Статья посвящена вопросам повышения конкурентоспособности продукции через качество продукции. Только товар высокой степени качества может быть востребован на рынке, и только те фирмы и предприятия, которые уделяют значительное внимание вопросам обеспечения и управления качеством продукции, могут рассчитывать на выживание и получение прибыли. В процессе работы были изучены следующие вопросы: понятие конкуренции и конкурентоспособности и её роль в современных условиях, управление качеством продукции и политика предприятия в области качества.
Ключевые слова: качество продукции, производимая продукция, управление качеством, выпускаемая продукция, конкурентоспособность продукции.
На современном этапе развития экономики большое внимание уделяется влиянию конкуренции на производство товаров и услуг. Потребители стали более притязательны, выбирая определённые товары, следовательно, для того, чтобы удержать покупателей, производителям необходимо уделять больше внимание качеству выпускаемых продуктов. Благодаря комплексному управлению улучшением качества производимых товаров и услуг повышается уровень экономического роста и эффективности производства.
Результативность производства является одним из наиболее значимых показателей рыночной экономики. Эффективность производства относится к окончательной цели формирования бизнеса. Рост данного показателя зависит от повышения уровня технической оснащенности, а также качества получаемого продукта.
На сегодняшний день, проблему повышения качества производства возможно решить, совместив усилия государства и руководителей предприятий. Также следует учесть, что потребители продукции также играют важную роль в решении данной проблемы, так как именно они диктуют требования к качеству товаров и услуг.
Качество продукции принято определять с помощью определённых стандартов, эталонов [1]. Стандарты качества вырабатываются в процессе анализа различных факторов, влияющих на выбор товара потребителем. Примером организации, занимающейся выработкой международных стандартов качества, является ISO, она функционирует с 1947 года и охватывает создание стандартов во всех областях кроме электротехники. Организация создает руководства, с помощью которых можно достичь определенных стандартов качества производимых продуктов. Членами ISO является 164 страны, от государства включается по одной организации, вместе они вырабатывают нормативы качества, которым должна соответствовать производимая продукция.
Управление качеством производимых товаров в общем виде учитывает структуру содержания процесса управления, то есть определение объема потребляемых товаров потребителями, а также проводит оценку необходимой степени качества продукции, выбора, доработке, реализации процедур, которые помогут обеспечить запланированный показатель качества. Необходимо выполнять стратегию оперативного управления функциями, которые нужны для принятия управленческих действий, направленных на анализ и учет информационно — контрольных функций.
Для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой продукции необходимо четко понимать, что механизм управления качеством, который представляет собой совокупность связанных между собой объектов и субъектов управления, принципов, способов и схем управления на различных фазах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством, должен в первую очередь обеспечить реализацию функций управления качеством. К таким функциям относят:
- Анализ рынка с целью прогнозирования потребностей потребителей.
- Составление плана, позволяющего повысить качество продукции.
- Наладить технологическое обеспечение.
- Определить стандарты качества для выпускаемой продукции.
- 5.Организовать производство товаров.
- Обеспечить стабильный уровень качества продукции.
- Провести оценку полученного товара, рабочих мест.
- Произвести сертификацию.
- Произвести контроль качества.
- Исключить производственный брак.
- Произвести подбор поставщиков.
- Обеспечивать повышение квалификации сотрудников.
- Производить внутрипроизводственный учет по качеству изделий.
- Наладить информационно-правовое, материально-технологическое, финансовое и организационное обеспечение управления качеством товаров и услуг.
Проектируя производство определенного продукта, необходимо определить уровень качества разработанного образца и стандарты его производства. На стадии проектирования и исследования достигается цель последующего изготовления, обращения и потребления. От того, насколько быстро компании реагируют на желания и потребности потребителя, а после чего воплощают определенный уровень качества производимых, и, впоследствии, выпускаемых товаров, непосредственно влияет на успех в конкурентной борьбе на рынке.
Количество целей, которые необходимо достичь производителю и учесть в период составления плана, основанного на определённых требованиях потребителя, напрямую зависит от качества информации, которая поступает к производителям, её достоверности и перспективности. На этапе разработки плана важно определить максимальную ценность произведенного товара для потребителя, а также существенно минимизировать затраты, которые необходимо вложить для обеспечения ценности по-настоящему качественного изделия [3].
Таким образом, сущностью управления является выработка, посредством анализа, управленческих решений, процесс и его реализация на определенном объекте управления. В процессе управления качеством, объектами управления можно назвать процессы, от которых напрямую зависит качество продукции, протекающие и организуемые на всех стадиях жизненного цикла продукции.
Для того чтобы грамотно измерить качество управленческих процессов, которые непосредственно влияют на качество производимых товаров, необходимо наладить организационную, процедурную и корректирующую сферу производства. Управленческие процессы являются неоднородными, в отдельных случаях, уникальными, поэтому усовершенствование данных сфер производства товаров поможет во многом улучшить качество выполняемых управленческих процессов как следствие, улучшить качества товаров и услуг.
Для того чтобы наладить систему внутрифирменного управления качеством, а именно, достигнуть определенных критериев качества выпускаемой продукции, необходимо установить в компании определенный порядок, при котором вся ответственность персонала точно распределена и закреплена в документах, также следует обеспечить стабильное качество продукции и процесса управления в организации в целом. Таким образом, если исходить из основных функций управления качеством, то можно представить процесс управления организацией в этой области, как процесс исследования в маркетинговой сфере потребностей потребителей их предпочтений относительно качества товара. К функциям управления организации для повышения качества товаров можно отнести:
- Проектирование достижения определённого качества.
- Формирование организационных работ для достижения определенного качества продукции.
- Побуждение работников к активной работе, направленной на обеспечение требуемого качества продукции.
- Проверка и анализ качества продукции.
- Разработка и осуществление мероприятий по управлению качеством товаров и услуг.
Наиболее важными организационными функциями в процессе управления качеством продукции является контроль. Данная функция сопровождает товар на всех стадиях его производства. Для производства качественной продукции необходимо выполнять контроль по проектированию качества продукции, входной контроль материалов, контроль над операциями, проводимых при изготовлении продукции и контроль при приеме готовых товаров. Данные виды контроля могут производить как сам производитель товаров, так и инспектор, который в свою очередь сможет произвести независимый контроль качества выпускаемой продукции. Любой из этих видов контроля помогает установить отклонения от заданных требований и стандарта [2].
При составлении плана производства качественной продукции необходимо установить определенные критерии, с помощью которых будут измерять получившуюся продукции на всех этапах производства. Необходимо составить перечень показателей для обязательной проверки, также необходимо определить стандарты измеряемых границ показателей, для того, чтобы в дальнейшем можно было их корректировать. Для того чтобы грамотно корректировать показатели производства качества продукции, необходимо указать инструменты и методы данной корректировки, назначить ответственное лицо, которое будет принимать решения, а также необходимо определиться с датами контроля и необходимой нормативной документацией.
Качество продукции является одним из наиболее важных элементов, влияющих на конкурентоспособность. Данное свойство является принципиальной возможностью произведенного товара быть успешно реализованным. Конкурентоспособность продукции проявляется только после того как она будет реализована в условиях конкурентного рынка. Таким образом, конкурентоспособность товара — это более широкое понятие, чем конкурентоспособность продукции, так как оно включает в себя не только факторы, образующие конкурентоспособность продукции, а также факторы, которые связаны с реализацией этой продукции на рынке.
Получение прибыли от успешной реализации производимого товара является целью обеспечения её конкурентоспособности. В свою очередь товар может быть реализован только при условии того, что он соответствует требованиям конкретного потребителя, так как при совершении покупки потребитель выбирает из целого ряда аналогичных предлагаемых на рынке продуктов, но приобретает именно то, что в большей степени сможет удовлетворить его потребности.
При увеличении объема продукции, которая не будет востребована на рынке по причине низкого качества и при желании руководство компании сохранить стабильный уровень цен, компания теряет своих потребителей и свою репутацию. Обратное влияние на данный процесс будет в том случае если, качество продукции будет повышаться, но цена будет оставаться неизменной. Грамотное управление качеством совмещенное с грамотным управлением ценой производимой продукции дает возможность управлять конкурентоспособностью на рынке, которая в свою очередь объективно влияет на результаты экономической деятельности и финансовой устойчивости организации [4].
Обеспечение эффективности деятельности компании, а также повышение конкурентоспособности на рынке зависит от того, насколько четко реализуется такое понятие как система управление качеством. Данная система включает в себя множество управленческих процессов и для совершенствования этих процессов необходимо их измерять оценивать и анализировать. Необходимо уделять внимание процессу измерения, оценки основных и вспомогательных процессов, в то время как измерение управленческих процессов рассматривать не так глубоко [5].
В современных условиях, когда роль конкуренции стремительно возрастать организации, необходимо обеспечить приоритет своих товаров и услуг на рынке. Достойное качество продукции, которое со временем прогрессирует, является одним из наиболее значимых преимуществ, которым необходимо владеть каждой компании, стремящейся занимать лидирующие позиции на рынке. Как уже было сказано ранее, качество производимой продукции напрямую связано с организационными процессами внутри компании, и чем стремительнее организация развивает данные процессы, тем большую прибыль она принесет.
Существует множество концепций, способных повысить качество производимой продукции путем совершенствования организационных процессов. Примером таких стратегий может послужить всеобщее управление качеством (Total Quality Management, TQM). Данная концепция заключается в том, что ориентация организации полностью зависит от потребителей, поэтому необходимо четко понимать их потребности, требования и ожидания.
TQM направлена на совершенствование всех организационных процессов путем непрерывного планомерного их улучшения. Концепция ориентирована на системный подход, анализируя потребности потребителя, а также уважала бы для того, чтобы в будущем производстве не допустить таких проблем. Анализ жалоб, производится на постоянной основе, включая множество источников информации, результаты анализа направляются во все отделы организации. Стратегия TQM предусматривает ведущую роль руководителя компании, он должен установить цели, составить план последующих действий, их направленность, а также организовать реализацию сотрудниками поставленных задач и целей. Персонал, в свою очередь, должен быть максимально вовлечен в деятельность компании, заинтересован в выполнении поставленных задач и стремиться к достижению целей, поставленных руководством. Таким образом концепция всеобщего управления качеством является одним из многих видов систем управления качеством, позволяющий значительно улучшить качество производимой продукции.
Сущность вышеизложенного сводится к тому, что конкуренция на рынке товаров и услуг оказывает колоссальное влияние на уровень качества производимой продукции. Компании, способные грамотно управлять организационными процессами, анализируя состояние рынка, потребности потребителей, влияющих на уровень качества товаров, умеющие правильно организовать механизм управления качеством, придерживаясь необходимых концепций, сумеют занять лидирующие позиции на рынке, обеспечив достойное качество производимой продукции.
Литература:
- Управление качеством / Под ред. Ильенковой С. Д.. — М.: Юнити, 2018. — 64 c.
- Герасимов, Б. И. Управление качеством: проектирование: Учебное пособие / Б. И. Герасимов, Е Б. Герасимова, А. Ю. Сизикин. — М.: Форум, 2016. — 96 c.
- Елохов, А. М. Управление качеством: Учебное пособие / А. М. Елохов. — М.: Инфра–М, 2018. — 672 c.
- Горбашко, Е. А. Управление качеством: Учебник для бакалавров / Е. А. Горбашко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 450 c.
- Высочина М. В. Процедура измерения качества управленческих процессов в системе менеджмента качества / М. В. Высочина // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2017. — № 3 (40). — С. 63 –70. — ISSN 2312–5330. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30737392