Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (311) май 2020 г.

Дата публикации: 24.05.2020

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Лопатина, Е. Н. Обеспечение экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством / Е. Н. Лопатина, Е. В. Шпак, Т. В. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 21 (311). — С. 150-151. — URL: https://moluch.ru/archive/311/70487/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье проведен анализ обеспечения экономической устойчивости предприятий путем оптимизации системы управления качеством, рассмотрены принципы, которым должна соответствовать система менеджмента качества любой организации.

Ключевые слова: экономическая устойчивость, оптимизация, управление, управление качеством.

Управление качеством, наряду с управлением затратами и маркетинговой деятельностью — одна из трех важнейших составляющих успешного и устойчивого развития любого современного предприятия. Удержание клиентов, обеспечение стабильного уровня качества выпускаемой продукции, выход компании на новые рынки, невозможны без всестороннего контроля качества. [1]

Любую систему менеджмента качества (СМК) можно разделить на две ключевых составляющих:

– Управление качеством продукции (продукта);

– Управление качеством обслуживания (взаимодействия с клиентами). [2]

Оптимизация системы управления качеством — один из основных способов повышения конкурентоспособности предприятия, необходимый для того, чтобы продукция была привлекательной для клиента, отвечала запросам и требованиям рынка, на котором представлены аналогичные товары конкурента. Соответственно, решение этой задачи обеспечивает компании финансовую успешность и экономическую устойчивость.

Большинство существующих систем стандартов качества основаны на философии всеобщего управления качеством (Total Quality Management), которая зародилась в Японии и Америке в процессе проведения конкурсов и присуждения наград компаниям, выпускающим лучшую продукцию в той или иной отрасли. Наибольшее доверие потребителей вызывали те компании, которые сделали ставку на выработку четких форм и процедур контроля за производством продукции и обслуживанием покупателей. Поэтому философия всеобщего управления качеством получила мировое признание. [3]

Важнейший принцип этой идеологии — разделение двух механизмов:

  1. Обеспечения качества (Quality Assurance), т. е. комплекса мероприятий, направленных на поддержание необходимого качества, и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в данном товаре или услуге.
  2. Повышения качества (Quality Improvement), предполагающий, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Такое разделение необходимо в связи с тем, что оно позволяет учитывать динамичность внешней среды, окружающей компанию. Совершенствование продуктов в результате конкуренции и технического прогресса приводит к тому, что простого поддержания качества для выживания на рынке недостаточно. Пример высокотехнологичных продуктов (программного обеспечения, персональных компьютеров и гаджетов и т. п.) показывает, что продукт, который сегодня считается идеальным с точки зрения потребительских качеств, уже завтра оказывается безнадежно устаревшим.

Вторая группа принципов, характерных для всеобщего управления качеством, заключается в акцентировании внимания не на формальных количественных показателях, а на вовлечении в процесс поддержания и повышения качества каждого сотрудника компании. Обучение персонала, создание комфортной обстановки в коллективе, оптимизация отчетности, повышение стандартов не только производства, но и обслуживания — все это становится такой же важной составляющей в борьбе за качество, как и производственный контроль. [4]

Сочетание статических (контроль качества) и динамических (повышение качества и непрерывный рост компетенций сотрудников) показателей диктует подход к рассмотрению производственной деятельности, с точки зрения менеджмента качества. Процессный подход — третья важнейшая составляющая системы всеобщего управления качеством.

Практическим инструментом внедрения на конкретное предприятие принципов всеобщего управления качеством в мире служат, прежде всего, международные стандарты семейства ISO 9000.

Важно отметить, что стандарты ISO — не готовый набор решений, по которым может работать любая организация, а набор принципов и регламентов, в соответствии с которыми, после внутреннего аудита текущей деятельности каждого предприятия, может быть разработан набор регламентирующей документации и методов контроля и повышения качества, пригодных для каждой конкретной организации.

Разработчики стандартов ISO подчеркивают, что внедрение их системы не гарантирует качества конкретного продукта. Однако сертификация на соответствие требованиям ISO во многом говорит о надежности компании и соответствии внутренней организации ее деятельности неким общепринятым нормам. В современном мире сертификация ISO для производителя — уже не конкурентное преимущество, а необходимое условие выхода на международный рынок.

Подводя итог можно сделать вывод, что реальное, а не формальное внедрение и соблюдение стандартов менеджмента качества — сложный процесс, требующий постоянных усилий со стороны руководства и работников организации, наличия у сотрудников общего видения целей и миссии своей компании. Однако только успешное внедрение единых принципов менеджмента качества — залог экономического успеха любой компании. Стандарты ISO формализуют этот процесс и упрощают проверку уровня менеджмента качества в организации, гарантирует, что система менеджмента качества, принимающая во внимание структуру и основные требования стандарта, будет действительно всесторонней и последовательной, охватит все стороны деятельности любого бизнеса.

Литература:

  1. Бойцов Б. В., Комаров Ю. Ю., Панкина Г. В. Вопросы управления качеством технологических процессов. М.: Дрофа, 2017.
  2. Евстропов Н. А., Корнеева В. М., Бабыкин С. В. Менеджмент качества предприятий и организаций. М.: Юнити, 2016.
  3. Зекунов А. Г., Иванов В. Н. Обеспечение функционирования системы менеджмента качества. М.: АСМС, 2018.
  4. Вдовин, С. М. Система менеджмента качества организации: Учебное пособие / С. М. Вдовин, Т. А. Салимова, Л. И. Бирюкова. — М.: Инфра-М, 2018.
  5. Данилова-Волковская, Г. М. Менеджмент качества выполнения работ, услуг и сервиса (для бакалавров) / Г. М. Данилова-Волковская, Г. И. Молчанов. — М.: КноРус, 2019.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, всеобщее управление, повышение качества, Управление качеством, качество, компания, оптимизация системы управления, система менеджмента качества, экономическая устойчивость.


Похожие статьи

Финансовая устойчивость предприятия, методы ее оценки и обеспечения

В статье рассматривается понятие финансовой устойчивости предприятия, описываются современные подходы к оценке финансовой устойчивости и пути ее повышения. Подчеркивается важность управления финансовой устойчивостью предприятия в современных условиях...

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.

Эффективность управления персоналом как необходимое условие повышения конкурентоспособности организации

В статье раскрыта роль повышения эффективности управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации. Определена значимость трудового коллектива как стратегического ресурса организации.

Управление рисками как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению риск-менеджмента в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия. С помощью управления рисками компания имеет возможность достичь желаемых показателей и обеспечить эффективность функционирования...

Анализ результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи

Целью данной научной статьи является проведение анализа результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи. В статье рассматриваются основные принципы и методы менеджмента качества, а также предлагается подход к анализу резу...

Структура содержания системы управления качеством машиностроительной продукции

В статье на основе современной трактовки понятия качества машиностроительной продукции рассмотрены основные факторы, определяющие её конкурентную способность. Особое внимание уделено рациональным способам управления качеством, образующим на предприят...

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Система менеджмента качества как основа эффективного управления медицинским учреждением

Данное исследование посвящено изучению повышения эффективности работы медицинского учреждения. В статье анализируется система менеджмента качества (СМК), которая является одним из основных инструментов для повышения конкурентоспособности компании. Це...

Управление финансовой устойчивостью предприятия и пути ее повышения

Научная статья посвящена анализу процесса управления финансовой деятельностью предприятия, ее финансовыми показателями и результатами, которые влияют на устойчивое развитие бизнеса. Перечислены основные негативные факторы, которые формируют сложные у...

Особенности построения системы внутреннего контроля экономических субъектов с учетом TQM

Раскрывается роль внедрения систем внутреннего контроля (СВК) в деятельность экономических субъектов. Особое внимание уделено особенности построения системы внутреннего контроля с учетом системы менеджмента качества.

Похожие статьи

Финансовая устойчивость предприятия, методы ее оценки и обеспечения

В статье рассматривается понятие финансовой устойчивости предприятия, описываются современные подходы к оценке финансовой устойчивости и пути ее повышения. Подчеркивается важность управления финансовой устойчивостью предприятия в современных условиях...

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.

Эффективность управления персоналом как необходимое условие повышения конкурентоспособности организации

В статье раскрыта роль повышения эффективности управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации. Определена значимость трудового коллектива как стратегического ресурса организации.

Управление рисками как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия

Статья посвящена рассмотрению риск-менеджмента в качестве инструмента обеспечения экономической безопасности предприятия. С помощью управления рисками компания имеет возможность достичь желаемых показателей и обеспечить эффективность функционирования...

Анализ результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи

Целью данной научной статьи является проведение анализа результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи. В статье рассматриваются основные принципы и методы менеджмента качества, а также предлагается подход к анализу резу...

Структура содержания системы управления качеством машиностроительной продукции

В статье на основе современной трактовки понятия качества машиностроительной продукции рассмотрены основные факторы, определяющие её конкурентную способность. Особое внимание уделено рациональным способам управления качеством, образующим на предприят...

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Система менеджмента качества как основа эффективного управления медицинским учреждением

Данное исследование посвящено изучению повышения эффективности работы медицинского учреждения. В статье анализируется система менеджмента качества (СМК), которая является одним из основных инструментов для повышения конкурентоспособности компании. Це...

Управление финансовой устойчивостью предприятия и пути ее повышения

Научная статья посвящена анализу процесса управления финансовой деятельностью предприятия, ее финансовыми показателями и результатами, которые влияют на устойчивое развитие бизнеса. Перечислены основные негативные факторы, которые формируют сложные у...

Особенности построения системы внутреннего контроля экономических субъектов с учетом TQM

Раскрывается роль внедрения систем внутреннего контроля (СВК) в деятельность экономических субъектов. Особое внимание уделено особенности построения системы внутреннего контроля с учетом системы менеджмента качества.

Задать вопрос