В современном мире защита и поддержание безопасного состояния личности является одной из важных проблем в психологии, так как непосредственно связана с благополучием и стабильностью жизнедеятельности людей в целом. Эмоциональная безопасность обеспечивает поддержание баланса между социально-психологической средой, в котором обитает человек, и его нервно-психической устойчивостью. В статье рассматривается наиболее подверженная категория лиц, которая каждодневно сталкивается с действием различных факторов окружающей среды — студенты. Подчеркивается значение эмоционального интеллекта обучающихся колледжа для их успешного приспособления к социальным изменениям, а также особенностям учебного процесса.
Результаты, представленные в статье, могут быть использованы в практической деятельности психологов для создания психолого-коррекционных программ для обеспечения психологической безопасности студентов.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, учебная деятельность, психологическая безопасность.
In the modern world, the protection and maintenance of the safe state of the individual is one of the important problems in psychology, as it is directly related to the well-being and stability of people in general. Emotional safety ensures the maintenance of a balance between the socio-psychological environment in which a person lives and his neuro-mental stability. The article discusses the most vulnerable category of persons who face the effects of various environmental factors every day — students. The importance of the emotional intelligence of college students for their successful adaptation to social changes, as well as the peculiarities of the educational process, is emphasized.
The results presented in the article can be used in the practical activities of psychologists to create psychological and correctional programs to ensure the psychological safety of students.
Keywords: emotional intelligence, educational activity, psychological safety.
В настоящее время в области эмоционального интеллекта проведено множество исследований и доступно огромное количество материалов, применяющихся в психологической практике. Актуальность темы представлена изучением составляющих для формирования эмоционального интеллекта обуславливает личностный и профессиональный рост, благоприятствует успешности жизнедеятельности студента в процессе обучения. Стоит отметить, что именно психологические параметры студенческого возраста обладают повышенной эмоциональной напряженностью, а также являются факторами поддержания его психологической безопасности в образовательной среде. Все вышесказанное, характеризуется социальной значимостью изучения проблемы эмоциональной безопасности учащихся колледжа в постоянно меняющихся условиях окружающего мира.
Обзор литературы. Основу теоретического исследования составили работы следующих авторов: Камышникова Л. Д., Кон И. С., Безбородова Л. А., Андреева И. Н., Нгуен М. А., Березина Т. Н., Карпова А. В., Симбирцева Н. В. и другие.
Цель исследования: анализ литературных источников о роли развития эмоционального интеллекта для формирования психологической безопасности студентов.
Материалами послужили научные статьи из отечественных и зарубежных журналов.
Методы исследования. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ и синтез.
Результаты и их обсуждение
Эмоциональный интеллект студентов-подростков является важным фактором, определяющим адаптацию в социальных ситуациях образовательной среды. Именно в подростковом возрасте учащиеся проживают период развития социогенных потенциалов. Личность студента начинает включаться в различные сферы общественных отношений и требует активизации всех ресурсов человека. Каждодневно обучающийся подвержен действию неблагоприятных факторов, таких как несовместимость с другими студентами, конфликты с окружающими и преподавателями, большой объем учебной информации, дефицит свободного времени [4]. Такие трудности влияют на здоровье обучающегося и его психическое развитие. Именно развитый эмоциональный интеллект является ресурсом для обеспечения психологической безопасности студентов.
В процессе обучения в колледже, студентам приходится в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, что также включает в себя не только новую форму обучения, но и выработку профессиональных качеств, необходимость проявлять себя.
Можно выделить следующие составляющие эмоционального интеллекта:
– Способность определить, что именно испытывает личность в данный момент времени, какие эмоции переживает сам или те, с кем она взаимодействует;
– Возможность объяснить свою эмоциональную реакцию на происходящее;
– Возможность анализа своих эмоциональных реакций и их последствий на повседневную жизнь.
Если человек способен управлять своими эмоциями, то это говорит о том, что он:
– Способен управлять выраженностью своих эмоций;
– Контролировать проявления эмоции;
– Может провоцировать нужную эмоцию у другого человека.
Таким образом, эмоциональный интеллект может помочь «разобраться» в своих эмоциях, понять других, и реализовывать возможность влиять на эмоции людей с выгодой для себя [6].
Важно отметить, что низкий уровень развития эмоционального интеллекта, может быть тесно связан с формированием отрицательного отношения к себе и приводит к эмоциональной истощенности. Отталкиваясь от этого, психологам необходимо подбирать индивидуальные коррекционно-психологические программы для работы со студентами, которым свойственен низкий уровень социальной адаптации [3].
В процессе учебной деятельности нужно уметь правильно реагировать на меняющиеся обстоятельства, строить отношения в социальной группе, адекватно распределять учебную нагрузку и отдых. Для обеспечения психологической безопасности студентов педагогам необходимо правильно пользоваться знаниями об эмоциональном интеллекте для успешной социализации обучающегося. Педагоги должны обеспечивать контроль и понимание собственных эмоций учащихся, научить разбираться в чувствах и эмоциях окружающих.
Заключение
В результате анализа научной литературы, эмоциональный интеллект может быть рассмотрен с разных сторон. Большинство авторов уделяют внимание его взаимосвязи с личностными качествами, работоспособностью, социальной адаптацией и успеваемостью в учебе. Для решения проблемы психологической безопасности студентов колледжа необходимо правильно пользоваться знаниями о развитии эмоционального интеллекта, осуществлять помощь в процессах адаптации.
Литература:
- Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.
- Безбородова Л. А. Эмоциональный интеллект как важный фактор коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов / Л. А. Безбородова, М. А. Безбородова // Наука и школа. 2018. № 3.
- Забара Л. И., Кремешкова С. Н., Лебедева Ю. В. Эмоциональный интеллект и групповая сплоченность у подростков // Педагогическое образование в России. 2021. № 4.
- Камышникова Л. Д. Поведение в социальных ситуациях как фактор эмоционального интеллекта / Л. Д. Камышникова, С. С. Белова // Психология образования в поликультурном пространстве. 2011. Том 1. № 13. С. 60–67.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. Москва: Просвещение, 1999.
- Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 349 с
- Солоднева Д. А. Специфика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2 (125).