Проблема сертификации системы менеджмента качества
Авторы: Полякова Татьяна Валериевна, Селиверстов Антон Сергеевич, Уткин Дмитрий Юрьевич, Постнов Владислав Владимирович, Семидотченко Анна Романовна, Николаева Ксения Андреевна
Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в
Дата публикации: 04.10.2018
Статья просмотрена: 396 раз
Библиографическое описание:
Проблема сертификации системы менеджмента качества / Т. В. Полякова, А. С. Селиверстов, Д. Ю. Уткин [и др.]. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2018 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/310/14524/ (дата обращения: 16.12.2024).
В данной статье рассмотрены понятие и сущность сертификации систем менеджмента качества, причины для ее выполнения на предприятии, а также исходные данные, необходимые для предварительной оценки данной системы. Также указаны различные проблемы, которые могут возникнуть при сертификации системы менеджмента качества.
Ключевые слова: менеджмент, предприятие, система качества, проблемы, сертификация.
In this article, the concept and essence of certification of quality management systems, the reasons for its implementation in the enterprise, as well as the initial data necessary for the preliminary evaluation of this system are examined. Various problems that can arise in the certification of the quality management system are indicated.
Keywords: management, enterprise, quality system, problems, certification.
Проблема сертификации системы менеджмента качества (СМК) в наше время довольно актуальна. Сертификация — это лишь часть управления качеством, способная разрешить трудности в области безопасности, создавая контроль и формирование конкурентной среды [1].
К внутренним факторам, которые позволяют ускорить введение и сертификацию систем менеджмента качества, относят потребность в усовершенствовании качества работы, продукции, а также сведение издержек к минимуму. К внешним факторам можно отнести требования заказчика и потребность в улучшении конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием [2].
Сертификация продукции и СМК стала неотъемлемой частью торговых отношений. При добровольной сертификации организация имеет большое преимущество в конкурентоспособности, увеличивается объем продаж выпускаемой продукции [3].
На рисунке 1 представлена схема сертификации систем качества.
Рис. 1. Схема сертификации систем качества
К важнейшим причинам для выполнения сертификации относят:
‒ преимущество среди других компаний;
‒ снижение потерь производства;
‒ требования клиента;
‒ улучшение качества работы и продукции;
‒ снижение риска ответственности за продукцию [4].
Существует несколько стадий сертификации:
- Предварительная оценка систем качества.
- Завершающая оценка и проверка систем качества.
- Контроль над сертифицированными системами качества.
Главной задачей является исключение необходимости в повторении сертификации.
Для предварительной оценки системы качества требуются следующие исходные данные:
‒ политика в области качества (в двух экземплярах);
‒ руководство по качеству (в двух экземплярах);
‒ структурная схема предприятия;
‒ структурная схема службы качества организации;
‒ документы системы качества;
‒ стандарты предприятия по элементам системы качества;
‒ документы по двум последним проверкам качества;
‒ перечень основных потребителей продукции, наименование предприятия и его почтовый адрес;
‒ перечень продукции с указанными ГОСТами, ТУ и другими нормативными документами;
‒ информация о проверках продукции специальными государственными контрольно-надзорными органами [5].
Ниже (на рисунке 2) представлены три составляющие СМК.
Рис. 2. Составляющие СМК
Перечень документов определяет орган по сертификации, который имеет полное право запросить дополнительное количество документов, необходимых для более точного понимания деятельности организации в сфере качества [6].
Довольно часто при сертификации СМК существует возможность возникновения следующих проблем:
- Недостаточность, а также отсутствие регламентации процессов управления предприятием и качеством продукции, выпускаемой на производстве.
- Отсутствие регламентированных процедур выполнения работ.
- Не были учтены предъявляемые к Руководству по качеству условия при его создании.
- Недостаточность документов для осуществления управления качеством на предприятии.
- Система качества не включает в себя все необходимые требования модели ИСО 9000.
Причиной этих пяти проблем может быть недостаточная квалификация специалистов, которые осуществляют применение ИСО 9000. Чтобы предотвратить негативные последствия, необходимо приглашать внешних высококвалифицированных консультантов и обучать работников правильной технике реализации ИСО 9000.
Разработка системы качества в любом случае должна быть под контролем опытного консультанта.
- Ни руководители, ни работники организации не ориентируются в документации; производимые операции не согласуются с документами системы качества.
Причиной такой проблемы является то, что документация формировалась людьми, не знакомыми с особенностями деятельности организации, или в период сертификации внутренние проверки не доказали эффективность работы системы качества. Также причиной может быть наличие большого количества дублированных документов.
- Руководители и работники организации не следят за всем количеством документов, не управляют ими или не заполняют бланки в полной мере.
Возможно, это происходит потому, что документы системы качества слишком детализированы, из-за этого возникают различные неудобства в их применении. Данную проблему можно решить с помощью определенных методик управления документацией, используя электронные носители информации.
- Формальное или даже отрицательное отношение к системе качества [7].
Основная причина — незаинтересованность или отсутствие мотивации руководства в создании системы качества. Все вышеперечисленные проблемы могут быть решены в том случае, если руководство будет поощрять своих работников за активную деятельность в области качества. Перед созданием системы качества следует убедить своих сотрудников в ее преимуществах, а при создании данной системы — отмечать положительные результаты и успехи.
Литература:
- Асташова Ю. В. Показатели процесса в системе менеджмента качества [Текст] / Ю. В. Асташова, А. И. Демченко // Менеджмент в России и за рубежом. — 2015. — № 1. -86–96 с.
- Прокофьева Н. П. Разработка и внедрение системы менеджмента качества. // Стандарты и качество. 2014. № 2.
- Круглов М. Г. Менеджмент систем качества [Текст] / М. Г. Круглов, С. К. Сергеев, В. А. Такташов. — М.: Изд-во стандартов, 2015. — 470 с.
- Маковская, Н. В. Управленческие решения и методика их разработки в курсе «Основы менеджмента»: учебно-метод. пособие. — Могилев, 2016.
- Производственный менеджмент. Управление предприятием / С. А. Пелих, А. И. Гоев, М. И. Плотницкий и др.; под ред. проф. С. А. Пелиха. — Мн., 2014. — 555 с.
- Бузов, Б. А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация: учебное пособие / Б. А. Бузов.– 3–е изд., доп. — М.: Академия, 2014.– 174 с. — Библиогр.: с.170–171.– ISBN 978–5–7695–4913–7.
- Амирджаняц Ф. А. и др. Методы оценки эффективности сертификации: учебное пособие / Ф. А. Амирджаянц, Б. С. Мигачев, Н. Г. Назаров, Е. И. Сычев. — М.: Логос, 2014. –264 с.
Похожие статьи
Сертификация как способ повышения качества продукции
В этой статье будет разобрана классификация сертификации соответствия качеству, а также основные работы, которые осуществляются в процессе сертификации.
Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества
Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.
Сертификация систем качества
В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.
Аттестация персонала организации
В настоящей статье освещены вопросы практической значимости процесса аттестации и оценки в современных условиях. Рассмотрены основные аспекты проведения аттестации, ее значение и задачи, а также сформулированы основные рекомендации по совершенствован...
Роль сертификации в продвижении продукции
В статье авторы рассматривают сертификацию как один из способов продвижения продукции, недостатки технического регламента Таможенного союза, влияние её на участников рынка.
Система менеджмента качества в строительной области
Данная статья посвящена исследованию системы менеджмента качества (СМК), в строительной области. Рассматриваются основные методы и проблемы внедрения СМК в Российскую строительную организацию.
Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии
В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.
Система менеджмента качества: восемь основных элементов
В данной статье подробно рассматривается 8 основных элементов системы менеджмента качества.
Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках
В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита,...
Управление рисками на промышленном предприятии
Данная статья посвящена вопросам управления рисками на предприятии. Рассмотрены основные методы классификации рисков, подходы к организации системы управления рисками на промышленных предприятиях.
Похожие статьи
Сертификация как способ повышения качества продукции
В этой статье будет разобрана классификация сертификации соответствия качеству, а также основные работы, которые осуществляются в процессе сертификации.
Анализ существующей нормативно-правовой базы РФ при разработке систем менеджмента качества
Данная статья посвящена рассмотрению существующей нормативной и правовой базы РФ при формировании системы менеджмента качества в организациях. Отражается сущность, цели и основные предпосылки внедрения СМК.
Сертификация систем качества
В данной статье произведен анализ текущих стандартов в области сертификации систем качества.
Аттестация персонала организации
В настоящей статье освещены вопросы практической значимости процесса аттестации и оценки в современных условиях. Рассмотрены основные аспекты проведения аттестации, ее значение и задачи, а также сформулированы основные рекомендации по совершенствован...
Роль сертификации в продвижении продукции
В статье авторы рассматривают сертификацию как один из способов продвижения продукции, недостатки технического регламента Таможенного союза, влияние её на участников рынка.
Система менеджмента качества в строительной области
Данная статья посвящена исследованию системы менеджмента качества (СМК), в строительной области. Рассматриваются основные методы и проблемы внедрения СМК в Российскую строительную организацию.
Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии
В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.
Система менеджмента качества: восемь основных элементов
В данной статье подробно рассматривается 8 основных элементов системы менеджмента качества.
Пути совершенствования организации системы внутреннего контроля в банках
В данной статье раскрываются организационные проблемы системы внутреннего контроля в банках. Приводится определение внутреннего аудита, системы внутреннего контроля. Обобщаются концепции, применяемые в банках для улучшения системы внутреннего аудита,...
Управление рисками на промышленном предприятии
Данная статья посвящена вопросам управления рисками на предприятии. Рассмотрены основные методы классификации рисков, подходы к организации системы управления рисками на промышленных предприятиях.