Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (115) июнь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.05.2016

Статья просмотрена: 1846 раз

Библиографическое описание:

Княжковская, Т. О. Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости / Т. О. Княжковская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1750-1753. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30884/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: стресс, стрессоустойчивость.

Г. Селье в 1936 г. ввел понятие — «стресс» для обозначения обширного круга состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Основная индивидная характеристика содержания стресса — адаптация (стрессоустойчивость). [2]

В современном мире, стрессоустойчивость является залогом психического здоровья людей, а также условием социальной стабильности. Возрастающие психические нагрузки на нервную систему и психику человека в современном мире приводит к формированию эмоционального напряжения, которое является одним из главных факторов развития заболеваний. [3]

В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в учебно-воспитательном процессе на данный момент вызывает тревогу, так как боязнь провала в экзаменационной ситуации является серьезным стрессовым фактором, отрицательно влияющим на состояние здоровье старшеклассника и его учебную деятельность. Именно по этой причине было проведено наше исследование. [3]

На первом этапе диагностической работы, с целью выявления уровня стрессоустойчивости старшеклассников, нами был проведен тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.

Полученные нами результаты представлены в рис 1.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у старшеклассников преобладает удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. Данный уровень наблюдается у 68 % респондентов. Графически данные представлены на рис. 1

Рис. 1. Результаты теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона

Удовлетворительный уровень стрессоустойчивости прослеживается у 68 % старшеклассников. Плохой уровень стрессоустойчивости составляет у 32 %. Отличный, хороший и очень плохой уровни у старшеклассников не были диагностированы. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства старшеклассников, принявших участие в исследовании, преобладает удовлетворительный уровень стрессоустойчивости.

Далее мы провели анкету, взяв за основу тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых, с целью выявления основных причин учебного стресса, приемов снятия стресса старшеклассниками и т. д. Полученные нами результаты представлены в соответствующих таблицах и на рис.2,3,4,5,6.

Результаты анкеты показали, что основными причинами возникновения стрессовой ситуации (max = 10 баллов) являются: большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, нерегулярное питание, строгие преподаватели, излишне серьезное отношение к учебе и т. д. Также существуют следующие причины, которым отдали меньше всего предпочтений — конфликт в классе. (рис. 2).

Рис. 2. Результаты анкеты. Причины стресса старшеклассников

По мнению испытуемых, уровень постоянного стресса за последние 3месяца учебы: 36 % респондентов считают, что не изменился, 32 % респондентов считают, что незначительно возрос, 14 % — значительно увеличился, 12 % — незначительно уменьшился и, 6 % респондентов считают, что уровень постоянного стресса за последние 3 месяца учебы значительно уменьшился (рис. 3).

Рис. 3. Результаты анкеты. Показатели уровня стресса за последние 3 месяца

Результаты анкеты показали, что стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в: спешке, ощущении постоянной нехватки времени, плохом сне, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, ощущении беспомощности, невозможности справиться с проблемами, невозможности избавиться от посторонних мыслей, низкой работоспособности, повышенной утомляемости, головной боли, плохом настроении, депрессии и т. д. (рис 4).

Рис. 4. Результаты анкеты. Проявления стресса, связанного с учебой

По результатам анкеты видно, что основным приемом снятия стресса является сон (76 %). Немаловажным способом снятия стресса для испытуемых является общение с друзьями или любимым человеком (72 %), а также прогулки на свежем воздухе(64 %), поддержка родителей (60 %). Используются также физическая активность, вкусная еда, перерыв в работе или учебе, просмотр телевизора, хобби (рис 5).

Рис. 5. Результаты анкеты. Приемы снятия стресса

Среди основных признаков проявления стресса у испытуемых можно выделить: учащенное сердцебиение (92 %), сухость во рту (60 %), скованность, дрожание мышц (58 %), затрудненное дыхание(54 %), головные боли или иные (52 %).

Графически данные представлены на рис.6

Рис. 6 Результаты анкеты. Признаки проявления стресса

Таким образом, по результатам данных методик можно сделать следующие выводы: у старшеклассников преобладает удовлетворительный уровень стрессоустойчивости. Результаты исследования показали, что самыми главными причинами возникновения стрессовой ситуации являются: большая учебная нагрузка, отсутствие учебников, нерегулярное питание, строгие преподаватели и т. д. А также было выявлено, что стресс, связанный с учебной деятельностью проявляется в: спешке, ощущении постоянной нехватки времени, плохом сне, повышенной отвлекаемости, плохой концентрации внимания, ощущении беспомощности, невозможности справиться с проблемами, невозможности избавиться от посторонних мыслей, низкой работоспособности, повышенной утомляемости, головной боли, плохом настроении, депрессии и т. д.

Таким образом, очевидной становится необходимость в психологическом сопровождении, которое бы способствовало снятию эмоциональной напряженности, развитию уверенности, личностных качеств и ресурсов не только на уровне знания, но и на уровне их практического применения.

Литература:

  1. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М.: Академический проект, 2009
  2. Селье Г. Стресс без дистресса. — М.: Прогресс, 2009.
  3. Щербатых Ю. В. Психология стресса- М.: Изд-во Эксмо, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): Результат анкеты, удовлетворительный уровень, учебная деятельность, нерегулярное питание, плохое настроение, плохой сон, плохой уровень, современный мир, стрессовая ситуация, учебная нагрузка.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта, выгорания и стрессоустойчивости у преподавателей высшего состава

Проведенное эмпирическое исследование направлено на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и выгорания преподавателей высшего состава.

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами

Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков

В статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков.

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Школьная тревожность в контексте интеллектуального компонента психологической готовности к школе первоклассников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления школьной тревожности у обучающихся с разным уровнем интеллектуального компонента психологической готовности к школьному обучению.

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта, выгорания и стрессоустойчивости у преподавателей высшего состава

Проведенное эмпирическое исследование направлено на выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости и выгорания преподавателей высшего состава.

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами

Концепция аллостаза и ее значение в проведении психофизиологических исследований с применением полиграфа

Влияние игры на формирование социальных компетенций у детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте

Задать вопрос