Экономические реформы, проводимые в России на протяжении вот уже практически 20 лет, привели к кардинальному изменению не только в экономике, но и в жизни страны в целом. Произошел переход к новой политической системе, на смену государственной собственности пришла частно-корпоративная. Была создана новая финансовая система страны и проделана огромная работа на пути к открытой экономике. Вместе с тем, побочными эффектами являются все более ярко проступающие негативные социально-экономические явления: прогрессирующая бедность, низкий уровень оплаты труда, существенная дифференциация материального положения граждан.
Для решения все более усугубляющихся социально-экономических проблем, жизненно необходимо устойчивое развитие экономики страны. Согласно существующей концепции подобное развитие может и должно быть достигнуто за счет перехода к инновационной экономике, строящейся не на использовании природных ресурсов, а на использовании человеческих знаний, новых технологиях и инноваций. По оценкам отечественных исследователей [1] в экономиках западных стран наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли военных исследований и ускоренный рост вложений в фундаментальные исследования. Россия на момент начала экономических реформ, как правопреемник и наследник СССР обладала мощнейшим в мире научно-техническим комплексом, однако практически весь этот комплекс был отделен от гражданской экономики и потребительского рынка в целом. Основная специализация, учитывая реалии «холодной войны» была направлена на развитие Военно-промышленного комплекса (ВПК) страны. Это означало, что практически все научные открытия в высокотехнологичной сфере рассматривались сквозь призму применимости в ВПК. Большая часть осуществляемых инноваций в стране была направлена на разработку и производство вооружений, а не на производство гражданской продукции. Очевидным негативным моментом стало выбраковывание большого количества технологий, не имеющих отношения к ВПК, а целые перспективные направления так и не получили должного внимания со стороны ученых, как заведомо не применимые к нуждам военно-промышленного комплекса страны. Нарастающим итогом и, пожалуй, одной из основных особенностей сегодняшнего высокотехнологичного рынка России является структурное несоответствие высоких технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе, и их практически полное отсутствие в гражданском секторе.
Второй, тревожной особенностью Российского высокотехнологичного рынка, по мнению Колобова А.А. [1, с.17] является сокращение человеческого капитала. Между тем, если рассматривать значимость внедрения новых технологий в инновационное производство, в том числе на высокотехнологичных рынках, то основным источником национального богатства становятся знания и умения. «По оценкам Всемирного банка, в 192 странах на долю физического капитала (накопленные материально-вещественные фонды) приходится в среднем 16% общего богатства, на долю природного потенциала – 20%, на долю человеческого капитала – 64%. Для России эти пропорции составляют соответственно 14,72 и 14%. В Германии, Японии и Швеции на долю человеческого капитала приходится 80%» [1, с.18]. Россия, имея огромные природные ресурсы (27% всех мировых ресурсов), в том числе 11% мировых воспроизводимых ресурсов, обладает только 8% так называемого человеческого капитала, из которых используется всего около 3%, в то время как для США данный показатель составляет 28,5%, для европейских стран – 50% [1, с.21].
Переломить данную тенденцию, по мнению все того же Колобова А.А., крайне трудно, поскольку, помимо естественного сокращения человеческого капитала и так называемой «утечки мозгов», существующая структура инвестирования поощряет тенденцию закрепления сырьевой структуры российской экономики. При этом уже сейчас очевидно, что данная система мало эффективна, поскольку даже в сравнении с другими сырьевыми экономиками, Россия окажется на 14-ом месте по объему нефтедобычи на душу населения, среди 14 стран с наибольшими объемами добычи. Другими словами существующая система инвестирования не только не позволяет задействовать неиспользованные объемы человеческого капитала, но и не создает предпосылок для его увеличения, что также является одной из особенностей российского рынка высокотехнологической продукции.
В 2006 году экспертами было проведено исследование, целью которого являлось выявить инновационную активность предприятий на высокотехнологичном рынке РФ [2, с.64]. Среди прочего было установлено, что в современных условиях высокотехнологичные компании оперируют на шести типах рынков [2, c.65]:
· внешний рынок низкотехнологичной продукции;
· внутренний рынок низкотехнологичной продукции;
· внешний рынок высокотехнологичной военной продукции;
· внутренний рынок высокотехнологичной военной продукции;
· внешний рынок высокотехнологичной гражданской продукции;
· внутренний рынок высокотехнологичной гражданской продукции.
Из них внутренний рынок высокотехнологичной гражданской продукции на сегодняшний день пребывает в глубокой депрессии и наименее перспективен, из-за структурных перекосов, общего снижения технического уровня производств, использования элементарных технологических цепей. Повсеместны примеры не рыночной конкуренции, проявляющиеся в элементах протекционизма с одной стороны и недобросовестной деятельностью контрагентов с другой стороны. Другими словами на сегодняшнем этапе развития, не востребованные высокие технологии на международных рынках, не смогут развиваться только за счет внутреннего спроса.
Одной из существующих тенденций на высокотехнологичном рынке РФ на сегодняшний момент является тяготение отечественных компаний к выходу на международные рынки. Данная тенденция сложилась не вдруг, а по вполне закономерным причинам. Критическим фактором, влияющим на конкурентоспособность высокотехнологичной компании, является время. Поскольку жизненный цикл инновационного товара крайне мал и составляет 3-5 лет, то требуется бесконечная исследовательская и инновационная деятельность, направленная на разработку новых продуктов и технологий, обладающих потребительскими свойствами, при этом важна скорость разработок. Данный процесс сопряжен с большими объемами финансовых вливаний, потребность в которых и толкает большинство успешных высокотехнологичных компаний на международные рынки, т.к. доходы, получаемые на национальных рынках не в состоянии в полном объеме обеспечить устойчивое развитие высокотехнологичной компании. Россия не является исключением в данной общей тенденции. Сокращение государственных расходов на науку и технику, «утечка мозгов», снижение уровня образованности и многие другие факторы [2, стр.73] создают предпосылки выхода высокотехнологичных компаний на международные рынки в поисках своего потребителя. Более того, по мнению Красноруцкой Ю.Н., «главным содержанием сохранения научно-технического потенциала и увеличения экспортных возможностей России может быть только развитие и дальнейшее упрочнение базы высоких технологий».
Формирование и развитие высокотехнологического рынка РФ, как неотъемлемый процесс перехода к инновационной экономике сопряжено с рядом условий и следствий данного перехода [1, стр. 27]. Социально-экономическая трансформация, происходящая в обществе в результате проводимых реформ, определят переход к инновационной экономике, как важнейший эволюционный шаг вперед. Регулирование развивающегося рынка высоких технологий со стороны исполнительной и законодательной ветвей государственной власти внесло огромный вклад в создание предпосылок для дальнейшего роста, данного рынка. На сегодняшний момент принципиально важно понимать и определить меру участия в данном процессе государственной власти, как гаранта стабильности происходящих процессов и частного сектора: бизнес, ученые, частные инвесторы и многие другие. Повышение конкуренции на национальном рынке с одновременным выходом на международные рынки позволит активно распространять отечественные технологии и расширить границы присутствия отечественных инноваций. Емкость мирового высокотехнологично рынка, позволяет с оптимизмом расценивать шансы РФ минимизировать зависимость новой экономической модели от конъюнктуры мировых цен на природные ресурсы. Исследование метода интернационализации «старт-ап» компании в одной из высокотехнологичных отраслей позволит разрабатывать и коммерциализировать отечественные технологии за рубежом.
Литература:
- А.А. Колобов. Экономика инновационной деятельности наукоемких предприятий. - М.: 2007.
- Ю.Н. Красноруцкая. Выход России на мировые рынки наукоемкой продукции и высоких технологий.- М.: 2009.
- Агеев С. - Как нам реорганизовать ВПК // Эксперт Северо-запад. – 2010.- № 31(60)
- Хрусталев Е.Ю. - Особенности функционирования и развития российского военно-промышленного комплекса // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002.- №2.