Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв. | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (12) июнь 2017 г.

Дата публикации: 10.04.2017

Статья просмотрена: 4835 раз

Библиографическое описание:

Дюжева, Л. В. Черты готики в русской архитектуре XVIII–XIX вв. / Л. В. Дюжева, М. Ф. Крысова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 3 (12). — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/young/archive/12/884/ (дата обращения: 22.11.2024).



Готическая архитектура — период развития центрально-европейской архитектуры, соответствующий периоду средневековья с XI — XII века по конец XV- начало XVI века. Впервые термин «готика» применили люди эпохи Возрождения как синоним «варварства». Так они характеризовали средневековое искусство, не следовавшее особенностям античности и традициям [1].

Актуальность исследования. Внастоящее время много литературных данных свидетельствуют об изучении различных исторических стилей в архитектурных застройках. Среди них применение стиля «готика» рассматривается в трудах исследователей многих стран [2]. Однако, изучению проблемы «готического стиля» в архитектуре России, по мнению ученых, уделяется недостаточное внимание [3].

Гипотеза. Готический стиль оказал существенное влияние на архитектурные композиции России XVIII-XIX.

Цель исследования. Определить черты готического стиля в архитектурных застройках России XVIII-XIX вв.

Методы исследования. Методом исследования стал анализ литературных источников, содержащих сведения об изучении мирового готического наследия.

Задачи исследования:

1) ознакомиться со стилем «готика» и определить его основные черты в архитектуре;

2) определить виды и основные особенности готического стиля в архитектуре Средневековья;

3) выявить причины возникновения «готического стиля» в русском искусстве;

4) охарактеризовать периоды исторического развития традиции «готики» в русской архитектуре (псевдоготика, неоготика);

5) охарактеризовать «готические» черты в архитектурном наследии России XVIII-XIX вв.

История появления готического стиля вархитектуре иего основные черты.

Готический стиль архитектуры возник во Франции, откуда распространился в Западную, Центральную и частично Восточную Европу [4]. Готическое искусство развивалось в странах, где первенствовала католическая церковь. Оно сохраняло феодально-церковные основы в идеологии и культуре готической эпохи. Готика оставалась преимущественно культовой по назначению и религиозной по тематике: она была соотнесена с вечностью, с «высшими» иррациональными силами [1].

Главными архитектурными сооружениями и украшениями городов позднего Средневековья становятся величественные готические соборы. Именно они являлись центром общественной и духовной жизни средневекового города. Их стены были свидетелями пышных литургий и будничных богослужений. Здесь проводились торжественные процессии, отмечались всенародные празднества, устраивались религиозные театрализованные представления [4].

Готический стиль — единственный в своем роде, где были созданы необыкновенные системы форм. В нем принималось новое понимание организации пространства и объемной композиции. В отличие от романского стиля, где преобладают толстые массивные стены, полукруглые арки и маленькие окна, для готики характерны заостренные вверху арки, высокие и тонкие узкие башни и колонны, многоцветные витражные стрельчатые окна и богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, архивольты и тимпаны). Все элементы готического стиля подчеркивают вертикаль [1,2,5]. Как величественный корабль на волнах житейского моря, готический собор горделиво возвышался над городом [4]. В культовой архитектуре преобладали каркасные конструкции, «вертикализм» форм, стрельчатые завершения проемов, специфический набор декоративных и скульптурных мотивов: пинакли, фиалы, крестоцветы, «краббы», горгульи, химеры; важным элементом синтеза искусств в готике были витражи. Стилистика и все элементы архитектурного пространства имели символичное значение, связанное со знаками креста, Богоматери и Иисуса, святой Троицы и др., которые подчеркивали принадлежность храма христианской религии [3,6].

Таким образом, формы готического здания приобрели характерную вертикальность, расчлененность, остроконечность, насыщенность пластикой, легкость и динамичность. Подчеркнутая вертикальность всех членений придает зданию устремленность вверх, к небу. Архитектура позднего Средневековья Западной и Центральной Европы очень разнообразна. Каждая страна создала свой неповторимый облик готического собора [4].

Причины появления готических застроек вРоссии вXVIII-XIXвв.

Интерес к наследию готической эпохи, проявившийся в различных видах искусств и связанный с идеями романтизма, возник в России примерно к середине XVIII в. Работающие в то время в России архитекторы, художники, создатели театральных декораций обращались к образам готики, а к концу XVIII в. готические мотивы приобрели особенную популярность. Примечательно, что в отличие от XIX в. в русском искусстве и культуре 18-го столетия еще не существовало определения готики как явления, возникшего и развивающегося исключительно в рамках средневековой европейской культуры. Готика не только не противопоставлялась традициям русской архитектуры, напротив, прилагательное «готический» в значении «старинный» нередко употреблялось для обозначения форм древнерусского зодчества [7].

Интерес России к средневековой европейской архитектуре в начале XVIII в. был обусловлен политическими, социальными и экономическими изменениями, связанными с преобразованиями Петра I. До той поры на Руси подлинной готики не было. Причину можно видеть во влиянии церкви и религии на становление искусства и в России, и в европейских странах. Православные зодчие, отторгавшие в эпоху Средневековья вместе с католической верой и храмовую архитектуру европейских стран, не могли заимствовать ни формы культового зодчества, ни стилистические особенности гражданских построек Европы [7].

Архитекторы, работавшие в России во второй половине XVIII в., начали проявлять все больший интерес к эпохам прошлого. Одним из самых привлекательных исторических периодов стало позднее Средневековье. Нужно отметить, что императрица Екатерина II, а позже и Николай I поощряли это направление в искусстве. Обращение к формам европейской готики на первых парах носило характер забавы, маскарада. Готические мотивы стали наиболее популярными среди различных «экзотических» мотивов, которые развивались в искусстве России в рамках классицизма [3,7].

Причина возросшего интереса к готике кроется в расширении культурных и экономических связей между Россией и европейскими государствами. Совершая зарубежные поездки, русские путешественники знакомились со средневековой архитектурой европейских городов, их историческими памятниками и народным зодчеством, посещали готические соборы и развалины старинных замков. Вернувшись на родину, многие желали видеть в своих имениях сооружения, напоминающие те, что видели в Европе [7].

Основные черты псевдоготики инеоготики вархитектуре России XVIII-XIXвв.

В исторической эволюции готического стиля в России выделяли два периода: псевдоготика и неоготика.

Псевдоготика XVIII столетия — преимущественно изображенное «готическое» пространство, декорация, воссозданная с помощью декоративных средств: заостренности окон, башен и башенок, декоративных аркбутанов и контрфорсов, несущих в себе определенный смысл (например, Чесменский дворец и его ворота, построенные в честь победы над турками, имели образ оборонительного сооружения). Увеселительные дворцы, такие как дворец Потемкина в Островках, Баболовский дворец в Царском селе или «крепость Бил» в Павловске были проявлением тенденции театрализации жизни и быта, присущей в то время аристократии, заменяющей официозность и строгость классицизма на более «экзотичные» формы псевдоготики.

Вместе с тем, в основе планировки и композиционного решения сооружений продолжали сохраняться идеи классицизма: симметрия, склонность к горизонтальному, а не, как в готике, вертикальному развитию форм, «правильность» в построении даже «готических» декоративных деталей. Могли присутствовать и элементы классицистического стиля, ордера и орнамента, композиционных приемов, иногда применялись, как в «московском» направлении, и древнерусские формы, а также детали других европейских и русских стилей: романского, барокко [3].

В появлении готических застроек также можно отметить особое влияние Англии, где в то время началось возрождение готики как национального стиля, и где распространился тип пейзажного парка, который затем был привнесен и в Россию. Одновременно с этим происходит проникновение в русскую архитектуру и неоготического стиля [8].

Неоготика (новая готика) — это направление в архитектуре, стилистически напоминающее готику, возникшее в конце XVIII — начале XIX вв. в Англии. Исторически сложилось так, что в России не существовало ни одного готического сооружения. Вот поэтому архитекторам приходилось обучаться готическому искусству в западных странах. Неоготика, вошедшая в арсенал русской архитектуры, со временем воплотилась в отдельное направление. Она отличалась от европейских прототипов и стала уникальным явлением, подарив крупным российским городам огромное количество «романтических построек в истинно готическом вкусе».

В развитии ранней русской неоготики можно выделить несколько направлений. Первое, утвердившееся в Петербурге, выразилось в большей сближенности с западноевропейской традицией. Оно проявилось в творчестве В. И. и И. В. Нееловых, работавших в Царском Селе, Ю. М. Фельтена и А. Ринальди. В неоготическом стиле эпизодически работали И. Е. Старов и Н. А. Львов. Постройки этих архитекторов были очень близки к западноевропейским аналогам [8].

В российской провинции первые готические постройки появились в 50-х гг. XVIII в. Это такие памятники, как усадьба при селе Красном в бывшем Михайловском уезде Рязанской губернии, принадлежащая А. Р. Ермолову, Никольская церковь в усадьбе Черкизово-Старках князей Черкасских под Москвой, спроектированная, вероятно, В. И. Баженовым и др.

С 70-х возведение памятников в «готическом стиле» продолжилось по заказу царской семьи и аристократии преимущественно в Петербурге и его пригородах. Здесь применялись чаще отдельные элементы готического искусства, частично заимствованные из стилистики европейского средневекового собора, более или менее близкие к прототипу. Соединившись с чертами русского зодчества, эти детали обусловили эстетические и стилистические особенности «готического стиля» первого периода [3].

Второе направление получило распространение в Москве и демонстрировало смешение с элементами русской национальной архитектуры. Свое воплощение это направление получило в творчестве В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, а позднее и их учеников. В своих произведениях, возведенных в Москве и областях центральной России, архитекторы показали иную трактовку неоготических форм, отличительной чертой которых явилось смешение форм готики и русского национального зодчества [8]. Если романтический облик петербургских памятников несет в себе рациональную основу готического стиля, попытку передать больше конструктивность, чем декоративность, то образ сооружений Москвы и провинции наполнен драматизмом и мистикой, да и сама история их создания зачастую драматична. Сближению петербургского «готического стиля» с европейской готикой способствует возведение в столице иноверческих храмов (католических или протестантских) [3].

Характеристика «готических» застроек России ХIХв.

В начале ХIХ в. мастера российской «готики» создавали разнообразные постройки, воплощая в них черты многогранного наследия готического стиля европейского Средневековья. Широкое распространение неоготики было связано с расцветающим романтизмом, зачастую обращавшимся в своих истоках к культуре и искусству Средних веков. Причины заимствования черт готического стиля становятся иными. В России начала ХIХ в. с формами готики соотносили широкий круг ассоциаций — свободу духа, протест против рационализма, присущего классицизму, интерес к истории и национальным традициям, свойственный романтизму. «Готический стиль», постройкам которого архитекторы придавали большую декоративность, применяя при строительстве сочетания красного и белого цветов, украшая фасады башнями и орнаментом, был в некоторой степени близок древнерусскому зодчеству, приобретавшему в то время важное национальное значение, и также противопоставлялся классицизму [6,8].

Меняется и место расположения «готических» построек. В 19-м столетии в архитектурном пространстве русских городов все больше появляется сооружений «русской» готики. Если ранее в «готическом стиле» строились только декоративные сооружения в парках или церкви, а дворцы — в стиле классицизма, то в ХIХ столетии стали возводить неоготические усадебные дома, пытаясь подчинить все пространство загородной усадьбы «единому» стилю. И заказчики становятся иными: главенствующую роль приобретают промышленники и коммерсанты. Однако государственный заказ в строительстве сохраняет ведущее положение вплоть до середины 1850-х гг [3].

1810–20-е гг. — начало второго периода «готического стиля» в России, еще тесно связанного с романтизмом, — характеризуется попыткой проникнуть в «пространство» исторической эпохи, ощутить то время, почувствовать его атмосферу, что получило отражение в стремлении не только украсить фасад элементами готики «с документальной точностью», но осуществить в таком же характере и интерьеры. Например, часто во внутреннее пространство вводились «готические» ширмы, стулья с прорезными спинками в виде готических украшений. В этом стиле создавалась не только мебель, но и столовые принадлежности [3].

Если в эпоху псевдоготики сфера распространения «готических» форм была достаточно узкой, то в период неоготики она необычайно расширяется: от колодца в парке до ансамбля разных сооружений в едином стиле. Ни в первый этап, ни в третий не было такого многообразия в формах и типах построек: лютеранские, католические и православные церкви и часовни, императорские и дворянские дворцы и особняки, доходные дома, общественные здания, постройки для животных, декоративные сооружения в парках, ворота и караулки, «готические» колодцы, пожарные и телеграфические здания, вокзалы и заводские строения, надгробные памятники, усыпальницы и т. д. Часто оформляли в «готическом стиле» интерьеры жилых комнат, библиотек, кабинетов, гостиных и др. [3].

Распространенным типом сооружения «русской готики» второго периода предстают иноверческие храмы, историю развития которых можно условно подразделить на два этапа. В первый, тесно связанный с романтизмом, А. П. Брюллов воздвигает на Невском пр. в 1833–1838 гг. лютеранскую церковь св. Петра, в которой удивительным образом смешиваются готические, романские и классицистические черты.

К данному периоду относятся и две церкви, сооруженные за чертой Петербурга — это капелла св. Александра Невского в Петергофе и Петропавловская церковь в Парголово. В этих памятниках заключено пространство, созданное с помощью декоративного оформления, но максимально приближенное к особенностям стиля-прототипа [3].

Для второго этапа неоготики, периода историзма, характерны церковь св. Михаила на Васильевском острове, созданная Р. Е. Бергманом и К. К. Бульмерингом (1874–1877) и перестроенная в советское время евангелическо-лютеранская Эстонская церковь св. Иоанна на Офицерской улице, 54 (1859–1860), Финская евангелическо-лютеранская церковь в Царском Селе на Набережной ул. (1860–1865). В культовых зданиях этого времени зодчими предпринята попытка «построить реальное готическое пространство», что и стало позднее основой для исканий «готического модерна» [3].

Также одним из архитектурных готических сооружений России является Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Этот собор — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика [1].

Одной из основных черт русской готики является широкое использование красного кирпича. В центральном нефе, наосе, располагаются два сектора скамеек, которые разделены проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — Часовня Божьего милосердия, в которой установлены дарохранительница и Алтарь Святых Даров. Потолки главного и боковых нефов состоят и крестовых сводов, образованными диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн- контрофорсов каждый. 10 основных контрофорсов, на которые опирается главный объем храма, символизируют 10 заповедей по древним канонам храмового зодчества. Стрельчатые оконные проемы украшены витражами. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Трансепт, поперечный неф, придает зданию собора в плане форму креста. Это схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа — это пресвитерий с расположенным в нем алтарем, раскинутые руки превращаются в трансепт, а туловище и ноги заполняют неф. Подобная крестообразная планировка церковного сооружения символизирует Церковь как Тело Христово [1].

Кроме культовых построек, в духе неоготики сооружали и жилые здания. На улице Дворцов и Парков в Петергофе в 1836–1838 гг. были возведены четыре «готических» дома по проекту И. И. Шарлеманя, связанные друг с другом своими конструктивными и декоративными чертами. Одно из зданий занимает центральное место в этом «мини ансамбле», отличное от окружающих башнями и стрельчатым аркатурным поясом [3].

В Петербурге второй половины ХIХ в. в неоготическом стиле возводятся общественные здания. Например, здание Евангелической женской больницы (1869–1871) на Литовском пр. по проекту Р. Б. Бернгарда и О. Г. Гиппиуса, фасады которой оформлены «по всем правилам» гражданского готического зодчества: высокие щипцы крыши, украшенные башенками и зубчатыми венчаниями, стрельчатые завершения оконных и дверных проемов, аркатурные пояса. Среди этих зданий и училищный корпус для мальчиков при лютеранской церкви св. Екатерины на Большом пр., 55 Васильевского острова (1885–1886), сооруженный И. С. Китнером, имеющий «готические» элементы не только снаружи, но и внутри, таково, например, сводчатое перекрытие актового зала с открытой конструкцией. В открытой конструкции потолка училищного корпуса, так же, как и оформлении Н. Л. Бенуа потолка манежа Придворных конюшен или возведении им сквозного Петергофского вокзала, впервые появилось стремление архитекторов «почувствовать» пространство средневековой готики, создать свойственную ей «конструкцию» и образный строй [3].

Выводы

  1. «Готический стиль» в архитектуре Средневековья характеризуется такими чертами застроек, как стрельчатые арки, многоцветные витражные стрельчатые окна, вертикальность композиций, сложная каркасная система опор и ребристых сводов, устремленность ввысь, легкость и ажурность образа, узкие и высокие башни и колонны.
  2. В России «готический стиль» не занимал доминирующего положения в архитектуре и получил свое развитие примерно с середины XVIII века.
  3. «Готический стиль» в архитектуре России XVIII-XIX вв. играл существенную роль, формируя пространство как крупных городов, так и их пригородов, как дворянских усадеб, так и небольших деревень.
  4. Русский архитектурный стиль демонстрирует свою уникальность и неповторимость, которая обусловлена особым подходам к архитектурным стилям и оригинальностью мышления российских архитекторов.
  5. «Готический стиль» Европы не был перенят полностью, в неоготике стрельчатость была использована исключительно в декоративных целях.

Литература:

  1. Костина Е. А. Архитектурный стиль «готика» и его особенности // Традиции и инновации в подготовке детей и молодежи к творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Елабуга, 2016. С. 99–103.
  2. Деев С. В. Принцип симметрии в орнаментальных особенностях композиции готического стиля средневековых европейских стран//Актуальные проблемы современного образования. 2014. № 2(17). С. 33–38.
  3. Баранова М. Г. «Готический стиль» в русской архитектуре второй половины XVIII — начале XX вв. (на примере памятников Санкт-Петербурга и его пригородов): автореф. дис.... канд. искусствоведения / М. Г. Баранова. СПб.: РГПУ им. Герцена, 2005. 25 с.
  4. Данилова Г. И. Искусство. 10 кл. Базовый уровень: учебник / Г. И. Данилова. М.: Дрофа. 2014. 366 с.
  5. Тучкина Е. С., Алексеева А. К. Создание нового входа в парк в готическом стиле //Архитектура. Строительство. Реставрация: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. М., 2015. С. 24–25.
  6. Коляда Е. М. Элементы готики в русской усадебной ландшафтной архитектуре // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 104. [Электрон. дан.]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elementy-gotiki-v-russkoy-usadebnoy-landshaftnoy-arhitekture (дата обращения: 22.03.2017).
  7. Василькова М. М. Готические мотивы в русском искусстве XVIII в. // Вестник БГУ. 2011. № 14. [Электрон. дан.]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/goticheskie-motivy-v-russkom-iskusstve-xviii-v (дата обращения: 22.03.2017).
  8. Ямшанов И. В. Неоготика в творчестве архитекторов эпохи классицизма в России // Вестник гражданских инженеров. 2012. № 1. С. 57–62.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, готический стиль, XVIII-XIX, русская архитектура, Москва, Царское Село, готическое искусство, неоготический стиль, позднее Средневековье, готика.


Задать вопрос