Цель данной статьи — рассказать о взаимосвязи уровня качества предприятия и его конкурентоспособности. На сегодняшний день каждое предприятие, желающие успешно конкурировать должно соответствовать стандартам ISO 9000, а также использовать различные технологии управления качеством. Продукт должен быть полезен и удовлетворять требования потребителя, что является одним из наиболее важных показателей качества выпускаемой продукции предприятием. Успешное конкурирование в большой степени зависит от качества продукции и услуг, предоставленных предприятием или фирмой, также от качества продукции зависит ее стоимость, чем выше качество, тем выше стоимость. В связи с интенсивным развитием технологий и их обширным применением для завоевания лояльности клиентов предприятиям необходимо искать новые способы успешного конкурирования, что возможно поможет выйти на мировой рынок.
Ключевые слова: конкурентоспособность, управление качеством, стандарты ISO 9000, качество продукции, потребитель, предприятие, рынок, СМК, TQM
Повышение качества продукции является одним из важнейших факторов эффективности ее реализации. Эффективный менеджмент как в продуктовой кампании (улучшение качества на предприятии), так и в социально-экономической среде (повышение качества логистических систем, доступ к клиенту, а именно управление конкурентоспособностью) является наиболее привлекательным способом повышения качества продукции и для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Управление качеством и управление конкурентоспособностью являются наиболее важными областями в управлении предприятием, определяющими политику, цели и обязанности в этих областях. Система управления качеством, обеспечивающая высокое качество и конкурентоспособность продукции, успешна во многих компаниях промышленно развитых стран. Таким образом, управление качеством зависит от успеха конкурентоспособной продукции на рынке, поскольку ценовая политика и политика качества являются основными факторами конкурентоспособности.
Несмотря на то, что специалисты уделяли значительное внимание вопросам качества и конкурентоспособности, в частности, они связаны с современной углубляющейся интеграцией современных технологий, характеризующейся ожесточенной конкурентной борьбой, которая требует поиска областей для повышения конкурентоспособности продукции. Конкурентоспособность основана на уровне качества, определяет перспективные направления развития предприятия, выгоды от конкурентов и определяет перспективы выхода на европейский и мировой рынки. В то же время конкурентоспособность представляет собой очень динамичную экономическую категорию, которая подвержена влиянию различных факторов. В частности, интенсивность и количество факторов могут варьироваться на разных этапах жизненного цикла продукта.
В развитых странах (США, странах ЕС, особенно в Японии) ученые и эксперты уделяют большое внимание проблемам качества и надежности, контролю качества продукции, статистическому контролю качества и повышению качества, поскольку они важны для внутреннего рынка. В целом мы рассматриваем акцент на требованиях потенциальных покупателей продукта как наиболее актуальной части в области качества и конкурентоспособности. В соответствии с этой концепцией качество продукции определяется тем, насколько удовлетворены потребительские требования при эксплуатации приобретенных товаров. В связи с этим многие современные исследования объясняют концепцию качества продукта несколько иначе, чем до недавнего времени. Управление качеством, ориентированное главным образом на контроль, является старым типом данной системы. Качество должно быть в каждом проекте и каждом процессе создания новых продуктов; это не может быть достигнуто путем контроля выпущенных продуктов. Стандарты играют важную роль в качестве нормативной базы СМК в современных исследованиях по улучшению качества продукции. В настоящее время общепризнанные международные стандарты ISO 9000, которые содержат опыт управления качеством в разных странах, принимаются как национальные во многих из них, включая Российскую Федерацию. Что касается качества, то конкурентоспособность продукции оценивается в основном тремя группами показателей:
1) полезность продукта (качество, эффект от использования);
2) расходы потребителя в соответствии с собственными требованиями (цена на товары на момент покупки, стоимость использования, ремонта и утилизации);
3) пригодность для рыночного предложения (способы продвижения, условия оплаты, каналы сбыта, послепродажное обслуживание).
Нынешний этап развития мировой экономики характеризуется расширением межгосударственных отношений и независимым доступом к глобальному рынку различных предприятий.
В настоящее время многие страны применяют концепцию управления качеством на основе TQM (Total Quality Management) в своей борьбе за конкурентные преимущества. Методологическая основа этой концепции включает в себя теорию адаптации компании к требованиям заказчика. В этом случае процессы управления должны основываться на требованиях международных стандартов ISO 9000: 2015.
Возрастающая конкуренция и разнообразие идентичных продуктов в одном и том же ценовом сегменте посылают компании на поиск новых способов создания конкурентных преимуществ, направленных на завоевание лояльности клиентов. Развитие научно-технического прогресса и повышение роли знаний требуют инновационных решений в производственных, организационных, управленческих и распределительных процессах на предприятии. Инновации позволяют предприятиям улучшать качество продукции, повышать производительность труда, снижать затраты, тем самым повышая собственную конкурентоспособность на рынках. Стандартизация и сертификация продукции важны для обеспечения ее качества, поскольку она является важным регулирующим компонентом управления качеством продукции и управления её конкурентоспособности. В развитых странах повышение уровня производства, улучшение качества продукции и экономическое развитие связаны с широким использованием стандартизации.
Эффективность системы управления качеством является важным фактором обеспечения качества продукции; технический контроль качества является эффективным инструментом СМК в обеспечении того, чтобы целевые показатели соответствовали фактическим результатам. Успех экономической науки в изучении качества позволил получить его четкое определение в стандартах ISO. ISO 9000 обеспечивает единый, признанный в мире подход к оценке системы качества и регулирует отношения между производителями и потребителями. Основной целью системы качества, основанной на ISO 9000, является обеспечение качества продукции, удовлетворяющей требования заказчика и предоставление доказательств того, что компания способна это сделать. Современное управление качеством с использованием системного подхода основано не только на ISO 9000, но и на использовании статистических методов, которые являются наиболее важным компонентом интегрированной системы Total Quality Manaqement (TQM). Это помогает решить традиционные инженерные, экономические и производственные задачи, упрощает обработку, анализ и использование информации, что является основой для принятия управленческих решений.
Система цен также стимулирует рост производства и улучшает качество продуктов. Цена и качество продукции взаимосвязаны и взаимозависимы. При этом учитываются качественные продукты при ценообразовании, чтобы полностью определить уровень социально необходимых затрат на производство; обеспечить эквивалентность товаров в зависимости от степени удовлетворения конкретных потребностей общества; стимулировать производство и сбыт продукции более высокого качества для удовлетворения потребительского спроса. Не секрет, что продукты имеющие более высокое качество продаются по более высоким ценам.
Подводя итоги стоит отметить, что для конкурентоспособности предприятия ключевыми факторами являются качество выпускаемой им продукции и соответствие стандартам ISO 9000. Основой целю должно является удовлетворении потребностей потребителя, а также полезность производимой продукции. Развитие инноваций и обширное их внедрение в производство помогут предприятиям улучшить качество выпускаемой продукции и дадут возможно конкурировать при меньших затратах.
Литература:
- Абдразаков Р. И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организации // Менеджмент в России и за рубежом. − 2010.
- Азгальдов Г. Г. Количественная оценка качества продукции — квалиметрия (некоторые актуальные проблемы). − М.: Знание, 1986. − 116 с.
- Наливкина В. Хлебопекарная промышленность: проблемы и направления развития // Проблемы теории и практики управления. — 2009. − № 11.