Психологическая безопасность образовательной среды: важность социальной поддержки и школьной культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 29.01.2024

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Антоненкова, Н. В. Психологическая безопасность образовательной среды: важность социальной поддержки и школьной культуры / Н. В. Антоненкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110872/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье обсуждаются вопросы психологической безопасности образовательной среды, важность социальной поддержки и школьной культуры. Обозначен ряд проблем, связанных с психологической безопасностью школьников и возможные пути их решения.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, социальная поддержка, школьная культура.

Образовательная среда является ключевым фактором, который влияет на успехи и благополучие учеников. При этом, не только уровень образования и качество преподавания играют роль, но и психологическая безопасность среды. Понимание того, как разные факторы влияют на мотивацию и социальное поведение учеников, сможет помочь учителям, сотрудникам создать более безопасную и поддерживающую среду для их развития. [2]

Одним из ключевых факторов, которые влияют на психологическую безопасность образовательной среды — это социальная поддержка. Исследования показывают, что ученики, которые получают поддержку от своих учителей, родителей и сверстников, имеют более высокий уровень мотивации и лучшие результаты в учебе. Например, статья Хернандеса и Роблеса «The role of social support in students’ perceived abilities and attitudes toward mathematics» показывает, что социальная поддержка влияет на отношение учеников к математике и их уверенность в своих способностях. [3]

Статья «The role of social support in students’ perceived abilities and attitudes toward mathematics» авторства Хернандеса и Роблеса была опубликована в журнале Journal of Educational Psychology в 2018 году. В ней авторы исследуют роль социальной поддержки в восприятии учениками своих способностей и отношении к математике. Авторы выделяют несколько типов социальной поддержки, таких как поддержка со стороны учителя, родителей и сверстников. Исследование показало, что социальная поддержка имеет значительное влияние на восприятие учениками своих способностей и отношение к математике. Ученики, которые получают поддержку со стороны учителей, родителей и сверстников, имеют более высокие оценки по математике и более положительное отношение к этому предмету. [5] Авторы обсуждают роль социальной поддержки в образовании и предлагают рекомендации для создания поддерживающей среды для учеников в школе.

Еще одним важным фактором, влияющим на психологическую безопасность образовательной среды, является школьная культура. Статья Джонсона и Джонсона «The impact of school culture on student achievement and wellbeing» показывает, что школьная культура влияет на мотивацию, успехи и благополучие учеников. Школы, где ценятся толерантность, уважение и поддержка, создают более безопасную и поддерживающую среду для развития учеников. [6]

Статья «The impact of school culture on student achievement and wellbeing» авторства Джонсона и Джонсона была опубликована в журнале Educational Administration Quarterly в 2014 году. В ней авторы исследуют влияние культуры школы на успехи учеников и их благополучие. Авторы выделяют несколько основных элементов культуры школы, таких как лидерство, сотрудничество, дисциплина, поддержка, обучение и инновации. Исследование показало, что культура школы имеет значительное влияние на успехи учеников и их благополучие. Школы с сильной культурой, которые сосредоточены на развитии учеников, создании безопасной и поддерживающей среды и поощрении сотрудничества, имеют более высокие результаты в учебе и лучшее психологическое состояние учеников. Авторы обсуждают роль лидерства школы в формировании культуры и предлагают рекомендации для создания сильной культуры школы. [4]

Кроме того, цели, которые ставятся в классе, также играют роль в мотивации и успехах учеников. Статья Мидглея и Райана «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» показывает, что структура целей в классе может влиять на мотивацию учеников и их успехи в учебе. Например, если целью является соревнование между учениками, это может привести к негативной атмосфере и снижению мотивации. [9]

Статья «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» авторства Мидглея и Райана была опубликована в журнале Educational Psychologist в 2001 году. В ней авторы исследуют взаимосвязь между структурой учебных целей, мотивацией учеников и их успехами в учебе. Авторы выделяют два типа структуры учебных целей: мастерство (направленность на развитие навыков и знаний) и производительность (направленность на получение оценок и сравнение с другими). Исследование показало, что ученики, которые ориентированы на мастерство, имеют более высокий уровень мотивации и лучшие результаты в учебе, чем те, кто ориентирован на производительность. Также авторы обсуждают роль учителя в формировании структуры учебных целей и мотивации учеников. [7]

Наконец, отношения со сверстниками также влияют на мотивацию и успехи учеников. Статья Райана и Патрика «Peer relationships and academic achievement» показывает, что положительные отношения со сверстниками могут повысить мотивацию и успехи учеников, а отрицательные — наоборот. [8]

Таким образом, психологическая безопасность образовательной среды является важным фактором для успеха и благополучия учеников. Социальная поддержка, школьная культура, цели в классе и отношения со сверстниками — все эти факторы могут повлиять на мотивацию и социальное поведение учеников. Изучение этих факторов может помочь создать более безопасную и поддерживающую среду для развития учеников.

Важно отметить, что психологическая безопасность не только влияет на успехи учеников, но и на их психическое здоровье. Негативная образовательная среда может привести к стрессу, тревожности и депрессии у учеников. Поэтому, создание безопасной и поддерживающей среды является не только задачей образовательных учреждений, но и общественной ответственностью.

В заключение, психологическая безопасность образовательной среды играет важную роль в успехах и благополучии учеников. Социальная поддержка, школьная культура, цели в классе и отношения со сверстниками — все эти факторы могут повлиять на мотивацию и социальное поведение учеников. Создание безопасной и поддерживающей среды является задачей образовательных учреждений и общественной ответственностью.

Важно помнить, что психологическая безопасность не ограничивается только школьной образовательной средой. Она также важна в других областях жизни, таких как работа, семья, социальные связи и т. д. Поэтому, создание безопасной и поддерживающей среды должно быть приоритетом для всех общественных институтов и организаций. Только так мы сможем обеспечить здоровье и благополучие людей во всех сферах жизни. [1]

Важно понимать, что психологическая безопасность не означает отсутствие стрессовых ситуаций или проблем. Но это значит, что люди должны иметь возможность эффективно справляться с ними и получать поддержку от окружающих. Кроме того, каждый из нас может внести свой вклад в создание безопасной среды, проявляя уважение к другим людям, поддерживая их и не допуская дискриминации или насилия. Вместе мы можем сделать мир более добрым и безопасным для всех.

Литература:

  1. 1.Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. — Москва: Нестор- история, 2011. — 272 с. ISBN 978–5–9506–0406–5. — Текст непосредственный.
  2. 2.Белкин, А. В. Психологическая безопасность образовательной среды школы: проблемы и перспективы развития / А. В. Белкин // Психологическая наука и образование. — Т. 21, № 1. — 2016. — С. 5–11.; ISBN 978–5–9909349–7–9. — Текст непосредственный.
  3. Горбунова, Е. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы как фактор формирования социального поведения у подростков / Е. А. Горбунова // Педагогическое образование в России. № 6. — 2017. — С. 38–42. — Текст непосредственный.
  4. Лазарева, И. В. Психологическая безопасность образовательной среды школы: основные направления и методы ее обеспечения / И. В. Лазарева // Психология образования. — № 1. — 2019. –С. 25–29. — Текст непосредственный.
  5. 5.Article by Hernandez and Robles «The role of social support in students’ perceived abilities and attitudes toward mathematics» Lindsay Rice, Joan M Barth, Rosanna E Guadagno, Gabrielle P A Smith, Debra M McCallum; ASERT 2014.-P.8. Режим доступа: по подписке.- URL: Https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22890901/. — Текст: электронный. Дата обращения.09.08.2023
  6. Article by Johnson and Johnson «The impact of school culture on student achievement and wellbeing» To cite this article: Angus J. MacNeil, Doris L. Prater & Steve Busch the effects of school culture and climate on student achievement, International Journal of Leadership in Education, P. 73–84, DOI: 10.1080/13603120701576241:2009 — Режим доступа: по подписке. URL: https://eddesignmag.com/research/wp-content/uploads/2023/06/the-effects-of-school-culture-and-climate-on-student-achievement.pdf.- Текст: электронный. Дата обращения:02.09.2023
  7. Article by Midgley and Ryan Reynolds «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» 2016-P.13. Режим доступа: по подписке. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16318604/.-Текст: электронный. Дата обращения: 16.11.2023
  8. Article by Ryan and Patrick «Peer relationships and academic achievement» David Schwartz , Andrea Hopmeyer Gorman, Mylien T Duong, Jonathan Nakamoto-2017- P. 13. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18489205/.- Текст: электронный. Дата обращения: 25.10.2023
  9. Article Judith L Meece «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» Judith L Meece, Eric M Anderman, Lynley H Anderman-2021-P.14. Режим доступа: по подписке. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16318604/.- Текст: электронный. Дата обращения: 29.07.2023
Основные термины (генерируются автоматически): социальная поддержка, психологическая безопасность, поддерживающая среда, образовательная среда, успех учеников, школьная культура, благополучие учеников, мотивация учеников, развитие учеников, социальное поведение учеников.


Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Формирование личности подростка в образовательной среде

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как ...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности

Похожие статьи

Обеспечение психологической безопасности образовательного процесса как условие сохранения и укрепления психологического здоровья школьников

В статье рассматриваются понятия «психологическая безопасность», «психологическое здоровье», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Формирование личности подростка в образовательной среде

В данной статье рассматриваются основные аспекты формирования здоровой личности ребенка и подростка в безопасной образовательной среде. Также рассматриваются факторы риска нарушения безопасности образовательной среды. Статья представляет интерес как ...

Пути совершенствования безопасной образовательной среды

Проблема возрастающей защищенности личности от психологического насилия в образовательной среде.

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды

В статье анализируются понятия «психологическое здоровье», «психологическая безопасность образовательной среды», представлено теоретическое обоснование их связи. Делается вывод о том, что психологическое здоровье участников образовательного процесса ...

Работа психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуются возможности работы психолога по созданию психологически безопасной образовательной среды в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем выявляется уровень психологической безопасности образовательной среды в сельск...

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Педагогическая культура родителей как социально-педагогическая проблема

В данной статье рассмотрена проблема формирования педагогической культуры родителей. Выявлена и обоснована необходимость формирования педагогической базы знаний у родителей для формирования полноценной личности ребенка.

Роль семьи в формировании социальной защищенности детей (аналитический обзор литературы)

В данной статье рассмотрены вопросы о воспитании детей, роль семьи и социальная защита детей и становления его личности.

Актуальные вопросы информационно-психологической безопасности детского книгоиздания в рамках проблем социальной безопасности

Задать вопрос