Здоровая и безопасная среда образования для учащихся общеобразовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.10.2021

Статья просмотрена: 3816 раз

Библиографическое описание:

Безрукова, Г. В. Здоровая и безопасная среда образования для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. В. Безрукова, Л. А. Безруков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/386/85022/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена формированию здоровой и психологической безопасной образовательной среды для учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В данной статье приведены определения эмоциональной безопасности образовательной среды: уменьшение негативных эмоций и увеличение количества положительных эмоций, влияющих на благополучие современного школьника в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательная среда, эмоциональная безопасность, безопасная образовательная среда, образовательный процесс, ученик, психологическая безопасность, физическая культура, здоровый образ жизни.

Физическое и психоэмоциональное состояние здоровья современных российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Сравнивая современного ученика и его сверстников десять и двадцать лет назад, специалисты наглядно убедились в том, что здоровье учеников ухудшается, что является неблагоприятным показателем в образовательном процессе. Всероссийская медицинская диспансеризация показала весомое увеличение заболеваемости детей в разных группах здоровья. Каждый пятый ребёнок имеет хронические заболевания или детскую инвалидность. Именно социальная среда, в которой живёт ребёнок, влияет на его физическое и психологическое развитие и здоровье. Она влияет на формирование организма ребёнка на всю оставшуюся жизнь.

Осуществление здоровьесберегающих технологий в Боброводворской школе реализуется учителями и работниками школы через индивидуально-личностный подход к каждому ученику. Таким образом ученики нашей школы учатся жить вместе и активно жить в окружающем социуме, как лично, так и взаимодействовать с окружающими его людьми. Учителя Боброводворской школы уверены, что здоровьесберегающая работа, правильно используемая ими на уроках, должна способствовать развитию природных данных школьников: умственной способности, чувствительной сфере, активной физической деятельности и т. д.

В Боброводворской школе в образовательном процессе основополагающим направлением деятельности школы и учителей является формирование общепринятой здоровой и безопасной образовательной среды для наших учеников, а также воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. Главным основополагающим условием современного качественного образования является — здоровье наших учеников. Работа нашей школы в воспитание здорового образа жизни учащихся представлено в виде взаимосвязанных блоков — по здоровьесбережению учащихся, учебно-образовательной и воспитательной деятельности школьников, усовершенствованной работы по формированию спортивной и физической активности школьников, постоянная взаимосвязь образовательного учреждения и родителями. Все эти направления способствуют развитию и формированию у обучающихся представления о ценности и значимости их личного здоровья. Дают учащимся основополагающую цель осмысленно стремиться к сохранению и укреплению своего здоровья.

В нашей Боброводворской школе здоровая и безопасная образовательная среда включает в себя много направлений вот некоторые из них:

— воспитание у учеников понимания ценности своего здоровья, здорового образа жизни, физической культуры способствующих его сохранению;

— сохранение своего здоровья и жизни, понимание вреда алкоголя, наркотиков и психотропных средств, формирование навыков;

— социальная адаптация, знание способов выживания в неблагоприятных условиях, следует повышать интерес к физической культуре и спорту, ведь именно в них — залог здоровья.

В нашей школе был разработан здоровьесберегащий проект, в котором ведётся совместная деятельность всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, и обеспечения безопасности жизнедеятельности: духовно-нравственное воспитание обучающихся: воспитание у детей чувства сострадания и сопереживания к ближнему и умение оказать посильную помощь себе и окружающим его людям если находишься в неблагоприятных условиях; научить детей контролировать собственные эмоции и эмоции окружающих людей; уважительно относиться к чужому мнению; воспитывать и прививать ученикам правила культурного поведения в своей семье и окружающим их социуме; знакомить с этическими и моральными нормами поведения, учить понимать их актуальность и необходимость и применять в повседневной жизни.

Актуальность проекта, который проводится в Боброводворской школе по созданию и обеспечению здоровьесберегающей среды в необходимости укрепления психического и физического здоровья учащихся, основан на формировании навыков здорового образа жизни у учеников. Создаются все необходимые условия, чтобы вырабатывать у детей привычки: к чистоте, самообслуживанию и аккуратности, прививать стремление к соблюдению режима дня, к необходимости бережного отношения к своему здоровью. Педагогами нашей школы созданы все условия для активного участия детей в оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в общеобразовательных учреждениях и иных учреждениях дополнительного образования, способствующих укреплению здоровья учащихся.

В целом это создаёт безопасную здоровьесберегающую образовательную среду с точки зрения психологической, личностной защищенности детей и подростков.

Создание психоэмоциональной безопасной для учеников образовательной среде также необходимо для общеобразовательных организаций. Понятие эмоциональная безопасность образовательной среды новое для педагогической науки и педагоги Боброводворской школы активно изучают необходимые материал и активно применят их на практике на уроках и внеурочных занятиях. [1]

При составлении портрета психологически здорового своего ученика мы видим творческую, жизнерадостную, веселую, открытую, познающую самого себя и окружающий мир личность. Она полностью понимает уникальность самой себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих её людей. Ребёнок находится в постоянном развитии и окружающие его педагоги, родители, сверстники активно влияют на его личностный рос и развитие, что способствует тому, что он сам берёт ответственность за свою личную жизнь на себя, учится извлекать уроки из неблагоприятных жизненных ситуаций, делать выводы и самостоятельно находить выход. Жизнь его наполнена смыслом и определённой целью, к которой он начинает стремиться.

Современная образовательной среда должна быть свободной от психологического насилия и составлять психологическую безопасность для подрастающего поколения.

Психологическая безопасность образовательной среды связана с формированием физического и психического здоровья учащихся. Её главная и основная цель — это сохранение здоровья: учеников, педагогов, родителей. Это обусловлено тем, что безопасность человека — это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия. [2]. Все эти группы потребностей человека определяют социальный статус личности подрастающего человека и его дальнейшее поведение в жизни.

Одной из главных ступеней в формировании жизненной среды человека является образовательная среда школы. Школы должны быть местом безопасного жизненного пространства для своих учеников. В изучение психологической безопасности личности в образовательной среде входят не только ученики нашей школы, но педагоги, семьи учеников, что помогает строить свою систему безопасности в учебно-образовательном и воспитательном процессе. [3]

Учителя и педагоги обязаны уделять своё пристальное и постоянное внимание на усиление сплочения детей в коллективе, воспитывать чувства единства, равенства и братства, что так же способствует формированию здорового эмоционального настроя у учащихся. Положительная сторона эмоциональной безопасности (радость, восторг, восхищение), наоборот способствует обеспечению здоровья индивидуальной личности, психического и физического. Важнейшей и приоритетной задачей современных школ и организаций дополнительного образования детей, является создание образовательной среды, комфортной и безопасной для них. Должно особенно уделяться внимание важности сохранения и приумножения психического и физического здоровья школьников. Образовательная среда должна быть наполнена мероприятиями, которые могут вызывать у детей настоящие положительные эмоции. В этом главная задача администрации МБОУ «Боброводворская СОШ», учителей и педагогов, и всех служб, способствующих образовательному процессу.

Литература:

  1. Баева, И. А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И. А. Баева, В. В. Семигин. — Текст: непосредственный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена.. — 2005. — № 12. — С. 4–6.
  2. Березина, Т. Н. Несознательное как образование высшего порядка. / Т. Н. Березина. — Текст: непосредственный // Мир психологии. — 2014. — № 1. — С. 240–253.
  3. Березина, Т. Н. Об эмоциональной безопасности образовательной среды / Т. Н. Березина. — Текст: непосредственный // Психология и психотехника. — 2013. — № 9. — С. 897–902.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная среда, образовательный процесс, ученик, школа, эмоциональная безопасность, безопасная образовательная среда, здоровый образ жизни, психологическая безопасность, физическая культура, дополнительное образование.


Похожие статьи

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Роль физической культуры в жизни студента

Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успевае...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Похожие статьи

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных учреждениях

Статья несёт в себе информацию о том, что такое «интеграция», особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, как будут использоваться игры и методы, помогающие развивать детям коммуникативные навы...

Физическое воспитание детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена развитию физической культуры у младших школьников и роли, которую играет физическая активность в их общем развитии. Раскрыты важность занятий физической культурой на раннем этапе обучения, а также представлены методы и приемы,...

Роль физической культуры в жизни студента

Статья подробно рассматривает значимость физической культуры в повседневной жизни студентов. Автор анализирует, как регулярные занятия физической культурой способствуют улучшению физического здоровья, психического благополучия и академической успевае...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Физическая культура и спорт в системе высшего образования

В статье рассматриваются особенности использования физической культуры и спорта в образовательном пространстве высшего звена. Анализ и изучение данных физических факторов по формированию условий возникновения стереотипа здорового образа жизни имеет в...

Влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школе

Статья рассматривает влияние воспитательной работы на формирование психологического комфорта в школьной среде. Анализируются причины психологического дискомфорта учащихся, выделяются педагогические методики для развития эмоциональной компетентности и...

Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников

Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся

В условиях современной системы образования особое внимание уделяется развитию творческих способностей учащихся. Проектная деятельность выступает одной из наиболее эффективных методик, способствующих этому процессу. В данной статье автор рассматривает...

Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения познавательного интереса в младшем школьном возрасте, обозначены подходы к его определению и особенности развития. Определено, что познавательный интерес имеет значимую роль в развитии учебной мотив...

Задать вопрос