Агротуризм: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Александрова, Е. В. Агротуризм: проблемы и перспективы (на примере Орловской области) / Е. В. Александрова, Н. И. Семешина, Е. Ю. Клыбанская, С. В. Макаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3 (110.3). — С. 3-7. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27184/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье проведен SWOT-анализ, который показывает потенциал развития агротуризма в Орловской области, а также обоснованы основные проблемы и предложены пути их решения.

Ключевые слова: агротуризм, аграрный регион, стратегия развития, конкурентоспособность, туристская инфраструктура.

Агротуризм – сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта. В свою очередь агротуризм подразделяется на следующие подвиды: оздоровительный, промысловый, приключенческий и т.д. Сельский туризм представляет возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты, тишина и неторопливый быт. По оценкам специалистов, потенциальный ежегодный спрос на указанный вид туризма составляет около 600 тыс. человек [5].

Агротуризм (сельский туризм) в последнее время стремительно развивается, хотя имеет не так уж много преимуществ, по сравнению сдругими видами туризма. Главные особенности агротуризма это: освобождение от социального статуса и связанных с ним ограничений и возможность погрузиться в национальные особенности страны, а также познакомится с обрядами и традициями. Вообще агротуризм начинает свою историю около 200 лет тому назад. Это характеризует появление во Франции первой в мире ассоциации туристов – AgricoltureetTurisme. Объясняет стремительное развитие агротуризма две причины: социальная – привлекательность для туристов ввиду традиционного непринужденного отдыха и экономическая – получение дополнительной прибыли. Учитывая, что Российская Федерация обладает высокими агротуристическими ресурсами, так как на ее территории расположены редкие и уникальные природные ресурсы, а также объекты мирового культурного наследия, это позволяет в полной мере развивать агротуризм и создавать конкурентоспособную базу туристических услуг. Этого достаточно, для того, чтобы назвать агротуризм в России «золотым дном» для предпринимателей (высокая рентабельность и быстрая окупаемость) и туристов (отвлеченный отдых в «русском селе»). Как и все отрасли хозяйства агротуризм регулирует нормативно-правовая база РФ. Весной 2015 года в Госдуме был рассмотрен проект «О внесении изменений в закон «Об основах туристической деятельности». Предполагается, что утверждение этого законопроекта даст толчок развитию агротуризма в России. В данный момент агротурфермы ведут свою работу на основании следующих документов: «О развитии с/х», «О крестьянском хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве», «Об основах туристической деятельности», «О землеустройстве» и «Обороте земель» [1].

Что касается Орловской области, то можно сказать, что она обладает достаточными положительными условиями перспективного развития агротуризма. Во-первых, Орловская область – это индустриально-аграрный регион. Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км (67-е место в России), 2078 тыс. га из которых приходится на сельскохозяйственные угодья. Во-вторых, область обладает особо охраняемыми территориями, такими как Национальный парк «Орловское полесье» (общ.площадь = 77,7 тыс. га), и природный музей-заповедник Спасское-Лутовиново [2].

Состояние сельского туризма в Орловской области можно рассмотреть на Схеме1.

Проведённый анализ реализованных и потенциальных возможностей орловской туристской индустрии позволяет сделать вывод о том, что имеющийся значительный туристский потенциал используется далеко не в полной мере.

Схема1

Основные проблемы агротуризма натерритории Орловской области:

 недостаточный уровень развития специализированной нормативно-правовой базы;

 отсутствие интерактивной базы данных объектов агротуризма с чёткой классификацией туров и перечнем предоставляемых услуг;

 слабый брендинг;

 недостаточность государственной поддержки и частных инвестиций в отрасль;

 низкий уровень конкурентоспособности туристического кластера Орловщины;

 неразвитость инфраструктуры;

 низкая социальная активность сельского населения.

На основании вышесказанных проблем, можно сделать вывод о том, что Орловская область, обладая высоким потенциалом для развития сельского туризма, не может в полной мере реализовывать природные ресурсы и стать сильным конкурентом для других областей РФ, так как процесс развития протекает медленно и бессистемно.Государственно-частное партнерство в сфере агротуризма Орловской области осуществляется с помощью: Орловской региональной ассоциации агротуризма, и крупными инвесторами, индивидуальными предпринимателями (ИП), сельскими жителями. Поддержку на региональном уровне осуществляют: управление культуры и архивного дела, департамент сельского хозяйства, управление физической культуры и спорта; на муниципальном уровне: отдел культуры, отдел сельского хозяйства, отдел физической культуры и спорта.

Сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Он стал интенсивно развиваться, когда начался стремительный отток сельских жителей в города. В этой связи, в аграрном секторе стал наблюдаться процесс резкого снижения количества занятых, а как следствие ухудшения уровня жизни. Агротуризм был призван сформировать альтернативный вид трудовой занятости и предпринимательства в сельской местности и стать источником заработка сельских домохозяйств [3].

Для создания комплексной стратегии развития сельского туризма на территории Орловской области необходимо достоверно определить уровень состояния и перспективы развития данного сегмента туристского рынка. Для этой цели, в рамках данного исследования, был проведен SWOT-анализ сегмента сельского туризма в Орловской области (таблица 1).

Таблица 1

Сильные стороны развития агротуризма

Слабые стороны развития агротуризма

 Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность

 Многопрофильность аграрного производства

 Отсутствие вредных промышленных производств

 Уникальные природно-рекреационный, религиозный и культурно-исторический потенциалы

 Наличие уже функционирующих объектов агротуризма

 Ведётся подготовка кадров в сфере туризма

 Недостаточный уровень развития специализированной нормативно-правовой базы

 Отсутствие чёткой классификации туров и услуг в данном виде туризма

 Слабыйбрэндинг и реклама

 Слабая развитость государственно-частного партнерства

 Диспропорция между качеством предоставляемых услуг и их стоимостью

 Неразвитость инфраструктуры

 Низкая социальная активность на селе

 Отсутствие специализированной подготовки кадров для агротуризма

На основе проведенной оценки состояния данного сегмента российского туристского рынка были определены возможности и ограничения, преимущества и недостатки при формировании стратегии развития сельского туризма (таблица 2).

Таблица 2

Возможности развития агротуризма

Угрозы развития агротуризма

 Рост доходов сельского населения на основе развития несельскохозяйственных видов деятельности

 Сокращение уровня безработицы на селе

 Развитие малого и среднего предпринимательства на селе

 Оживление объектов социальной инфраструктуры села

 Улучшение демографической ситуации на селе

 Реконструкция, восстановление, ремонт объектов историко-архитектурного наследия

 Дополнительные налоговые поступления в бюджет

 Недостаточные темпы развития туристической инфраструктуры

 Недостаточное бюджетное финансирование

 Растущая конкуренция на рынке агротуризма в ЦФО и РФ

 Снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения их доходов

 Социально-экономическая и политическая нестабильность

 Ухудшение экологической обстановки

 Потеря туристического рынка вследствие низкого уровня сервиса на селе

 Отток трудоспособного населения

Приведенный SWOT-анализ показывает, что Орловская область обладает богатым природно-рекреационным ресурсом для развития сельского туризма. Но очевидно, что комплексные проблемы в развитии данного вида туризма, носят довольно острый и системный характер. Можно сказать, что существующих проблем намного больше, чем предпосылок для быстрого развития агротуризма, кроме того, они намного по своей значимости превышают возможности быстрого развития. Для решения такой проблемы необходим комплексный подход и новый программно-целевой метод. Предложенные пути решения позволят повысить конкурентоспособность сельских территорий, а так же обеспечить условия для устойчивого развития туризма на селе.
При оценивании слабых сторон и возможностях туризма, можно сделать вывод: существующая законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Орловской области для развития агротуризма. Если в данных направлениях не будет происходить изменений, то шанс на активное и быстрое развитие сельского туризма практически равен нулю. Для реализации имеющихся возможностей нужно создать необходимые условия для развития индустрии туризма.
Таким образом, создана концепция развития агротуризма в Орловской области, которая представлена на схеме 2.

Схема 2

Предложенная концепция позволит в достаточно короткие сроки нормализовать развитие агротуризма и повысить уровень спроса на территории области. Такая концепция распространяется и на ведение личного хозяйства, фермы или плантации.

Политика, направленная на улучшение развитие агротуризма активно работает в настоящее время. Инвестиционная привлекательность туристического бизнеса на Орловщине активно возрастает. В контексте программы импорт замещения в 2015 году в федеральную программу «Путешествуйте по России» с туристическим маршрутом «Русские усадьбы» включен орловский музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново». Повысился спрос на инвестиционные проекты в туристическую отрасль и со стороны муниципальных образований региона. В обновленную Инвестиционную стратегию Орловской области на период до 2012 годы включен ряд инвестиционных предложений, представляющих интерес для экономики районов. Привлекательна так же федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)», в которую включен пока только деловой туризм Орловской области «Туристический многофункциональный комплекс «ГРИНН».

В Орловской области существует множество районов, которые требуют инвестирования в развитии туристкой инфраструктуры. Мценский район: в связи с ростом посещений музея-заповедника «Спасское-Лутовиново», Мужского монастыря во имя святого Кукши. Болховский район огромным количеством старинных, исторически значимых построек: Храм святого Анастасия и Кирилла, Спасо-Преображенский собор. Малоархангельский район: наличием на территории района уникальных памятников природы – лесных урочищ «Мурашиха», «Дубрава» и «Каменная пустошь», природно-исторического парка барона И.А. Вревского [5]. Имея такой богатый край, правительство области ставит перед собой задачу: как можно скоро повысить инвестиционную привлекательность региона за счет увеличения потока туристов. Преодоление вышесказанных проблем с помощью предложенной концепции – это залог на устойчивое и конкурентоспособное развитие региона.

Литература:

  1. Агрофорум: Проблемы и перспективы развития агротуризма [Электронный ресурс] URL:http://www.agroforum.su/viewtopic.php?f=151&t=1494
  2. Паспорт региона: Орловская область. [Электронный ресурс] URL:http://www.pandia.ru/text/78/589/5695.php
  3. Журнал: Креативная экономика «Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития» [Электронный ресурс] URL:http://www.old.creativeconomy.ru/articles/26919/
  4. Новости города: БЕЗФОРМАТА.RU «Орловская область открывает перспективы инвестиционным проектам в сфере туризма» [Электронный ресурс] URL:http://www.orel.bezformata.ru/listnews/investitcionnim-proektam-v-sfere-turizma/41924155/
  5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма В Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]. - [2012]. - URL:http://www.rg.ru/pril/60/73/76/644_fcp.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): Орловская область, сельский туризм, агротуризм, вид туризма, полная мера, развитие агротуризма, Россия, быстрое развитие, предложенная концепция, Российская Федерация.


Похожие статьи

Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы

В статье рассматривается зарубежный опыт и существующие модели агротуризма, выявляются проблемы и перспективы развития сельского туризма в России.

Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики

В статье проведен краткий анализ текущего состояния и перспектив кластеризации экономики Ростовской области.

Опыт Калужской области в сфере модернизации региональной экономики

В работе рассмотрены особенности стратегии социально-экономического развития Калужской области, в которой кластерный подход принят в качестве основной модели развития региона.

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области)

В статье осуществлён анализ факторов устойчивого развития региона (на примере Брестской области), отражен комплексный подход на основе анализа экономических, экологических, социальных, финансовых и институциональных факторов. Представлены тенденции р...

Развитие оздоровительного и экологического туризма России в современных реалиях: перспективы и проблемы

В статье предпринята попытка оценить текущее состояние развития туристкой индустрии России, в особенности ее экологического и оздоровительного сегмента, а также спрогнозировать вектор развития отрасли в ближайшем будущем.

Инвестиционная деятельность как фактор социально-экономического развития региона на примере Ростовской области

В статье автор рассматривает преимущества региональных инвестиций, проводится анализ приоритетных задач инвестиционного процесса в регионе, а также, на примере Ростовской области, анализируются вызовы, оказывающие воздействие на региональный инвестиц...

Инновационный потенциал Ставропольского края: возможности и перспективы развития

В статье рассмотрена инновационная деятельность в Ставропольском крае на сегодняшний день, а так же возможности и перспективы ее развития в будущем.

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

В статье рассмотрены подходы к понятию «агромаркетинг», определены основные цели и задачи, выделены факторы, определяющие его особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства и с производимой сельскохозяйственной продукцией, ра...

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях хозяйственного освоения территории

В статье рассмотрена взаимосвязанность процессов современного хозяйственного освоения Байкальского региона и развития отрасли связи. Показан эффект от реализации крупных проектов для отрасли.

Брендинг территорий в России: проблемы и возможности

Статья посвящена актуальному вопросу брендинга территорий в России. Приводятся примеры использования отечественных территориальных брендов. Проводится анализ основных проблем и путей их решения. Характеризуются перспективы дальнейшего развития бренди...

Похожие статьи

Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы

В статье рассматривается зарубежный опыт и существующие модели агротуризма, выявляются проблемы и перспективы развития сельского туризма в России.

Направления развития внешнеэкономической конкурентоспособности Ростовской области с учетом кластеризации экономики

В статье проведен краткий анализ текущего состояния и перспектив кластеризации экономики Ростовской области.

Опыт Калужской области в сфере модернизации региональной экономики

В работе рассмотрены особенности стратегии социально-экономического развития Калужской области, в которой кластерный подход принят в качестве основной модели развития региона.

Анализ факторов устойчивого развития региона в сфере туризма и гостеприимства (на примере Брестской области)

В статье осуществлён анализ факторов устойчивого развития региона (на примере Брестской области), отражен комплексный подход на основе анализа экономических, экологических, социальных, финансовых и институциональных факторов. Представлены тенденции р...

Развитие оздоровительного и экологического туризма России в современных реалиях: перспективы и проблемы

В статье предпринята попытка оценить текущее состояние развития туристкой индустрии России, в особенности ее экологического и оздоровительного сегмента, а также спрогнозировать вектор развития отрасли в ближайшем будущем.

Инвестиционная деятельность как фактор социально-экономического развития региона на примере Ростовской области

В статье автор рассматривает преимущества региональных инвестиций, проводится анализ приоритетных задач инвестиционного процесса в регионе, а также, на примере Ростовской области, анализируются вызовы, оказывающие воздействие на региональный инвестиц...

Инновационный потенциал Ставропольского края: возможности и перспективы развития

В статье рассмотрена инновационная деятельность в Ставропольском крае на сегодняшний день, а так же возможности и перспективы ее развития в будущем.

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

В статье рассмотрены подходы к понятию «агромаркетинг», определены основные цели и задачи, выделены факторы, определяющие его особенности, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства и с производимой сельскохозяйственной продукцией, ра...

Телекоммуникации Байкальского региона в новых условиях хозяйственного освоения территории

В статье рассмотрена взаимосвязанность процессов современного хозяйственного освоения Байкальского региона и развития отрасли связи. Показан эффект от реализации крупных проектов для отрасли.

Брендинг территорий в России: проблемы и возможности

Статья посвящена актуальному вопросу брендинга территорий в России. Приводятся примеры использования отечественных территориальных брендов. Проводится анализ основных проблем и путей их решения. Характеризуются перспективы дальнейшего развития бренди...

Задать вопрос