена не только личными качествами индивидуумов, но и значительной мерой зависит от социальных обстоятельств. Выделяются следующие категории:

1) Преступность в контексте социальной среды. Это категория охватывает преступников, чей криминальный опыт коррелирует с характеристиками их окружения. Социальная дезорганизация и нехватка образования часто способствуют совершению правонарушений.

2) Преступность по уровню образования. Люди с низким уровнем образования могут быть более уязвимыми к криминальным действиям из-за ограниченных возможностей.

3) Экономическая преступность. Преступления, совершенные под давлением экономических трудностей и нехватки ресурсов, нередко становятся способом выживания.

4) Преступность, связанная с социокультурными аспектами. Социокультурные нормы и ценности могут оказывать влияние на поведение преступников.

5) Социальная изоляция. Эта группа лиц, как правило, страдает от отсутствия поддержки, что может подстегивать криминальную активность.

Социологическая типология подчеркивает важность решения структурных проблем общества, таких как неравенство и социальная несправедливость, для предотвращения преступности.

Биологическая типология сосредотачивается на биологических аспектах человеческой личности, включая наследственные и нейрохимические факторы. Исследования в области генетики, нейробиологии и физиологии могут помочь в выявлении групп правонарушителей с общими биологическими качествами. Цель биологической типологии преступников — установить взаимосвязь между биологическими элементами и предрасположенностью к преступной деятельности. В этом контексте выделяются несколько категорий:

1) Генетически предрасположенные преступники. Генетические исследования предоставляют информацию о наследуемых наклонностях к преступлениям. Индивиды в этой группе могут обладать генами, которые способствуют нарушениям психической или поведенческой регуляции.

2) Нейрохимические характеристики. Анализ химических процессов в мозге может показать связь между нейрохимическими дисбалансами и преступным поведением. Например, низкий уровень серотонина или высокая активность некоторых нейромедиаторов могут быть связаны с агрессивными наклонностями и неадекватными поступками.

3) Биологические аномалии. Преступники в этой категории могут испытывать различные биологические недостатки, например, повреждения мозга, которые могут негативно сказаться на способности контролировать свое поведение. Травмы или отклонения в развитии могут способствовать проявлению агрессии или антисоциального поведения.

Профессиональная типология фокусируется на мотивациях, связанных с профессией. Преступников можно разделить на организованных, корпоративных и тех, чьи правонарушения связаны с их конкретной профессиональной деятельностью. Профессиональная типология акцентирует внимание на мотивах, имеющих отношение к профессиональной сфере, выделяя группы преступников в зависимости от их связей с деловой средой.

Основные категории включают:

1) Организованные преступные группы. Эти преступники объединены в структуры, целью которых является совершение тяжких преступлений, таких как контрабанда и торговля наркотиками. Они действуют в различных областях, преследуя финансовую выгоду.

2) Корпоративные правонарушители. Эта категория охватывает тех, кто вовлечен в криминальную деятельность в рамках бизнеса—финансовые манипуляции, коррупция и иные преступления, нацеленные на личную выгоду в корпоративной среде.

3) Профессиональные мошенники. Они используют свои навыки в профессиональной сфере для осуществления обмана и мошенничества.

Профессиональная типология подчеркивает важность ужесточенного контроля в этих областях и разработки стратегий противодействия организованной преступности. Понимание мотиваций преступных структур помогает создавать эффективные меры по предотвращению правонарушений.

В этой статье представлен анализ различных классификаций преступников, что позволяет лучше понять факторы, влияющие на склонность к преступлениям. Изучение личностной типологии правонарушителей является ключевым элементом в создании действенных методов предотвращения и борьбы с криминальной деятельностью.

Основные термины (генерируются автоматически): личность преступника, преступное поведение, преступник, профессиональная типология, классификация преступников, криминальная деятельность, профессиональная сфера, социальная дезорганизация, социальная среда, уровень образования.


Похожие статьи

Задать вопрос