Повышение конкурентоспособности предприятий на региональном рынке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (7) июль 2009 г.

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Кудаева, А. А. Повышение конкурентоспособности предприятий на региональном рынке / А. А. Кудаева, А. С. Шидов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 7 (7). — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/archive/7/521/ (дата обращения: 19.11.2024).

Одним из главнейших факторов успеха функционирования деятельности хозяйствующих систем в условиях рыночных отношений является конкурентоспособность. Конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов как товар, предприятие, отрасль, регион и страна в целом.

Качество служит важным фактором достижения конкурентоспособности. Большинство потребителей отдают предпочтение качеству, а не цене, поскольку для потребителя высокое качество – это снижение расходов на эксплуатацию и ремонт, а также более полное удовлетворение его потребностей. В свою очередь для предприятия качество является фактором роста продаж и увеличение прибыли.

Таким образом, перед российскими производителями, в частности, перед производителями КБР в направлении совершенствования управления качеством продукции остро стоит проблема ориентации системы управления качеством как всей производственной деятельности, так и производства товара.

Анализ качества отечественных товаров, поступивших на потребительский рынок в КБР за 2000-2007 гг. свидетельствует о  неудовлетворительном их состоянии по отдельным категориям товаров (см. табл. 1).                                                                                                                                                                                                                   Таблица 1

Забраковано и снижено в сортности отечественных товаров, в процентах от общего объема проинспектированных товаров

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

 

Продовольственные товары

 

Мясо всех видов, включая субпродукты I категории

17,2

20,7

-

12,2

21,7

30,3

1,4

48,9

 

Мясо птицы

8,6

28,6

15,4

13,6

28,6

1,0

27,0

 

Рыба, рыбопродукты и сельдь

28,7

53,5

11,8

17,4

33,3

34,0

28,6

13,0

 

Макаронные изделия

86,5

19,4

43,8

36,4

11,9

12,5

3,7

45,9

 

Крупа и бобовые

45,2

88,0

12,0

66,7

21,4

32,0

30,0

 

Мука

71,6

19,8

-

3,7

-

-

38,9

0,8

 

Кондитерские изделия

62,1

17,0

10,0

20,0

6,7

21,4

24,0

6,3

 

Масло сливочное и топленое

20,5

26,4

26,5

18,8

35,0

20,6

19,4

18,7

 

Масла растительные

11,5

9,7

5,9

12,5

6,3

8,5

24,8

22,2

 

Маргарин, майонез

18,2

19,5

5,6

2,8

13,1

 

Сыры всех видов

18,1

28,7

25,0

22,7

28,6

3,6

13,4

10,8

 

Алкогольные напитки и пиво

Водка и ликеро-водочные изделия

32,7

16,9

1,2

4,0

4,5

0,1

28,3

-

Вина виноградные и плодовоягодные

24,3

50,0

6,3

21,3

34,5

-

58,1

99,7

Коньяк

17,0

2,0

100

-

-

Пиво

31,2

37,1

6,8

23,3

35,2

16,0

34,3

24,2

Непродовольственные товары

Парфюмерно-косметические товары

-

4,5

1,2

3,7

4,2

6,8

6,2

12,1

Лакокрасочная продукция

28,0

46,1

28,6

18,5

100

-

Швейные изделия

94,0

40,0

71,8

5,0

84,8

66,1

44,6

0,9

Бельевой трикотаж

50,9

97,6

61,8

100

11,7

19,0

12,3

0,4

Верхний трикотаж

92,9

59,8

72,1

100

86,4

19,0

12,3

0,4

Чулочно-носочные изделия

11,4

78,7

28,4

11,9

-

37,5

1,8

5,2

Кожаная обувь

4,5

36,4

45,2

24,5

1,5

20,3

-

-

* По данным ФСГС Территориальный орган федеральной службы по Кабардино-Балкарской республике. КБР в цифрах. Статистический ежегодник – 2008.

 

По данным таблицы 1, выделим наиболее важные потребительские товары и проанализируем их качество. Если процент забракованного и сниженного в сортности мяса всех видов, включая субпродукты I категории в 2000 г. составил 17,2%,  то к 2007 г. он увеличился до 48,9%, мясо птицы – в 2000 г. составлял 8,6%, а к 2007 г. увеличился до 27,0%, рыба, рыбопродукты и сельдь – в 2000 г. составлял 28,7%, а к 2007 г. снизился до 13,0%, по макаронным изделиям этот % снизился с 86,5 до 45,9%, мука – в 2000 г. – 71,6%, в 2007 г. – 0,8%, снижение на 70,8%; масла растительные – в 2000 г. – 11,5%, а в 2007 г. – 22,2%, т.е. наблюдается увеличение на 10,7%; сыры всех видов – в 2000 г. - 18,1%, а в 2007 г. - 10,8%, т.е. снижение на 7,3%.

По многим непродовольственным товарам в разные периоды процент забракованного и сниженного в сортности достигает 50%. Есть и такие товары, по которым этот процент составляет 90%-100% в определенные периоды – это швейные изделия, бельевой трикотаж, верхний трикотаж.

Таким образом, анализ динамики показателей основных продовольственных и непродовольственных товаров по Кабардино-Балкарии за период с 2000 по 2007 годы относительно качества продукции имеет нестабильный характер, а по отдельным видам товаров и отрицательную динамику. Основными факторами, которые могли повлиять на уровень качества отечественных товаров могли быть условия хранения и перевозки, устаревшая техника и технологии, некачественное сырье, уровень подготовки кадров, контроль на стадиях изготовления продукции.

Вместе с тем для более полного и системного исследования влияния этих и других факторов на качество товара, тем самым на качество деятельности субъекта хозяйствования путем повышения его конкурентоспособности необходимо комплексное исследование не только производственных факторов, но и всего рынка спроса и предложения.

Для решения этих вопросов нами предлагается воспользоваться моделью «петли качества» предложенной проф. Окрепиловым [1, 181], скорректированной нами на региональную специфику в условиях КБР (см. рис. 1).

Таким образом, в соответствии с нашими рекомендациями и как показывает практика конкурентоспособных зарубежных фирм качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учетом комплексного исследования рынка, и этот опыт воплощен в стандарте «петля качества», которая начинается с маркетинга спроса и заканчивается маркетингом предложений на товар.

Система обеспечения качества продукции должна складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии «петли качества». Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы с целью повышения его конкурентоспособности.

 

 

 

 

 

 

Овал: Поиски и изучение рынка спроса и предложения                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Модель «петли качества»

 

Качество промежуточного продукта в свою очередь формирует качество конечного продукта, а это влияет на качество деятельности предприятия, где наравне с такой составляющей, как качество продукта и услуг, присутствует конкурентоспособность.

 

Литература:

1. Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: ОАО «Изд-во«Экономика», 2000.

2. ФСГС Территориальный орган Федеральной службы по Кабардино-Балкарской республике. КБР в цифрах. Статистический ежегодник – 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): товар, качество, бельевой трикотаж, верхний трикотаж, изделие, качество продукции, конкурентоспособность.


Задать вопрос