Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа
Автор: Цирихова Елена Владимировна
Рубрика: 7. Прикладная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология в России и за рубежом» (Санкт-Петербург, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 8572 раза
Библиографическое описание:
Цирихова, Е. В. Управление психологической безопасностью образовательной среды колледжа / Е. В. Цирихова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 72-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/853/ (дата обращения: 17.12.2024).
В условиях модернизации Российского образования базовым условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса. Традиционно эта проблема рассматривалась с позиции опасностей и рисков для физического, психического и психологического здоровья обучающихся и преподавателей. Однако мы считаем, что проблема безопасности образовательной среды намного шире. Она имеет не только медико-психологический, но и социокультурный аспект, и выходит за рамки потребностей личности в личной безопасности. Нами выделены опасности и риски учебно-воспитательного процесса социокультурного характера, связанные с нереализацией социальных интересов обучающихся, преподавателей, педагогического колледжа, государства (низкий уровень воспитанности и общекультурной подготовки будущих педагогов, невыполнение требований государственного стандарта и ожиданий общества, неучет потребностей рынка труда, запросов работодателей и др.).
Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики образования как сферы социальной жизни и среды как фактора образования, а также является подсистемой социокультурной среды
Идея исследования психологической безопасности образовательной среды включена в идеологию современной педагогики с середины 90-х гг. XX в., что нашло отражение как в Законе «Об образовании», так и в научных публикациях и исследованиях [В.И. Иванова, М.В. Тавровская, Е.В.Чернобай]
Психологическая безопасность – это состояние, характеризующее образовательное пространство колледжа, фиксируемое через отношения ее участников.
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в наличии (создании):
-гуманистической образовательной системы среднего профессионального учреждения;
-единого образовательного и воспитательного пространства в окружающей ССУЗ среде;
-включённости личности студента в образовательный процесс в субъектной позиции;
-наличия значимых для студента сообществ, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.
Модель психологически безопасной образовательной среды колледжа включает:
1. защищенность от психологического насилия;
2. референтную значимость окружения;
3. удовлетворенность в личностно-доверительном общении.[2,С.44]
Р
ис.1
-Структурная модель психологически безопасной образовательной среды
[1,С.12]
Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде колледжа:
-принцип опоры на развивающее образование и воспитание
-принцип психологической защиты личности
-принцип помощи в формировании социально-психологической умелости
Угрозы психологической безопасности образовательной среды
1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия
Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.
2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения
Следствие: студент колледжа отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» ССУЗ.
3. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды
Следствие:
-эмоциональный дискомфорт;
-нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
-неуважительное отношение к себе;
-потеря личного достоинства;
-нежелание обращаться за помощью,
-игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;
-невнимательность к просьбам и предложениям.
4.Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении
Следствие – неэффективность психологического сопровождения студента в колледже; угроза психическому здоровью
5.Эмоциональное выгорание педагогов среднего профессионального образовательного учреждения
Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью личности как студентов, так и педагогов колледжа.
Следствием отрицательной психологической безопасности образовательной среды являются:
-эмоциональный дискомфорт;
- нежелание высказывать свою точку зрения и мнение;
-неуважительное отношение к себе;
-потеря личного достоинства;
-нежелание обращаться за помощью,
-игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его студентов и взрослых;
-невнимательность к просьбам и предложениям.
Формы психологического насилия:
1.Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей студентов колледжа);
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3.Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)
Проявления психологического насилия в образовательной среде колледжа:
-публичное унижение;
-оскорбление;
-высмеивание;
-угрозы;
-обидное обзывание;
-принуждение делать что-то против своего желания;
-игнорирование;
-неуважительное отношение;
- недоброжелательное отношение.
Результаты исследования мнения педагогов о факторах, отрицательно влияющих на психологическую безопасность образовательной среды[4,С.98] представлены на (рис.2).
Рисунок 2- Факторы, отрицательно влияющие на психологическую безопасность образовательной среды[7,С.84]
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе развития общества безопасность должна обеспечиваться не тепличностью условий, а в рамках деятельностной парадигмы образования - умением субъектов образования регулировать опасности и риски, управлять ими.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды учреждения и защищенности от психологического насилия.
Условия организации безопасной образовательной среды в колледже следующие:
-активное предупреждение возникновения острых, деструктивных проблем развития студента в течение учебного дня в школе;
-эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
-повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, психологов, управленцев, родителей, а также самих детей, включая овладение ими технологиями индивидуальной и групповой работы в условиях стрессовой ситуации.
Соотнесение данных об изменении индекса безопасности организуемой образовательной среды педагогического колледжа и показателей качества образования позволило утвердиться в том, что проектирование педагогических ситуаций, обеспечивающих регуляцию опасностей и рисков достижения качества образования, стало основанием для продуктивного изменения отношения студентов к обучению в педагогическом колледже и получению профессии.
Основные задачи организации безопасной образовательной среды в среднем профессиональном образовательном учреждении:
-выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов в условиях ССУЗа (анализ потребует целенаправленного исследования на базе ряда образовательных учреждений с последующей оценкой каждым участником – педагогом, психологом, администратором, родителем – возможных рисков, присущих образовательному учреждению);
-отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду колледжа как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития современного ребенка (экспериментальная модель «Колледж без стрессов»);
-обосновать условия организации такого типа образовательной среды и требования к ее эффективной организации, относящихся ко всем участникам, отвечающим за обучение, воспитание, развитие студентов, включая систему задач и действий, для каждого участника педагогической ситуации;
-обосновать комплекс методов и технологий для работы педагогов, психологов, управленцев, родителей, студентов в условиях возникновения стрессов, а также в целях их профилактики в ходе учебно-воспитательного процесса в колледже;
- составить минимальный и доступный комплекс упражнений и занятий для применения каждым участником образовательной ситуации;
-сформулировать конкретные рекомендации педагогам, психологам, управленцам, родителям по организации комфортной образовательной среды в образовательном учреждении.
Таким образом, все вышеизложенное позволило сделать вывод о том, что в основе обеспечения психологической безопасности образовательный среды колледжа- прогнозирование, обнаружение, регуляция и ликвидация опасностей и рисков достижения качества образования. Ядром ее организации выступает психолого-педагогическая направленность коллектива на проектирование ситуаций, регулирующих опасности и риски достижения качества среднего профессионального образования. Управление психологической безопасностью образовательной среды в данном контексте должно опираться на принципы организации психологической защищенности личности; принцип опоры на развивающее образование; принцип помощь в социально-психологической умелости, входящие в концепцию гуманизации образования [2, 8]. При этом основой конструирования психологической безопасности выступает внутриличностное общение, свободное от психологического насилия во взаимодействии. Результирующим ее итогом является психологически здоровая личность.
Литература:
1.Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания: Дисс... докт. психол. наук. - СПб., 2002. - 386 с.
2.Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дисс. ...докт. псих. наук. - М., 2000. - 360 с.
3.Дятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Проблемы информационной безопасности человека и задачи экологического образования // Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал, 2006. -№2. - www. science-education.ru/number2.htm
4.Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110.
5.Ковров В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекцит. М.: ЦЭПП МГППУ, 2010 - 225 с.
6.Липский И.А. Социально-педагогическая ситуация: сущность, структура, управление // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. - М.,из-е 2-е доп. 2009. - Том I. - С.39-47.
7. Сидорова Л.З. Проектирование педагогических ситуаций как средство организации безопасной образовательной среды колледжа // Современные проблемы науки и образования.– 18.05.2011- С. 84-89
8.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.- М.:Смысл, 2001.- 366 с.
9.Тавровская М.В. Развитие эстетического потенциала образовательной среды средствами информационных технологий: Автореф. дис. ... канд. педаг. наук. 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 2007 – 24 с.
10.Чернобай, Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды / Е.В. Чернобай // Педагогика. - 2009. - №7. - С.78-82.