Особенности формирования агротуристического рынка в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Агаларова, Е. Г. Особенности формирования агротуристического рынка в России / Е. Г. Агаларова, Е. А. Косинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 140-143. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5742/ (дата обращения: 17.12.2024).

Одним из приоритетных направлений развития экономики аграрных регионов России является стратегия диверсификации, предполагающая дополнение традиционных отраслей специализации (зерновое хозяйство, скотоводство, овцеводство) новыми отраслями. В качестве одной из перспективных отраслей в настоящее время выступает туризм.

Туризм в начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической и культурной жизни многих государств и регионов мира, занимая, по оценкам специалистов, третье место после торговли нефтью и оружием в развитых странах. Средние темпы роста его объемов составляют 7% в год, что намного выше аналогичных показателей мировой экономики. На сферу туризма приходится около 10% мировых инвестиций, каждое 11-е рабочее место в общей мировой занятости, 3,8% мирового валового внутреннего продукта, а с учетом влияния туризма на смежные с ним отрасли национальной экономики - 10,6%.

Сельский или аграрный туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

Агротуризм уже довольно давно завоевал мировую популярность и становится чем-то вроде последнего крика моды, которой следуют миллионы людей с весьма устойчивым достатком. Все большее число людей предпочитает патриархальное спокойствие, первозданность, экологическую чистоту суете и пестроте фешенебельного курорта [2]. Действительно ли агротуризм способен обогатить российских предпринимателей и сделать популярным и экономически устойчивым сельские территории?

Деятельность в сфере сельского туризма является предпринимательством, идея которого в том, что сельские жители сдают туристам в наем свои жилые помещения, либо «гостевые» дома извлекая при этом доход. Сельский туризм связан с посещением сельской местности с культурно-познавательной целью, знакомством с традиционным народным бытом, но также может преследовать и иные цели: приобщение к традиционным промыслам и ремеслам, посещение религиозных мест и центров [6].

Аграрный туризм включает все, что связано с сельскохозяйственной деятельностью, с определенными событиями, праздниками, музеями, посвященными производству сельскохозяйственных продуктов и с традициями и обычаями данного региона.

Сельский туризм, как отдых в сельской местности, не только дань моде, но и необходимость - загрязнение городской среды, динамичный и напряженный ритм жизни в городах, будит в горожанах желание покоя и уединения среди чистой природной среды. Он дает человеку возможность обратиться к истокам народа, к древней природной среде и культурному наследию, которые стали его колыбелью, и кроме того, позволяет удовлетворить такие специфические увлечения, как изучение исторического, культурного, этнографического, а также архитектурного наследия, обычаев и ремесел, характерных для данного региона, ознакомления с местной народной одеждой, сбора фольклора, изучения местного языка или диалекта, любительская фотография, сбор трав и минералов. Особенно характерно для сельского туризма участие в сельскохозяйственных работах - овощеводстве, пчеловодстве, сборе трав и грибов, цветоводстве. Характерно также и ознакомление с местной кухней. Главную роль в сельском туризме играет хозяин - он предоставляет большинство услуг, обеспечивает домашними готовыми экологически чистыми продуктами, выполняет функции гостеприимного хозяина. Именно от него туристы познают духовный мир местных жителей. От умения, культуры, доброжелательности хозяина зависит степень удовлетворенности туристов отдыхом на селе.

Обобщая сказанное, отметим важные особенности понятия «агротуризм» - это деятельность сельского населения, которая связана с сельской средой, сельским домом и занятиями, где ставят в центр внимания природу и человека. Сельский туризм, в отличие от массового, не оказывает вредного влияния на окружающую среду и, в то же время, делает существенный вклад в региональное развитие. Он позволяет использовать существующий жилищный фонд, сокращает инвестиционные расходы и предотвращает избыточное использование лесных и пастбищных площадей.

Сельский туризм может эффективно развиваться и функционировать на таких территориях как села и деревни; малые города с характерной традиционной архитектурой, бытом, культурой; сельскохозяйственные фермы; лесной фонд; природные парки и специфические охраняемые территории; зоны отдыха и дачные зоны; природные феномены; монастыри и священные места; достопримечательности народной культуры под открытым небом [3].

Для нормального функционирования и развития сферы сельского туризма на этих территориях необходимо создание определенной инфраструктуры, которая должна отвечать двум основным требованиям: во-первых, создавать нормальные безопасные условия для проживания туристов, а во-вторых, в минимальной степени нарушать экологическую устойчивость природной среды.

Следует отметить, что на глобальном уровне некая общая концепция агротуризма или хотя бы терминологическое единство пока отсутствуют, хотя имеется ряд общепринятых принципов и подходов. Существует несколько значительно отличающихся концепций агротуризма, преследующих разные цели и ориентированных на разные задачи, выработанных в соответствии с конкретными условиями и практикуемых в разных группах стран. При этом во многих странах агротуризм рассматривается как одно из ведущих направлений развития национальной туристической отрасли, что находит отражение в национальных концепциях развития туризма.

Европейская практика показывает, что развитие агротуризма в форме малого семейного гостиничного бизнеса является крупной социально-экономической программой по переводу части аграрного населения из сферы производства в сферу услуг. Ее задача - дать импульс развитию аграрных регионов и их населения путем организации нового специфического сектора местной экономики. Помимо экономических, такая государственная политика преследует социальные и социокультурные цели: остановить деградацию сельских районов, снижение численности населения и рост негативных социальных явлений, сохранить и отчасти воссоздать культурное наследие, национальную самобытность регионов.

В европейских странах «первой» (Италия, Франция) и «второй волны» (Кипр, Греция), где важным фактором является то, что жилищный фонд в сельских регионах в целом имеет высокий уровень комфортности, концепция агротуризма основывается в первую очередь на использовании ресурсов домашних хозяйств в качестве средств размещения и туристических ресурсах местных сообществ в целом (как сельских, так и близлежащих городов). Таким образом, господствующая в Европе концепция агротуризма ориентирована на развитие малого семейного гостиничного хозяйства в сельских провинциях. Данная модель в качестве необходимых условий реализации предполагает:

  1. наличие свободного или условно свободного жилого фонда в сельской местности;

  2. достаточно высокий уровень комфортности и хорошее состояние жилого фонда;

  3. системная государственная поддержка агротуристических хозяйств: принятие политических решений о поддержке агротуризма как сектора сферы услуг;

  4. организационная поддержка: создание специальных структур, оказывающих системную помощь и занимающихся организацией данного сектора туриндустрии, а также внедрением информационных технологий, позволяющее сформировать масштабный рынок агротуризма в виртуальной форме;

  5. организация объединений субъектов агротуризма, поддерживающих порталы с базами данных по всему агротуристическому сектору;

  6. нормативно-правовое (принятие соответствующих законов и госпрограмм) и информационное и рекламно-информационное обеспечение продвижения совокупного национального и региональных агротуристических продуктов;

  7. финансовая поддержка (система льготного кредитования или дотирования агротуристических хозяйств [5].

В мире имеется практический опыт реализации нескольких моделей, относимых к агротуристическим. Их можно сгруппировать следующим образом:

  1. Развитие агротуристического бизнеса на базе малого семейного гостиничного хозяйства. Эта модель успешно реализуется в рамках нескольких концепций, которые предполагают официальное проведение государственной политики перевода сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг - то есть, при условии принятия на общенациональном уровне комплексной социально-экономической стратегии, направленной на поддержку сельских регионов. Эта стратегия одним из компонентов включает поддержку развития сети средств размещения (частных микрогостиниц) на базе существующего в сельской местности жилого фонда и сельскохозяйственных (фермы, пасеки, рыболовецкие хозяйства.) и специализированных объектов (спортивные центры, лодочные станции, конюшни и т. п.).

  2. Строительство крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «агротуристических деревень», культурно-этнографических центров и т. п. Характерно для стран с невысоким уровнем комфортности жилищного фонда в сельской местности, но с хорошим турпотенциалом. Эта модель для успешной реализации требует, прежде всего, инвестиционных ресурсов – как местных, так и внешних, а также поддержки соответствующих проектов на уровне региона и на местах.

  3. Создание государственных (или частных) сельскохозяйственных парков. Помимо развития туротрасли как таковой, основанная на такой модели концепция ставит во главу угла популяризацию и пропаганду достижений сельского хозяйства конкретной страны, сохранение практических навыков и демонстрацию приемов национального (традиционного) сельскохозяйственного производства. В мировой практике программу по реализации такой модели обычно курирует ведомство, отвечающее за развитие сельского хозяйства. Являясь многофункциональными центрами, государственные сельскохозяйственные парки параллельно могут вести научно-исследовательскую и селекционную работу, оставаясь при этом развлекательными туристическими объектами и постоянно действующими выставочно-экспозиционными центрами [5].

В последнее время при разработке национальных концепций развития туризма в ряде европейских стран специально отмечается высокая роль территориального самоуправления, местных сообществ в развитии различных направлений агротуризма.

Реально осуществляемые в мировой практике концепции агротуризма обычно помимо экономического аспекта несут также определенную идеологическую нагрузку. Как правило, развитие агротуризма связывают с решением социокультурных задач (сохранение национальных и этнокультурного наследия, сохранение природной и историко-культурной среды обитания, архитектурно-исторического пространства, возрождение и пропаганда традиционных ценностей и образа жизни и т. д.). В практическом решении последних ведущая роль принадлежит местным сообществам [5].

В России сегодня сформирована только часть условий для полноценного развития агротуристического рынка. Положительные тенденции демонстрируют ряд регионов с традиционно аграрной экономикой: Белгородская область, Калужская область, Ленинградская область, Тверская область, Ульяновская область, Алтайский край, Краснодарский край, Республика Карелия.

Так, концепции и программы развития сельского туризма действуют в Калужской, Ульяновской областях и Алтайском крае. В Белгородской области принята областная программа «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011–2013 годы», ранее в 2007-2010 гг. реализовывалась программа «Развитие сельского туризма на территории муниципальных районов «Белгородский район», «Город Валуйки и Валуйский район» и «Грайворонский район» [7].

Для устойчивого развития сельских территорий, улучшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей и их материально-технической базы, повышения занятости и уровня жизни сельского населения, в рамках закона Краснодарского края от 25 октября 2005 г. № 938-КЗ «О туристической деятельности в Краснодарском крае» ГУ КК «Кубанский сельскохозяйственный ИКЦ» продвигает на территории края и за его пределами аграрные туристические объекты, путем формирования специального каталога, что способствует, как развитию несельскохозяйственной деятельности в сельской местности (сельский туризм, сельская торговля, народные промыслы и ремесла и др.), так и формированию представления о Краснодарском крае, как о регионе, наиболее благоприятном для занятий аграрным туризмом, удовлетворения потребностей туристов в разнообразных, качественных туристских услугах.

Практические рекомендации владельцам гостевых домов разработаны в Ульяновской, Ленинградской, Тверской областях, Республике Карелия. В Ленинградской области обсуждается законопроект «О государственной поддержке сельского туризма».

Создание специализированного сайта «Сельский туризм. Алтайский край» способствует формированию агротуристического рынка в виртуальной форме, что позволяет методами информационного позиционирования занять неосвоенные рыночные ниши.

Очевидным недостатком развития агротуристического рынка в Российской Федерации является отсутствие развитой инфраструктуры, где главным объектом выступает жилищный фонд. Под объектами жилищно-коммунального назначения следуют понимать жилые помещения, объекты внешнего благоустройства территории населенных пунктов в виде зеленых насаждений, дорог и элементов их благоустройства, объекты инженерной защиты территории, уличное освещение [1].

Развитие любой сферы деятельности призвано решать экономические и социальные проблемы территории. Процесс развития сельского туризма объединяет интересы трех основных участников: потребителей, предпринимателей в сельском туризме и интересы муниципальных образований, на территории которых развивается данный вид деятельности. Достоинством агротуризма является и то, что он не ориентирован на одновременное привлечение крупных кредитов. Он способен развиваться постепенно, опираясь на раздробленные местные средства, привлекая небольшие инвестиции из самых разных источников. Основными целями развития агротуризма на муниципальном уровне являются: снижение социальной напряженности на селе за счет альтернативной занятости населения и рост налоговых поступлений в бюджет за счет создания новых рабочих мест [4].

Таким образом, формирование агротуристического рынка в России требует решения ряда организационно-экономических вопросов, к которым относятся:

  1. Ресурсные аспекты развития агротуризма:

  • экология местности;

  • жилищный фонд в сельской местности;

  • качество и экологичность продуктов питания;

  • транспортная инфраструктура и обслуживание;

  • аттрактивность местности, предполагающая наличие историко-культурных и природных памятников, ландшафтов, народных промыслов и ремесел, традиционных сельских видов деятельности и др.

  1. Нормативно-правовая база развития агротуризма.

  2. Организационная инфраструктура управления развитием агротуризма.

  3. Информационное обеспечение процесса управления развитием агротуризма.

  4. Финансирование развития агротуризма [7].

«Агротуризм - малая отрасль сельского хозяйства», - так считают уже во многих европейских странах. Это перспективное и экономически выгодное направление деятельности позволяет включить в дело массы сельского населения и сохранить при этом местный колорит, обычаи, культуру.


Литература:

  1. Агаджанян, А.Я. Формирование и развитие предпринимательской деятельности в жилищно-коммунальном комплексе: дис. … канд. экон. наук / Агаджанян А.Я. – Ставрополь, 2010. – 191 с.

  2. Косинова, Е.А. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур в рекреационном регионе: дисс… канд. экон. наук / Е.А. Косинова. - Ставрополь, 2008.

  3. Косинова Е.А., Агаларова Е.Г. Роль туризма в обеспечении устойчивого развития сельских территорий//Проблемы и пути развития российской провинции: монография. В 5ч. Ч1. Экономика и управление / Под общ. ред. Л.Н. Семерковой. – Пенза: РИО ПГСХА, 2010. - 272 с.

  4. Левушкина С.В., Мирошниченко Р.В. Пути совершенствования бюджетной и налоговой системы на муниципальном уровне//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 6.

  5. Основы концепции развития эко-агротуризма в российской провинции [Электронный ресурс] http://www.rustowns.com›docs/469Concept.doc

  6. Таран, Е.Г. Роль малого предпринимательства в развитии муниципальных образований: дисс… канд. экон. наук/ Е.Г. Таран. - Ставрополь, 2005.

  7. Цыщук Г.Ю. Организационно-экономические вопросы развития агротуризма на муниципальном уровне [Электронный ресурс] http://www.aso-academy.ru/science/stati-analitik/organizatsionno-ekonomiheskie-aspekti-razvitiya-agroturizma-na-munitsipalnom-urovn/


Основные термины (генерируются автоматически): сельский туризм, сельская местность, агротуристический рынок, жилищный фонд, Краснодарский край, развитие агротуризма, сельское население, аграрный туризм, алтайский край, Белгородская область.


Задать вопрос