В статье представлен анализ особенностей поведения армянского этноса, влияющих на переживание экстремальных и кризисных ситуаций.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, армянский этнос, психологические особенности.
Армения является по-настоящему удивительнейшей страной со своей историей, культурой и устоями.История армянского народа насчитывает около трех тысячелетий и таит в себе как трагические периоды, так и периоды невероятного расцвета и созидательного труда. Армяне подарили мировой культуре исключительные материальные и духовные достояния.
В частности, по всей территории современной России расселено около двух миллионов армянского населения. В соответствии с этим знания об культурно-этнических, психологической специфике армянской этнической группы предоставляет нам возможность не только понять их культуру, но и выявить реакции, возникающие в процессе экстремальных ситуаций, это поспособствует улучшению построению работы и помощи специалистами, что подчеркивает актуальность исследования.
Можно сказать, что армянский этнос во все времена наиболее резко чувствует свое культурное и национальное единство, строит свою концепцию жизни на основании особого уважения (подчинения) обычаям прародителям. Они преданы своей истории, культуре и традициям. Армянская семья ассоциируется уважением и почитанием своей семьи, а также особой привязанностью к своим детям и ко всем родственникам.
Армянские дети, особенно мальчики, растут самостоятельными, и почти не подвергаются наказаниям, что безусловно способствует формированию таких качеств личности, как инициативность, активность, упорство в достижении поставленных целей во всех видах деятельности [4].
Как в личных, так и в профессиональных взаимоотношениях, армяне доброжелательны, коммуникабельны, а также способные быстро приобрести деловые контакты как со своим этносом, так и другим. В то же время армяне восприимчивы к выражению неуважения в их сторону. И не всегда способны сдерживать порыв своих эмоций.
Одной из характерных черт армянского менталитета служит способность быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды (другая страна, язык и т. д.). Но вне зависимости от места пребывания армяне всегда стараются поддерживать связь со своей Родиной в любом проявлении [5].
Следовательно, можно сделать вывод, что национальный характер армянского этноса сложился в связи с многовековыми историческими событиями и отражает их функциональные и психологические особенности. Конфликты с другими этносами возникают в основном вследствие противоречий в ценностных и устоях разных культур, а также ситуации борьбы за лидерство в группе из-за вспыльчивости и нежелания подчиняться.
Рассмотрим культурно-этнические особенности поведения армянского этноса на основании этнопсихологических особенностей, рассмотренных в экстремальных положениях [6].
Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности [3]. Когда человек попадает в какую-либо экстремальную ситуацию –пропадает чувство безопасности, и как следствие, изменяется система ценностей.
Вышеупомянутые ценности армянского этноса установлены в психике значительного большинства армян, и как следствие, в любой экстремальной ситуации они вполне смогут стать ведущими в осознании, принятии решений и адаптации к новым изменениям.
Рассмотрим в качестве примера такую экстремальную ситуацию как миграцию в виде потрясения. Здесь у большинства представителей армянского этноса социокультурная адаптация может пройти безболезненно, т. к. они обладают высоким уровнем адаптивности. Для армянского народа характерно почитание семьи и семейных ценностей, традиций. В соответствии с этим, при возникновении какой-либо экстремальной ситуации, армяне первым делом стараются в очень короткий срок связаться со своей семьей.
К примеру, экстремальная ситуация — теракт. Если армянин оказался в сложной террористической ситуации, или под завалами, то семья этого армянина бросится на помощь незамедлительно и сделает всевозможное, дабы спасти своего родственника. Что, кстати, небезопасно и может осложнить операцию спасения специальным службам.
При ситуации, в которой армяне теряют своего члена семьи, а особенно своего ребенка, они впадают в сильный траур и также наиболее вероятно агрессия. По гендерному признаку реакции проявляются:
- Вероятными характеристиками для женской части этноса являются: депрессия, апатия, плач;
- Вероятными характеристиками для мужской части этноса являются: отсутствие бездействия, наоборот стремление к активным действиям.
Важно отметить, что благоприятным исходом после наступления экстремальной ситуации — объединение с семьей. В соответствии с этим, культурно-этническое понимание и следование традициям, высокая степень адаптивность при появлении экстремальной ситуации являются главнейшими в понимании, признании и адаптации к различным жизненным и бытовым изменениям армянского этноса. А, как правило, культурно-этнические отличительные черты переживания экстремальной ситуации будут сопутствовать упорядоченностью, дисциплинированностью и сплоченностью семьи.
Можно сделать вывод, что армянский этнос характеризуется высокой степенью адаптивности, при появлении экстремальной ситуации, склонны к адаптации к различным жизненным и бытовым изменениям. При этом следование традициям, высокая степень адаптивность при экстремальной ситуации, являются главнейшими в понимании, признании и адаптации к различным жизненным и бытовым изменениям в жизни представителя армянского этноса. В частности, культурно-этнические отличительные черты переживания экстремальной ситуации будут сопутствовать упорядоченностью, дисциплинированностью и сплоченностью семьи.
Литература:
- Абаза В. А. История Армении. — / Репринт. воспроизвед. изд. 1888 г./ — Ер.: Грери ашхар, 1990. — 128 с.
- Глинка С. Н. Обозрение истории армянского народа. — /Репринт. воспроизвед. изд. 1832 г./ — Ер.: Гркери ашхар, 1990. — 480 с.
- Крысько В. Г. Этническая психология. — М.: Просвещение, 2008. — 310 с.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. — М.: ЭКСМО, 2005. — 916 с.
- Саргсян А. Л. Армянские традиции воспитания детей / Саргсян А. Л. // Молодой ученый. — 2014 — № 21. — С. 682–684.
- Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности: Сборник научных статей практической конференции / Под ред. Р. В. Кадырова. — Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского, 2011. — 373 с.