Пути повышения эффективности деятельности предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Щербакова, С. А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия / С. А. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.2 (113.2). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29174/ (дата обращения: 16.11.2024).



Не секрет, что для эффективного функционирования деятельности предприятия необходимо оптимизировать производство. С проблемой рационального распределения имеющихся ресурсов сталкивается каждое предприятие: как распределить ресурсы так, чтобы получить максимальную прибыль и уменьшить издержки производства? Эти вопросы задаёт себе каждый руководитель предприятия или фирмы. Для того чтобы увеличить результативность функционирования предприятия разрабатывают специальные комплексные мероприятия по повышению эффективности работы. Но на какие аспекты следует обратить внимание в первую очередь? Давайте разберёмся.

Пути повышения эффективности производства — комплексная система мероприятий, связанная с ростом результативности деятельности в определённых направлениях. Существует множество показателей, которые характеризуют эффективность производственной деятельности. Например: рентабельность, ликвидность, производительность труда, трудоёмкость, материалоёмкость продукции, использование ресурсов, фондоёмкость и многие другие. Так же немаловажным показателем эффективности деятельности предприятия является его конкурентоспособность.

Немаловажным фактором является научно-технический прогресс. Создание новых технологий, разработка высокотехнологического оборудования и техники нового поколения — всё это является ключевым моментом в эффективной деятельности организации. Это, во-первых, повышает производительность труда. Во-вторых, сокращает издержки производства. В-третьих, совершенствует нормирование организации труда. И, в-четвёртых, укрепляет порядок и дисциплину.

Максимальное использование основных фондов – не малозначимый показатель эффективности производства. Благодаря интенсивному использованию производственных мощностей предприятие добивается максимальной загрузки оборудования, что ведёт к увеличению объёма выпуска, а это, в свою очередь, обеспечивает прирост готовой продукции без дополнительных денежных вложений.

Важным местом в повышении эффективности деятельности производства являются организационно-экономические аспекты. Их роль возрастает с ростом масштабов производства и с усложнением хозяйственных связей. Этот аспект нужен для дальнейшего развития и совершенствования производственно — социальной инфраструктуры, которая оказывает влияние на уровень эффективности производства. Это необходимо для совершенствования форм и методов управления, планирования и экономического стимулирования хозяйственного механизма в целом.

В современных условиях рыночной экономики для того, чтобы предприятие оставалось на плаву, оно должно быть конкурентоспособным по отношению к другим предприятиям. После того, как Россия вступила в ВТО, государство взяло курс на поддержание конкурентоспособности отечественного производителя с международными компаниями. Качество продукции — важный приоритет в деятельности международных организаций. Именно для этого руководству российских предприятий необходимо внедрять в деятельность своей организации систему менеджмента качества. Системы качества, соответствующие стандартам ISO серии 9000, являются инструментом эффективного решения проблем качества в организациях. Сертификат, который подтверждает соответствие этим требованиям, является необходимым условием конкурентоспособности продукции, производимой на предприятии [1].

Система качества касается всех аспектов предприятия:

— качество используемого сырья;

— стандартизация и проведение сертификации продукции;

— разработка и осуществление программ повышения качества товаров и услуг;

— снижение брака в производстве;

— разработка стандартов и других нормативных документов регулирования качества товаров и услуг;

— повышение квалификации рабочих и многое другое.

Управление качеством является основополагающей и ключевой функцией корпоративного менеджмента. Причём эта система важна не только для производственных предприятий, но и для организаций в сфере сервиса. Качество товаров и услуг организации выражается способностью удовлетворять потребителей и преднамеренным или непреднамеренным влиянием на соответствующие заинтересованные стороны. Оно включает не только выполнение функций в соответствии с назначением и их характеристики, но также воспринимаемую ценность и выгоду для потребителя. То есть предприятие должно производить то, что нужно потребителю. От этого будет зависеть репутация фирмы. Потребителю необходимо получить надёжное и качественное изделие, соответствующее цене и также качественный и своевременный сервис [3].

Система менеджмента качества включает в себя действия, с помощью которых организация определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов, и устанавливает свои цели. Она управляет взаимодействующими процессами и ресурсами, требуемыми для обеспечения ценности и реализации результатов для соответствующих заинтересованных сторон. Также она позволяет высшему руководству оптимизировать использование ресурсов, учитывая долгосрочные и краткосрочные последствия их решений. Ещё она предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг [5]. Причинами ввода в организацию системы менеджмента качества могут послужить следующие моменты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Причины ввода ворганизацию системы менеджмента качества

1

Потребность рынка в сертифицированных товарах и услугах, независимо от размеров предприятия.

2

Улучшение имиджа организации, который даёт дополнительные бонусы при участии в конкурсах и тендерах.

3

Сертификация продукции является важным фактором в снижении рисков организации, тем самым увеличивается желание инвесторов дополнительно финансировать деятельность фирмы.

4

Сертификация продукции является важным фактором в снижении рисков организации, тем самым увеличивается желание инвесторов дополнительно финансировать деятельность фирмы.

5

Сокращение брака в производстве, тем самым сохраняется стабильность работы предприятия, уменьшаются издержки производства.

6

Постепенный рост показателей эффективности деятельности организации с вводом стандартов управления качества. К этим показателям относятся: рентабельность предприятия, ликвидность организации, производительность труда рабочих, трудоёмкость, материалоёмкость продукции, использование ресурсов, фондоёмкость, фондовооружённость и т. д.

7

Благодаря системе менеджмента качества происходит чёткое разделение и повышение ответственности участников сертифицированных процессов. В конечном итоге увеличивается общая управляемость организацией, что является положительным моментом для руководителя предприятия.

Таким образом, для того чтобы увеличить результативность функционирования предприятия необходимо внедрять систему менеджмента качества. Благодаря ней предприятие сможет: уменьшить брак в производстве, тем самым снизить издержки; увеличить качество продукции, а, следовательно, увеличить спрос на свою продукции и увеличить прибыль. И тем самым эти факторы помогут фирме быть более конкурентоспособной по отношению к другим фирмам в современных условиях мировой рыночной экономики.

Литература:

  1. Агарков А. П. Управление качеством: учебник для бакалавров/ Агарков А. П.— М.: Дашков и К, 2015.– 204 c.
  2. Всеобщее управление качеством: учебник/ В. Н. Азаров [и др.].— М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2013.— 572 c.
  3. Магомедов Ш. Ш. Управление качеством продукции: учебник/ Магомедов Ш. Ш., Беспалова Г. Е.— М.: Дашков и К, 2013.— 336 c.
  4. Перемитина Т. О. Управление качеством программных систем: учебное пособие/ Перемитина Т. О.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2011.— 228 c.
  5. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ С. Д. Ильенкова [и др.].— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 287 c.
Основные термины (генерируются автоматически): система менеджмента качества, издержка производства, использование ресурсов, предприятие, ISO, деятельность фирмы, желание инвесторов, качество продукции, причина ввода, рыночная экономика.


Задать вопрос