В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.
Ключевые слова: эмоциональная культура, эмоционально-положительный фон, эмоциональная устойчивость.
Студенческая пора — один из самых ярких и запоминающихся периодов в жизни человека. Именно в это время студенты испытывают широкий спектр эмоций разной степени интенсивности. Эмоциональная сфера личности если не становится главной на данном этапе, то одной из превалирующих в жизнедеятельности студентов. Изменения в поведении обучающихся можно заметить невооруженным глазом, например, резкие переходы от одних эмоций к другим, изменение эмоционального фона в стрессовых ситуациях, большая умственная и эмоциональная напряженность, связанная с решением учебных задач, ускоренное формирование высших чувств и т. д.
Каждый студент, в зависимости от своих индивидуальных особенностей, уровня развития эмоциональной культуры, а также наличия или отсутствия эмоциональной устойчивости, переживает стрессовые ситуации в ходе учебной деятельности по-разному. Однако, как правило, существует некоторый ряд факторов, влияющих в той или иной степени на каждого студента и вызывающих у них эмоциональную напряженность, негативные эмоции или даже депрессию. К таким факторам относят следующие: 1) неумение найти общий язык с одногруппниками, как следствие возникновение межличностных конфликтов, споров, недопониманий; 2) страх перед экзаменами, как следствие волнение, напряжение, отсутствие веры в собственные силы; 3) боязнь получить плохие оценки, как следствие комплекс отличника; 4) гиперответственность, когда студент живет только учебой, забывая о других сферах жизни; 5) дефицит времени в условиях интенсивных нагрузок во время учебного процесса, как следствие упадок сил, отсутствие мотивации развития в профессиональной среде, отсутствие долгосрочных перспектив своей деятельности и т. д.
Сталкивались ли студенты с развитием эмоциональной напряжённости в учебном процессе? Какие факторы, на их взгляд, способствуют развитию негативного эмоционального фона? Какие способы могут решить проблему эмоциональной напряжённости? Эти вопросы я решила задать студентам нашей группы, чтобы как можно тщательнее изучить данную проблему.
Результаты проведённых опросов среди обучающихся студентов группы ИЯИЯ-20–1 отображены на круговых диаграммах на рисунках № 1, № 2, № 3 соответственно.
Рис. 1.
89 % респондентов ответили, что они сталкивались с состоянием эмоциональной напряжённости во время учебного процесса, 11 % из общего числа респондентов высказали мнение о том, что у них не было проблем, связанных с эмоциональной напряжённостью во время учебного процесса.
Рис. 2.
45 % опрошенных считают, что дефицит времени во время учебного процесса- самый критический фактор, способствующий формированию эмоциональной напряжённости, 21 % респондентов считают, что гораздо хуже страх перед экзаменом, и одинаковое количество опрошенных 17 % считают боязнь получить плохую оценку и неумение найти общий язык с одногруппниками более серьезным фактором возникновения эмоциональной напряжённости.
Рис. 3.
Равное количество респондентов 23 % считают, что самым эффективным средством минимализации эмоциональной напряжённости во время учебного процесса являются полноценных отдых и сокращение количества домашней работы, с другой стороны равное количество опрошенных 15 % считают, что положительное отношение к учебному процессу, развитие внутренней мотивации, а также правильная организация времени эффективнее справятся с такой проблемой, как эмоциональная напряжённость, и лишь 8 % опрошенных считают, что нужно прибегнуть к помощи специалиста.
По результатам исследования мы видим, что тенденция возникновения эмоциональной напряжённости очень высокая. Ребята так или иначе испытывали стресс, связанный со студенческой жизнью. Их эмоциональный фон был не стабилен, подвержен разным критическим факторам: будь то учебная деятельность или общение с одногруппниками. Безусловно, это сказывалось на их поведении, успеваемости, самооценки и самоощущении. Ведь эмоции являются одним из сопутствующих элементов на протяжении всей нашей жизни и неумение взять их под контроль может привести к печальным последствиям, таким как эмоциональное выгорание, депрессия, возникновения психических расстройств и т. д.
Поэтому так важно способствовать формированию у студентов эмоциональной устойчивости, чтобы минимизировать риск развития эмоциональной напряженности и предотвратить укрепление негативного эмоционального фона. Конкретно с нашей группой можно провести ряд мероприятий, направленных на решение нашей главной проблемы- эмоциональной напряженности. Например, провести ряд тренингов под слоганами «Скажем нет стрессу!» непосредственно период экзаменационной сессии или в период подготовке к ней. Данный мастер класс будет включать в себя упражнения на снятия эмоционального напряжения, совместные игры для поднятия эмоционального фона ребят, интересные задания, которые помогут ребятам не только развеяться перед сложным для них периодом-экзаменами, но и наладить контакт с одногруппниками, если до этого они испытывали какие-то проблемы в общении друг с другом. Также помимо тренингов можно ввести постоянные «свободные» кураторские часы с выбранной студентами тематикой. Например, просмотр комедийных фильмов или день социальных сетей. Ещё можно регулярно организовывать походы на весёлые квесты, походы в кино или в музей, чтобы ребята имели возможность сменить обстановку и абстрагироваться от студенческой рутины. Данные мероприятия помогут студентам на время отвлечься от стресса, испытываемого ими в период учебы, насладиться веселым времяпровождением друг с другом, что, конечно же, поспособствует развитию у них эмоциональной устойчивости, а также послужит толчком к развитию их эмоциональной культуры.
Проанализировав теоретическую основу исследования, а также результаты опросов, проведенных в нашей группе, я пришла к выводу о том, что существует множество факторов, влияющих на формирование эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе. Все они возникают по разным причинам, и, конечно же, по-разному влияют на каждого конкретного человека. Однако существует множество способов, благодаря использованию которых процесс адаптации студентов к стрессовым ситуациям протекает гораздо легче, а также благоприятно сказывается на формирование у студентов одного из самых важных личностных качеств- эмоциональной устойчивости.
Литература:
- Колесникова, В. Н. Эмоциональный фактор в структуре личности и учебной деятельности студентов / В. Н. Колесникова. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 29.06.2022)
- Косякова, О. О. Влияние эмоциональной устойчивости студентов педвузов на эффективность их учебной деятельности / О. О. Косякова. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 29.06.2022)
- Марищук, В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: (дата обращения: 29.06.2022)