Стандартизация системы управления качеством | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Стандартизация системы управления качеством / А. С. Селиверстов, В. В. Постнов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/265/14057/ (дата обращения: 17.12.2024).



Управление качеством необходимо для нормального функционирования любого предприятия. Оно направлено на то, чтобы производимые товары или оказываемые услуги с каждым разом становились все лучшего и лучшего качества (нет предела совершенству). Также управление качеством призвано следить и приводить к соответствию качество производимых товаров и услуг к стандартам (государственным или международным) в определенной сфере. Другими словами, система управления качеством призвана следить за тем, чтобы максимально удовлетворялись потребности, запросы, нужды конечного потребителя, и чтобы производимые товары и услуги были безопасными.

Управление качеством — почему это так важно?

Управление качеством заставляет руководство и сотрудников компании постоянно работать над тем, чтобы процесс повышения качества товара или услуги не стоял на месте, а постоянно совершенствовался. Управление качеством — важный элемент на любом из этапов производства, начиная от возникновения идеи, разработки проектной документации и заканчивая доставкой продукции или услуги до потребителя. Подход в работе по повышению качества невозможен без системности, постоянного планирования, постановки конкретных задач по совершенствованию деятельности, отслеживания их выполнения на всех этапах и корректировки в зависимости от ситуации.

К функциям процесса управления качеством можно отнести:

‒ планирование;

‒ организация;

‒ координирование;

‒ мотивация;

‒ контроль.

Управление качеством — как это работает?

В зависимости от направления деятельности организации, от масштабов производства, численности сотрудников и множества других факторов процесс управления качеством строится по-разному. Но есть такие черты, которые присущи всем фирмам. Руководитель компании (или совет директор) — стратег и тактик. Именно он выстраивает основную линию работы по повышению качества. Он продумывает взаимосвязь с существующими стандартами качество, отслеживает изменяющуюся нормативную базу и прочее. Его задача анализировать информацию и процессы, происходящие внутри компании, и соотносить их с тем, что происходит в окружающей действительности. Своевременно сделанные выводы позволят грамотно управлять компанией. Руководитель (совет директор) транслирует свои идеи и ставит конкретные задачи менеджерам среднего звена, которые будут непосредственно внедрять все идеи по повышению качества в производственный процесс и контролировать качество на всех этапах. То есть руководство фирмы выстраивает длительную стратегию, а руководители/начальники отделов, подразделений разбивают их на мелкие краткосрочные планы, которые и реализуются.

Среди признаков предприятия, реализующего всеобщее управление качеством, можно выделить следующие:

‒ на повышение качества работают все иерархические звенья компании;

‒ в улучшении качества товара или услуги заинтересован каждый сотрудник предприятия;

‒ существующая система производства способна быстро измениться при необходимости, чтобы подстроиться под изменившиеся требования потребителя или под введения нового стандарта;

‒ организация работы в соответствии с нормами и стандартами, которые приняты в государстве или же являющимися международными;

‒ система управления качеством должна соответствовать теориям, которые популярны и считаются эффективными в последнее время;

‒ сертификация в обязательном порядке выпускаемой продукции.

Принципы эффективной системы управления качеством.

Система управления качеством на предприятии предполагает создание в компании некоей структуры, которая обеспечит эффективное взаимодействие различных уровней управления между собой, чтобы качество продукции или услуги было на высоте. Иначе при современной конкуренции компании просто не выжить.

К принципам системы управления качеством относятся:

‒ отделы не работают изолированно друг от друга, их руководители должны взаимодействовать и координировать свою деятельность;

‒ система управления качеством не будет эффективна без налаживания системного подхода (работа по повышению качества от случая к случаю приведет к краху компании);

‒ процессы разработки продукта и его производства — изолированный циклы (приступать к производству надо начинать только после полной разработки продукта, «додумывание», переделка в процесс производства — недопустимы);

‒ система управления качеством отвечает только за повышение качества товара или услуги, «вешать» на нее дополнительные функции и обязанности не оправдано.

Система управления качеством — почему это так важно?

Конкуренция как на российском, так и на международном рынках растет с каждым годом. Чтобы не просто выжить, а стать действительно успешной и стабильной компанией необходимо работать над повышением качествам своего товара или услуги. В конкурентной борьбе победит тот, кто предоставит потребителям товар или услугу самого лучшего качество, соответствующую всем стандартам и нормам. Уже не так важно, насколько мощным и совершенным оборудованием располагает фирма, насколько сильны у нее стартовые позиции в плане начального капитала, сколько приобретает значение — заинтересованность каждого сотрудника в качественном выполнении того участка работы, за который он отвечает. Философия эффективной системы управления качеством направлена на то, чтобы весь персонал компании (от руководства до самого низшего звена фирмы) ощущал ответственность за качество, хотел, чтобы то, что он делает, было произведено с максимально возможным результатом.

Основные принципы управления качеством

Принципы управления качеством легли в основу системы международных стандартов. Среди основных выделяют следующие:

  1. Деятельность фирмы ориентирована на конечного потребителя.
  2. Именно руководство должно создать такие условия, чтобы у работников была возможность создавать товары и услуги необходимого качества.
  3. Система мотивации и стимулирования должна способствовать тому, чтобы каждый сотрудник предприятия хотел работать на результат — повышать качество товара или услуги.
  4. Системность подхода.
  5. Если компания достигла заданного качества продукта или услуги, значит, стандарт качества необходимо повысить и начать трудиться для выполнения его.
  6. Новые технологии должны внедряться на основе экономически обоснованных решений.
  7. Чтобы качество товара или услуги росло, поставщики также должны стремиться снабдить фирму материалами, оборудованием самого лучшего качества, а не самым дешевым и некачественным сырьем и техникой.

Следования таким принципам поможет наладить эффективную систему управления качеством на предприятии.

Виды стандартов: Самым распространенным стандартом качества считается стандарт качества ИСО-9000 и модификации, созданные на его основе. На стандарт качества ИСО-9000 в своей деятельности опираются компании многих стран мира. Среди основных принципов данного вида стандарта выделяют следующие:

‒ направленность на удовлетворение потребностей, запросов, желаний конечного потребителя;

‒ безоговорочная лидирующая позиция руководителя;

‒ вовлечение каждого сотрудника в процесс управления качеством;

‒ разделение производства на отдельные звенья;

‒ осознание того, что управление качеством — это взаимосвязанная система, где не бывает мелочей;

‒ постоянное совершенствование производимых товаров или услуг;

‒ факт и обоснованность позиции — аргумент для принятия решения;

‒ отношения с внешней средой компании строятся на взаимовыгодных условиях.

Система качества ИСО 9001 содержит не только рекомендательные принципы, но и обязательные к исполнению требования. Этот стандарт позволяет компаниям получить сертификат, который:

‒ говорит о необходимом уровне производимой продукции;

‒ подтверждает, что данная продукция полностью удовлетворяет потребности потребителя;

‒ гарантирует безопасность товаров или услуг.

Еще одним видом управления качеством является Total Quality Management или TQM. Среди принципов вселенской теории управления качеством TQM выделяют:

  1. Ориентированность на потребителя, который знает, какого качества товар или услугу он хочет получить.
  2. В процессе работы над качеством должны участвовать абсолютно все сотрудники фирмы.
  3. Процессный подход в отслеживании за качеством на всех этапах производства, своевременное реагирование на отклонения от нормы.
  4. Каждый отдел и подразделение должны работать на качество. Целостность системы обеспечивает достижение стратегических целей предприятия.
  5. Над повышением качества надо трудиться постоянно, несистемный подход приведет к дезориентации фирмы.
  6. Нельзя останавливаться на достигнутом.
  7. Постоянный мониторинг, оценка ситуации, фактические данные должны лечь в основу управления.
  8. Коммуникация между персоналом, отделами, руководством и коллективом — важная составляющая системной работы по повышению качества.

TQM и ИСО-9000

Принципы TQM и ИСО-9000 схожи друг с другом, но в то же время в них есть и фундаментальные различия.

При детальном рассмотрении это хорошо просматривается.

TQM

ИСО-9000

Направленность именно на конкретного потребителя

Нужды конкретного потребителя учитываются только в сравнении с массовыми предпочтениями

Каждый сотрудник вовлечен в процесс работы на качество

Степень вовлеченности сотрудников определяется их значимостью

За качество отвечает каждый сотрудник персонально

Ответственность ложиться на отделы

Нацеленность на методологию философии организации

Нацеленность на процедуры и технические системы

Стратегия развития компании невозможна без стратегии повышения качества

Стратегия повышения качества не интегрирована в корпоративную стратегию

Процесс организации охватывает все уровни компании

Может быть сконцентрирована только на подразделениях

Зачем нужны стандарты управления качеством

Следование стандартам управления качеством приведет к:

‒ улучшению продукции или услуги;

‒ использованию новейших технологий в производстве;

‒ формированию положительного имиджа компании (автоматически повысит продажи);

‒ превосходству над конкурентами по многим позициям;

‒ привлечению финансирования;

‒ возможности выйти на новые рынки;

‒ к налаживанию сотрудничества с зарубежными партнерами (если применяются международные стандарты качества).

Стандарты управления качеством нужны любой организации, особенно той компании, которая стремиться выйти на международный рынок. Ведь в конечном итоге это приведет к достижению максимального уровня прибыли.

Литература:

  1. И. М. Лифиц. Стандартизация, метрология и подтверждение соответствия: Учебник для бакалавров. — Люберцы: Юрайт, 2016.—411с.
  2. А. Г. Сергеев. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник.. — Люберцы: Юрайт, 2014.—838с.
  3. Е. А. Горбашко. Управление качеством: Учебник для бакалавров. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 450 с.
  4. С. Я. Гродзенский. Менеджмент качества. Учебное пособие. — М.: Проспект, 2015. — 200 с.
  5. З. А. Хрусталева. Метрология, стандартизация и сертификация. Практикум. Учебное пособие. — М.: КноРус, 2016. — 353 с.
Основные термины (генерируются автоматически): качество, TQM, повышение качества, управление качеством, система управления, услуга, конечный потребитель, стандарт качества, стандарт управления, эффективная система управления.