В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования компьютерной зависимости и ее влияние на человека с точки зрения психологии.
Ключевые слова:аддиктивное поведение, социальная дезадаптация, компьютерная зависимость, игровая зависимость.
Проблема компьютерной зависимости набирает все больший интерес у ученых. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день достаточно сложно обойтись без компьютера. Начиная со школьного возраста, и заканчивая пенсионным — везде необходимо компьютерное оборудование. В школах и институтах все чаще требуют подготавливать сообщения и различные виды письменных работ в печатном виде, что затрудняет жизнь тех, кто не имеет такой возможности. В более зрелом возрасте компьютер необходим для работы, создания проектов и т. д. Практически любую информацию сегодня можно найти в интернете. Но, как известно, интернет выполняет не только познавательную функцию для человека, но и развлекательную (игры, социальные сети и т. п.). Таким образом, многие из нас начинают предпочитать реальной жизни виртуальную (живому общению предпочитают переписку в чатах, vkontakte, одноклассники и т. п.). Что и формирует, а впоследствии развивает компьютерную зависимость.
Итак, компьютерная зависимость, по мнению многих авторов (П. Д. Шабанов, А. Е. Войскунский, И. П. Короленко, Ю. М. Бабаева и др.) — это одна из форм аддиктивного поведения, которая проявляется в патологической склонности к любым занятиям, связанным с использованием компьютерного оборудования; вследствие которой человек резко сокращает свою социальную активность и другие виды деятельности, имеющей для него некоторый интерес ранее [7, 8].
Компьютерная зависимость, в свою очередь, можно разделить на 3 вида, а именно:
1) Игровая компьютерная зависимость — пристрастие к компьютерным играм (как правило, играм в интернете). Игровую зависимость также называют игровой наркоманией [2].
2) Коммуникативная компьютерная зависимость — пристрастие к общению в интернете (социальные сети). Данный вид зависимости набирает все большие обороты в современном обществе и наблюдается гораздо чаще, чем остальные виды компьютерной зависимости.
3) Познавательная компьютерная зависимость, которая заключается в стремлении узнавать все больше нового, как правило, в сфере программирования [1].
Причины формирования компьютерной зависимости
Многие авторы в своих работах (К. Янг, А. Шень, А. Голдберг и др.), в первую очередь, рассматривают психологические причины формирования компьютерной зависимости. Одной из самых главных причин, на их взгляд, является попытка человека уйти от реальности, избежать насущных проблем, абстрагироваться от окружающих людей, а также желание принять себя в роли другого (как правило, основной контингент таких людей, это — подростки и молодые люди). Эти причины, в основном, зависят от негативных установок на самих себя и формирования негативных переживаний, связанных с различными сферами жизнедеятельности человека [3].
При коммуникативной компьютерной зависимости выделяют такие психологические аспекты как:
1. Желание отделиться от семьи. Как известно, в подростковом возрасте молодой человек стремится к полной автономии от родителей. Но, как показывает опыт, это практически невозможно. В связи с этим подросток «окунается» в социальные сети, чтобы почувствовать самостоятельность и независимость от родителей, а также возможность распоряжаться своей жизнью, показывая и доказывая это своим друзьям в интернете.
2. Поиск интимности и принадлежности. В социальных сетях, на сегодняшний день, достаточно легко найти «друзей» со схожими интересами и жизненными ценностями. В реальной же жизни этот поиск вызывает массу сложностей, таких как: неуверенность в себе, недоверие окружающим людям и т. п.
3. Идентификация. Подросток часто пытается найти ответ на вопрос «Кто Я?», «Зачем я нужен в этом мире?» и т. п. Также остро стоит вопрос о выборе профессии [6]. Ответы на эти вопросы в реальной жизни найти достаточно сложно, а вот киберпространство, как кажется подростку, облегчает эту задачу.
Кроме того, выделяют ряд психологических аспектов, которые привлекают молодых людей в компьютерных играх:
1. Отсутствие ответственности. В повседневной жизни человеку необходимо брать на себя ответственность за себя, а также за других людей, принимать решения — обоснованные и взвешенные. Так как молодые люди, зачастую просто не готовы быть ответственными, то рано или поздно люди устают от этого и им необходима эмоциональная разрядка; вследствие чего, они избегают этого путем ухода от реальности, а именно — уход в игру.
2. У человека, находящегося в игре, есть возможность принимать любые самостоятельные решения вне зависимости от того, к чему они могут привести [9].
3. В отличие от реальной жизни, в игре практически всегда есть возможность в случае неудачи исправить свои ошибки путем множественных попыток.
4. Наличие собственного мира — интимного. В игре у молодого человека есть возможность создать тот мир, доступ в который будет только самым близким людям или никому вовсе. Что в реальной жизни сделать достаточно трудно и практически невозможно.
В России за последние несколько лет проведено масса исследований, посвященных компьютерной зависимости среди молодых людей. На наш взгляд необходимо предоставить следующие данные по проблеме:
Литвиненко О. В. в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики» обнаружила, что наиболее подвержены компьютерной зависимости средний школьный (5–8 классы) и старший школьный (9–11 классы) возраст — 33 % и 38 %, соответственно [7].
В диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Лоскутовой В. А. «Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств» предоставлены статистически достоверные различия по следующим критериям:
Таблица 1
Статистически достоверные различия между зависимыми и независимыми индивидами
Считают, что с другими людьми легче общаться в социальных сетях, чем при личной встречи |
|||
Зависимые от компьютера |
Независимые от компьютера |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
85,71 % |
14,29 % |
33,85 % |
66,15 % |
При работе на компьютере испытывают эйфорию |
|||
Зависимые от компьютера |
Независимые от компьютера |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
92,86 % |
7,14 % |
32,03 % |
67,97 % |
Отмечали у себя суицидальные мысли |
|||
Зависимые от компьютера |
Независимые от компьютера |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
86,11 % |
13,89 % |
36,05 % |
63,95 % |
По таблице 1 видно, что компьютерно-зависимые люди наиболее подвержены суициду, общению в социальных сетях, а также наличием эйфории при работе за компьютером, в отличии от независимых [8].
Как и у любого вида зависимости, у компьютерной зависимости есть огромное количество негативных последствия. Коротко остановимся на основных из них:
1. Люди, страдающие компьютерной зависимостью склонны реальной жизни предпочитать виртуальное пространство, что, в свою очередь, сказывается на учебе, работе и личных взаимоотношениях человека. Сложности адаптации в социуме.
2. Проявление конфликтности. Особенно в периоды ограничения компьютера у человека возникает раздражительность и агрессивное поведение. Такие люди часто конфликтуют с окружающими, чтобы добиться своего, при этом, не видя других возможных конструктивных способов взаимодействия.
3. Нарастающие депрессии. Человек с компьютерной зависимостью склонен в несколько раз чаще переживать состояние депрессии. Депрессия может быть связана как с неудовлетворением своих потребностей, связанных с компьютером, так и с отсутствием других интересов.
4. Кроме того, человеку, зависимому от компьютера, присуще не «думать», а «искать». Зависимый человек при первой возможности будет искать ответы на вопросы в интернете, вместо того, чтобы подумать самому. Это приводит к тому, что продуктивность мыслительной деятельности будет неумолимо снижаться [5].
5. У таких людей возникают проблемы с родителями, супругами, детьми. Для них гораздо важнее компьютер. Многие семьи разрушаются.
6. Появляются суицидальные мысли (см. таблицу 1).
Таким образом, чрезмерное пристрастие к работе/играм/общению за компьютером приводит к компьютерной зависимости и влечет за собой ряд негативных последствий для человека. Положительные качества человека постепенно сменяются отрицательными, что ведет к социальной дезадаптации.
Литература:
1. Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, JI. Н Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. — 1996. — № 4. — С. 14–20.
2. Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 1998.-№ 1. — С. 89–100
3. Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М, 2000. — С 100–131.
4. Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф.... канд. пед.наук. — Ярославль. 2011. — 23с.
5. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. — Кемерово, 1999. — Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://www.flogiston.ru/articles
6. Кострикова М. В. Ведущие мотивы выбора профессии в подростковом возрасте// Теоретические и методологические проблемы современных наук. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск, 2013, с. 223–225.
7. Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики. Автореф. … канд. Психол.наук. — Санкт-Петербург. 2008. — 28с.
8. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф.... канд. мед. наук. — Новосибирск, 2004. — 17с.
9. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006,- 354с.