Религиозный и культурный аспекты армянской общины Петербурга конца XVIII — начала XX в. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 20.04.2021

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Погосян, Ю. В. Религиозный и культурный аспекты армянской общины Петербурга конца XVIII — начала XX в. / Ю. В. Погосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80080/ (дата обращения: 17.12.2024).



Армянская община в Санкт-Петербурге — одна из старейших армянских общин во всей России. Первые письменные свидетельства о деятельности армян в Петербурге относятся к 1707–1708 гг., когда представители армянских торговых домов обратились к Петру Великому с просьбой дать разрешение торговать с немецкими землями (Священная Римская империя германской нации) напрямую из Санкт-Петербурга [3].

В силу того что армянский народ тесно контактировал с Россией на протяжении многих веков, а также считался «лояльным» Российскому государству и «единоверным» народу, Петр I положительно отнесся к поданному прошению. Кроме того, Российский император решил, что данное действие поможет подстегнуть экономику молодого города и увеличить торговое влияние Петербургского порта.

«- Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда в град» — гласил царский указ Сенату. Так, к 1710 г. в городе обосновалась небольшая колония армянских купцов, которые занимались выстраиванием новых торговых путей, выводя Россию на европейский рынок, а европейские товары — на российский. Армяне города объединились в общину и стали неотъемлемой частью истории Северной столицы. Одним из первых армянских жителей города называют купцаСафара Хастатова , получившего лично от Петра разрешение на торговлю с немцами в 1708 году. В том же году свои фабрики открывает в Петербурге армянский промышленник Лука Ширванов (от. «Ширван» — одно из названий центрального Азербайджана, наст. имя — Гукас Ширванян)из Астрахани. Место на Васильевском острове, где Лука развивает производство, получает название Армянская улица [6].

Обосновавшись в Санкт-Петербурге, армянская община подала первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября 1725 года, столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-ей линии Васильевского острова.

В январе 1740 года, Лука Ширванов получил разрешение построить небольшую каменную церковь на свои средства, но после смерти императрицы Анны Иоанновны, строительство прекратилось [5].

Во времена правления императрицы Екатерины, главами армянской общины стали представители известного рода Лазаревых. 2 мая 1770 года, по прошению главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованеса Лазаряна) Екатерина II издала указ, позволявший «торгующим и военнослужащим армянам» построить храмы в Петербурге и Москве. Через три недели Императрица отвела место на Невском проспекте, против Гостиного двора, на участке бывшей Малой придворной конюшни. Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена с 1771 по 1776 годы и обошлись в 33 тыс. рублей. Строительство храма осуществлялось на пожертвования прихожан, но в большей степени — на деньги самого И. Л. Лазарева. 18 февраля 1780 г. в присутствии восьми священников и князя Потемкина Таврического, один из авторитетнейших архиепископов армянской церкви, князь Иосиф (Овсеп) Аргутинский, освятил церковь во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы императрицы, став ее настоятелем. Данная церковь стала духовным центром Петербургских армян, при ней в начале XIX века открылись армянская школа и типография.

В 1791 году протоиерей Стефан (Лорис-Меликов) подал прошение о строительстве небольшой каменной церкви и организации кладбища, место под которые впоследствии было отведено на берегу реки Смоленки рядом с лютеранским кладбищем. Около 1797 года церковь была освящена и получила своё нынешнее именование (Святого Воскресения Христова). Постепенно вокруг неё выросло кладбище, получившее название Смоленское армянское кладбище.

Для армян, как представителей древней дохалкидонской церкви, было очень важно иметь свои церкви для отправления культа по собственному образцу, ведь многие элементы армянской христианской церкви отличны от православия в целом. Например, армяне крестятся слева направо, тогда как православные справа налево. Убранство армянских церквей также значительно отличается от православных — в них нет иконостаса и все священнодействия в алтаре совершаются на виду у молящихся в храме, кроме богослужений на Страстной Седмице. В Православных храмах алтарная часть отделена от основной части храма иконостасом. Также характерно малое количество икон в армянских церквях, домашняя молитва совершается перед распятием.

Стоит отметить, что Армения была первой страной, официально принявшей христианство как государственную религию в 301 году н. э. и в последующем, не приняла догмат о “двух естествах” Иисуса Христа, установленный Халкидонским Собором 451 года. В нем говорится, что Спаситель есть одновременно и Бог, и человек. Армянская церковь не приняла учение о двух естествах Иисуса Христа. По их мнению, у Христа только одна божественная природа, которая полностью заменила человеческую, и лишь мысленно последняя может различаться от божественной [1].

Представители церквей, отвергшие Халкидонский и последующий соборы, были прозваны «монофизитами» — такое название им было дано православными христианами, принявшими Халкидон. К «монофизитам», помимо самих армян, принято относить также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую и Индийско-Малабарскую церкви. При этом сама Армянская церковь, вместе с вышеперечисленными, называет себя православной. Вопросы в части, касающейся схизматики, ранжировки митрополитов и разногласия в божественной сущности породили долгие дискуссии между Армянской Апостольской Церковью и Православной церковью Византийской Империи, в результате чего, первая полностью отделилась от Вселенской Церкви в начале VI века. Тут стоит вставить ремарку и подчеркнуть, что Армянская церковь признает 3 первых дохалкидонских Вселенских Собора: Первый (в Никее в 325 году), Второй (в Константинополе в 381 году), Третий (в Эфесе в 431 году).

В течение многих веков между представителями Православной и Армянской Церквей происходили попытки налаживания диалога. Рассматривалась возможность восстановления Евхаристического общения между двумя Христианскими Церквями. Но прийти к консенсусу до сих пор не удалось. Именно поэтому армянская церковь в научной среде относится к «дохалкиндонским» церквям.

В ХIХ веке среди армян Санкт-Петербурга значительное число представляла интеллигенция, военные, торговцы, ремесленники, ювелиры и строители. В историю Армении и России вошли имена многих сыновей армянского народа, жизнь и деятельность которых была связана с Санкт-Петербургом. Известные семьи Лазаревы, Абамелики, Деляновы, духовный предводитель российских армян архиепископ и князь Иосиф Аргутинский, генерал М. Т. Лорис-Меликов, В. О. Бебутов, А. А. Тер-Гукасов, адмирал Серебряков и др. [4].

Уже во второй половине ХIХ века, в Петербурге была многочисленная, активная и прекрасно образованная армянская молодежь, обучающаяся во многих высших учебных заведениях столицы. В последующем многие из них сыграли важную роль как в деле становления и укрепления армянской государственности и культуры, так и развития российской культуры и армяно-российских связей. Среди них известный художник, крымский армянин И. К. Айвазовский, поэт и мыслитель М. Налбандян, архитектор А. Таманян, художники Г. Башинджагян и В. Суренянц, композиторы М. Екмалян и А. Спендиарян, историки Н. Адонц и Я. Манандян и т. д.

Город сам проявлял большой интерес к изучению армянской культуры и истории. В Санкт-Петербургском университете началось преподавание армянскому языку (1818 г.), по высочайшему указу Николая I была основана кафедра армянского языка (1844 г.), производились научные экспедиции в Армению, издавались литературные сборники, исследовались обычаи традиции не только культурные, но и религиозные. В частности, особый интерес у Петербуржцев вызывал обычай, именуемый Матах — традиция, подразумевающая приношение дара Богу через милостыню. Этот обряд чаще всего происходит в виде большой трапезы для нуждающихся, бедных и больных. Приглашать на нее своих близких запрещается. Матах является не догматическим установлением Армянской Церкви, а благочестивой традицией. Кроме того, армянской общиной в Санкт-Петербурге справлялись и другие церковные праздники, такие как Богоявление, совмещающее в себе Рождество Христово с Крещением. Празднуют этот день на день раньше чем в Русской Православной церкви — 6 января. Немаловажным праздником религиозной армянской общины был и остается день Святого Варданананца (Варданак) — дань милосердия и чествование героев. В этот день было принято приходить друг к другу в гости с угощениями, побывать у родственников и посетить церковь, в которой проводилась служба.

В целом жизнь армянской общины Санкт-Петербурга XIX века проходила размеренно и плодотворно. Интересно и то, что многие талантливые юноши и девушки приезжали из провинции, из небогатых семей. Именно в Петербурге был организован знаменитый кружок армянской интеллигенции «Маро» (1880–1900 гг.), группировавшийся вокруг М.Варданяна и М.Серопяна, будущих основателей социал-демократической партии «Гнчак», которая существует и поныне. После Первой русской революции в Петербурге появилось немало организаций: Армянский кружок (1907–1918), Общество попечительства об армянах (1907–1917), Армянское общество изящных искусств (1908–1917) и другие [2].

Все, что переживали столица и Российская империя, было неотъемлемой частью жизни и армянской колонии, которая хотя и была несоизмеримо меньше московской, но заняла достойное место в новой и новейшей истории армяно-русских отношений. А новый этап ее жизни начался именно с революционного 1917 г.

Новый этап в жизни армянской общины начался после революции 1917 г. Армянская диаспора Ленинграда заняла в областях науки, техники, культуры одно из ведущих мест. Тесные культурные связи между Ленинградом и Ереваном стали традиционными на многие десятилетия. Выдающиеся деятели науки и культуры, такие как инженер О. Адамян, братья Орбели, астрофизик В. Амбарцумян, артист В. Папазян, востоковед Ю. Петросян и многие другие, трудились во благо развития города. В блокадной летописи великого города-героя Ленинграда были и армянские имена, а все послевоенные десятилетия армянская диаспора в Ленинграде продолжала с полной отдачей работать во всех важнейших проектах, как города, так и Советского Союз.

В заключении стоит отметить, что решение Петра I принять армянских купцов и поселить их в Санкт-Петербурге в долгосрочной перспективе дало хорошие результаты и оказало положительный эффект. Армяне участвовали в финансировании строительных проектов, оживляли торговлю, занимались мануфактурным производством, оказывали влияние на быт и культуру города в целом. Что касается религии — при догматическом расхождении между Православной и Армянской церквями, исторически существуют дружеские отношения. Напряжения между верующими никогда не наблюдалось. На Руси всегда доброжелательно относились к армянским купцам. За это время и до наших дней сохранились братские отношения между двумя христианскими народами.

Литература:

  1. Анучин Д. Н. «Армяне в антропологическом и географическом отношении» / Д. Н. Анучин. — Москва: типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1898.
  2. Р.Ангаладян Армянский Петербург. Жанр: Научное издание, «21-й ВЕК», № 4 (16), 2010г.
  3. Армяне в России. Сборник статей./ Под ред. Э. Р. Григорьяна. — М.: Институт социальных наук, 2013.- 140 с.
  4. Варданян Л. М. «Армяне».: Варданян Л. М., Сарксян Г. С., Тер-Саркисянц А. Е. Жанр: Научное издание, М.: Наука, 2012. — 648 с. — (Народы и культуры).
  5. Полное собрание законов Российской Империи. Том 11. Стр — 11. 80007.
  6. Российский государственный исторический архив. Ф. 1329. Оп. 6. Д. 2.
Основные термины (генерируются автоматически): Армянская церковь, Петербург, Санкт-Петербург, армянская община, Россия, армянин, церковь, армянский народ, армянский язык, Васильевский остров.


Задать вопрос