В статье обсуждаются вопросы психологической безопасности образовательной среды, важность социальной поддержки и школьной культуры. Обозначен ряд проблем, связанных с психологической безопасностью школьников и возможные пути их решения.
Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, социальная поддержка, школьная культура.
Образовательная среда является ключевым фактором, который влияет на успехи и благополучие учеников. При этом, не только уровень образования и качество преподавания играют роль, но и психологическая безопасность среды. Понимание того, как разные факторы влияют на мотивацию и социальное поведение учеников, сможет помочь учителям, сотрудникам создать более безопасную и поддерживающую среду для их развития. [2]
Одним из ключевых факторов, которые влияют на психологическую безопасность образовательной среды — это социальная поддержка. Исследования показывают, что ученики, которые получают поддержку от своих учителей, родителей и сверстников, имеют более высокий уровень мотивации и лучшие результаты в учебе. Например, статья Хернандеса и Роблеса «The role of social support in students’ perceived abilities and attitudes toward mathematics» показывает, что социальная поддержка влияет на отношение учеников к математике и их уверенность в своих способностях. [3]
Статья «The role of social support in students’ perceived abilities and attitudes toward mathematics» авторства Хернандеса и Роблеса была опубликована в журнале Journal of Educational Psychology в 2018 году. В ней авторы исследуют роль социальной поддержки в восприятии учениками своих способностей и отношении к математике. Авторы выделяют несколько типов социальной поддержки, таких как поддержка со стороны учителя, родителей и сверстников. Исследование показало, что социальная поддержка имеет значительное влияние на восприятие учениками своих способностей и отношение к математике. Ученики, которые получают поддержку со стороны учителей, родителей и сверстников, имеют более высокие оценки по математике и более положительное отношение к этому предмету. [5] Авторы обсуждают роль социальной поддержки в образовании и предлагают рекомендации для создания поддерживающей среды для учеников в школе.
Еще одним важным фактором, влияющим на психологическую безопасность образовательной среды, является школьная культура. Статья Джонсона и Джонсона «The impact of school culture on student achievement and wellbeing» показывает, что школьная культура влияет на мотивацию, успехи и благополучие учеников. Школы, где ценятся толерантность, уважение и поддержка, создают более безопасную и поддерживающую среду для развития учеников. [6]
Статья «The impact of school culture on student achievement and wellbeing» авторства Джонсона и Джонсона была опубликована в журнале Educational Administration Quarterly в 2014 году. В ней авторы исследуют влияние культуры школы на успехи учеников и их благополучие. Авторы выделяют несколько основных элементов культуры школы, таких как лидерство, сотрудничество, дисциплина, поддержка, обучение и инновации. Исследование показало, что культура школы имеет значительное влияние на успехи учеников и их благополучие. Школы с сильной культурой, которые сосредоточены на развитии учеников, создании безопасной и поддерживающей среды и поощрении сотрудничества, имеют более высокие результаты в учебе и лучшее психологическое состояние учеников. Авторы обсуждают роль лидерства школы в формировании культуры и предлагают рекомендации для создания сильной культуры школы. [4]
Кроме того, цели, которые ставятся в классе, также играют роль в мотивации и успехах учеников. Статья Мидглея и Райана «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» показывает, что структура целей в классе может влиять на мотивацию учеников и их успехи в учебе. Например, если целью является соревнование между учениками, это может привести к негативной атмосфере и снижению мотивации. [9]
Статья «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» авторства Мидглея и Райана была опубликована в журнале Educational Psychologist в 2001 году. В ней авторы исследуют взаимосвязь между структурой учебных целей, мотивацией учеников и их успехами в учебе. Авторы выделяют два типа структуры учебных целей: мастерство (направленность на развитие навыков и знаний) и производительность (направленность на получение оценок и сравнение с другими). Исследование показало, что ученики, которые ориентированы на мастерство, имеют более высокий уровень мотивации и лучшие результаты в учебе, чем те, кто ориентирован на производительность. Также авторы обсуждают роль учителя в формировании структуры учебных целей и мотивации учеников. [7]
Наконец, отношения со сверстниками также влияют на мотивацию и успехи учеников. Статья Райана и Патрика «Peer relationships and academic achievement» показывает, что положительные отношения со сверстниками могут повысить мотивацию и успехи учеников, а отрицательные — наоборот. [8]
Таким образом, психологическая безопасность образовательной среды является важным фактором для успеха и благополучия учеников. Социальная поддержка, школьная культура, цели в классе и отношения со сверстниками — все эти факторы могут повлиять на мотивацию и социальное поведение учеников. Изучение этих факторов может помочь создать более безопасную и поддерживающую среду для развития учеников.
Важно отметить, что психологическая безопасность не только влияет на успехи учеников, но и на их психическое здоровье. Негативная образовательная среда может привести к стрессу, тревожности и депрессии у учеников. Поэтому, создание безопасной и поддерживающей среды является не только задачей образовательных учреждений, но и общественной ответственностью.
В заключение, психологическая безопасность образовательной среды играет важную роль в успехах и благополучии учеников. Социальная поддержка, школьная культура, цели в классе и отношения со сверстниками — все эти факторы могут повлиять на мотивацию и социальное поведение учеников. Создание безопасной и поддерживающей среды является задачей образовательных учреждений и общественной ответственностью.
Важно помнить, что психологическая безопасность не ограничивается только школьной образовательной средой. Она также важна в других областях жизни, таких как работа, семья, социальные связи и т. д. Поэтому, создание безопасной и поддерживающей среды должно быть приоритетом для всех общественных институтов и организаций. Только так мы сможем обеспечить здоровье и благополучие людей во всех сферах жизни. [1]
Важно понимать, что психологическая безопасность не означает отсутствие стрессовых ситуаций или проблем. Но это значит, что люди должны иметь возможность эффективно справляться с ними и получать поддержку от окружающих. Кроме того, каждый из нас может внести свой вклад в создание безопасной среды, проявляя уважение к другим людям, поддерживая их и не допуская дискриминации или насилия. Вместе мы можем сделать мир более добрым и безопасным для всех.
Литература:
- 1.Баева, И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / И. А. Баева, Е. Н. Волкова, Е. Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. — Москва: Нестор- история, 2011. — 272 с. ISBN 978–5–9506–0406–5. — Текст непосредственный.
- 2.Белкин, А. В. Психологическая безопасность образовательной среды школы: проблемы и перспективы развития / А. В. Белкин // Психологическая наука и образование. — Т. 21, № 1. — 2016. — С. 5–11.; ISBN 978–5–9909349–7–9. — Текст непосредственный.
- Горбунова, Е. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы как фактор формирования социального поведения у подростков / Е. А. Горбунова // Педагогическое образование в России. № 6. — 2017. — С. 38–42. — Текст непосредственный.
- Лазарева, И. В. Психологическая безопасность образовательной среды школы: основные направления и методы ее обеспечения / И. В. Лазарева // Психология образования. — № 1. — 2019. –С. 25–29. — Текст непосредственный.
- 5.Article by Hernandez and Robles «The role of social support in students’ perceived abilities and attitudes toward mathematics» Lindsay Rice, Joan M Barth, Rosanna E Guadagno, Gabrielle P A Smith, Debra M McCallum; ASERT 2014.-P.8. Режим доступа: по подписке.- URL: Https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22890901/. — Текст: электронный. Дата обращения.09.08.2023
- Article by Johnson and Johnson «The impact of school culture on student achievement and wellbeing» To cite this article: Angus J. MacNeil, Doris L. Prater & Steve Busch the effects of school culture and climate on student achievement, International Journal of Leadership in Education, P. 73–84, DOI: 10.1080/13603120701576241:2009 — Режим доступа: по подписке. URL: https://eddesignmag.com/research/wp-content/uploads/2023/06/the-effects-of-school-culture-and-climate-on-student-achievement.pdf.- Текст: электронный. Дата обращения:02.09.2023
- Article by Midgley and Ryan Reynolds «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» 2016-P.13. Режим доступа: по подписке. — URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16318604/.-Текст: электронный. Дата обращения: 16.11.2023
- Article by Ryan and Patrick «Peer relationships and academic achievement» David Schwartz , Andrea Hopmeyer Gorman, Mylien T Duong, Jonathan Nakamoto-2017- P. 13. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18489205/.- Текст: электронный. Дата обращения: 25.10.2023
- Article Judith L Meece «Classroom goal structure, student motivation, and academic achievement» Judith L Meece, Eric M Anderman, Lynley H Anderman-2021-P.14. Режим доступа: по подписке. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16318604/.- Текст: электронный. Дата обращения: 29.07.2023