Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 2215 раз

Библиографическое описание:

Ефимова, М. В. Психологические аспекты формирования компьютерной зависимости / М. В. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 678-680. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16866/ (дата обращения: 21.11.2024).

В данной статье представлен теоретический обзор и краткий статистический анализ проблемы компьютерной зависимости в современном обществе. Автор дает обобщенное определение и классификацию компьютерной зависимости. Рассмотрены факторы формирования компьютерной зависимости и ее влияние на человека с точки зрения психологии.

Ключевые слова:аддиктивное поведение, социальная дезадаптация, компьютерная зависимость, игровая зависимость.

 

Проблема компьютерной зависимости набирает все больший интерес у ученых. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день достаточно сложно обойтись без компьютера. Начиная со школьного возраста, и заканчивая пенсионным — везде необходимо компьютерное оборудование. В школах и институтах все чаще требуют подготавливать сообщения и различные виды письменных работ в печатном виде, что затрудняет жизнь тех, кто не имеет такой возможности. В более зрелом возрасте компьютер необходим для работы, создания проектов и т. д. Практически любую информацию сегодня можно найти в интернете. Но, как известно, интернет выполняет не только познавательную функцию для человека, но и развлекательную (игры, социальные сети и т. п.). Таким образом, многие из нас начинают предпочитать реальной жизни виртуальную (живому общению предпочитают переписку в чатах, vkontakte, одноклассники и т. п.). Что и формирует, а впоследствии развивает компьютерную зависимость.

Итак, компьютерная зависимость, по мнению многих авторов (П. Д. Шабанов, А. Е. Войскунский, И. П. Короленко, Ю. М. Бабаева и др.) — это одна из форм аддиктивного поведения, которая проявляется в патологической склонности к любым занятиям, связанным с использованием компьютерного оборудования; вследствие которой человек резко сокращает свою социальную активность и другие виды деятельности, имеющей для него некоторый интерес ранее [7, 8].

Компьютерная зависимость, в свою очередь, можно разделить на 3 вида, а именно:

1)                 Игровая компьютерная зависимость — пристрастие к компьютерным играм (как правило, играм в интернете). Игровую зависимость также называют игровой наркоманией [2].

2)                 Коммуникативная компьютерная зависимость — пристрастие к общению в интернете (социальные сети). Данный вид зависимости набирает все большие обороты в современном обществе и наблюдается гораздо чаще, чем остальные виды компьютерной зависимости.

3)                 Познавательная компьютерная зависимость, которая заключается в стремлении узнавать все больше нового, как правило, в сфере программирования [1].

Причины формирования компьютерной зависимости

Многие авторы в своих работах (К. Янг, А. Шень, А. Голдберг и др.), в первую очередь, рассматривают психологические причины формирования компьютерной зависимости. Одной из самых главных причин, на их взгляд, является попытка человека уйти от реальности, избежать насущных проблем, абстрагироваться от окружающих людей, а также желание принять себя в роли другого (как правило, основной контингент таких людей, это — подростки и молодые люди). Эти причины, в основном, зависят от негативных установок на самих себя и формирования негативных переживаний, связанных с различными сферами жизнедеятельности человека [3].

При коммуникативной компьютерной зависимости выделяют такие психологические аспекты как:

1.                  Желание отделиться от семьи. Как известно, в подростковом возрасте молодой человек стремится к полной автономии от родителей. Но, как показывает опыт, это практически невозможно. В связи с этим подросток «окунается» в социальные сети, чтобы почувствовать самостоятельность и независимость от родителей, а также возможность распоряжаться своей жизнью, показывая и доказывая это своим друзьям в интернете.

2.                  Поиск интимности и принадлежности. В социальных сетях, на сегодняшний день, достаточно легко найти «друзей» со схожими интересами и жизненными ценностями. В реальной же жизни этот поиск вызывает массу сложностей, таких как: неуверенность в себе, недоверие окружающим людям и т. п.

3.                  Идентификация. Подросток часто пытается найти ответ на вопрос «Кто Я?», «Зачем я нужен в этом мире?» и т. п. Также остро стоит вопрос о выборе профессии [6]. Ответы на эти вопросы в реальной жизни найти достаточно сложно, а вот киберпространство, как кажется подростку, облегчает эту задачу.

Кроме того, выделяют ряд психологических аспектов, которые привлекают молодых людей в компьютерных играх:

1.                  Отсутствие ответственности. В повседневной жизни человеку необходимо брать на себя ответственность за себя, а также за других людей, принимать решения — обоснованные и взвешенные. Так как молодые люди, зачастую просто не готовы быть ответственными, то рано или поздно люди устают от этого и им необходима эмоциональная разрядка; вследствие чего, они избегают этого путем ухода от реальности, а именно — уход в игру.

2.                  У человека, находящегося в игре, есть возможность принимать любые самостоятельные решения вне зависимости от того, к чему они могут привести [9].

3.                  В отличие от реальной жизни, в игре практически всегда есть возможность в случае неудачи исправить свои ошибки путем множественных попыток.

4.                  Наличие собственного мира — интимного. В игре у молодого человека есть возможность создать тот мир, доступ в который будет только самым близким людям или никому вовсе. Что в реальной жизни сделать достаточно трудно и практически невозможно.

В России за последние несколько лет проведено масса исследований, посвященных компьютерной зависимости среди молодых людей. На наш взгляд необходимо предоставить следующие данные по проблеме:

Литвиненко О. В. в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики» обнаружила, что наиболее подвержены компьютерной зависимости средний школьный (5–8 классы) и старший школьный (9–11 классы) возраст — 33 % и 38 %, соответственно [7].

В диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Лоскутовой В. А. «Интернет зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств» предоставлены статистически достоверные различия по следующим критериям:

Таблица 1

Статистически достоверные различия между зависимыми и независимыми индивидами

Считают, что с другими людьми легче общаться в социальных сетях, чем при личной встречи

Зависимые от компьютера

Независимые от компьютера

Да

Нет

Да

Нет

85,71 %

14,29 %

33,85 %

66,15 %

При работе на компьютере испытывают эйфорию

Зависимые от компьютера

Независимые от компьютера

Да

Нет

Да

Нет

92,86 %

7,14 %

32,03 %

67,97 %

Отмечали у себя суицидальные мысли

Зависимые от компьютера

Независимые от компьютера

Да

Нет

Да

Нет

86,11 %

13,89 %

36,05 %

63,95 %

 

По таблице 1 видно, что компьютерно-зависимые люди наиболее подвержены суициду, общению в социальных сетях, а также наличием эйфории при работе за компьютером, в отличии от независимых [8].

Как и у любого вида зависимости, у компьютерной зависимости есть огромное количество негативных последствия. Коротко остановимся на основных из них:

1.                  Люди, страдающие компьютерной зависимостью склонны реальной жизни предпочитать виртуальное пространство, что, в свою очередь, сказывается на учебе, работе и личных взаимоотношениях человека. Сложности адаптации в социуме.

2.                  Проявление конфликтности. Особенно в периоды ограничения компьютера у человека возникает раздражительность и агрессивное поведение. Такие люди часто конфликтуют с окружающими, чтобы добиться своего, при этом, не видя других возможных конструктивных способов взаимодействия.

3.                  Нарастающие депрессии. Человек с компьютерной зависимостью склонен в несколько раз чаще переживать состояние депрессии. Депрессия может быть связана как с неудовлетворением своих потребностей, связанных с компьютером, так и с отсутствием других интересов.

4.                  Кроме того, человеку, зависимому от компьютера, присуще не «думать», а «искать». Зависимый человек при первой возможности будет искать ответы на вопросы в интернете, вместо того, чтобы подумать самому. Это приводит к тому, что продуктивность мыслительной деятельности будет неумолимо снижаться [5].

5.                  У таких людей возникают проблемы с родителями, супругами, детьми. Для них гораздо важнее компьютер. Многие семьи разрушаются.

6.                  Появляются суицидальные мысли (см. таблицу 1).

Таким образом, чрезмерное пристрастие к работе/играм/общению за компьютером приводит к компьютерной зависимости и влечет за собой ряд негативных последствий для человека. Положительные качества человека постепенно сменяются отрицательными, что ведет к социальной дезадаптации.

 

Литература:

 

1.                  Арестова, О. Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О. Н. Арестова, JI. Н Бабанин, А. Е. Войскунский // Вестн. Моск. Ун-та. Психология. — 1996. — № 4. — С. 14–20.

2.                  Бабаева, Ю. Д. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 1998.-№ 1. — С. 89–100

3.                  Войскунский А.Е, Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М, 2000. — С 100–131.

4.                  Друзин В. Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф.... канд. пед.наук. — Ярославль. 2011. — 23с.

5.                  Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. — Кемерово, 1999. — Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://www.flogiston.ru/articles

6.                  Кострикова М. В. Ведущие мотивы выбора профессии в подростковом возрасте// Теоретические и методологические проблемы современных наук. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Центр содействия развитию научных исследований. Новосибирск, 2013, с. 223–225.

7.                  Литвиненко О. В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики. Автореф. … канд. Психол.наук. — Санкт-Петербург. 2008. — 28с.

8.                  Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф.... канд. мед. наук. — Новосибирск, 2004. — 17с.

9.                  Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. — Днепропетровск: Пороги, 2006,- 354с.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная зависимость, компьютер, реальная жизнь, игра, игровая зависимость, коммуникативная компьютерная зависимость, компьютерное оборудование, молодой человек, современное общество, социальная дезадаптация.


Похожие статьи

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости

В данной статье рассмотрена проблема Интернет-зависимости. Автор уделяет главное внимание факторам её формирования. Проанализированы личностные особенности людей зависимых от Интернета. Отмечается важность борьбы с данным явлением.

Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости

В статье рассматриваются вопросы психологии интернет-зависимости, получившей распространение, особенно среди молодежи. Дан анализ современного уровня исследований данной проблемы как за рубежом, так и в России. Обозначены задачи, требующие своего реш...

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования Интернет зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формиров...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Похожие статьи

Особенности межличностного общения подростков с компьютерной зависимостью

В статье исследуется проблема общения подростков с компьютерной зависимостью. Анализируются результаты эмпирического исследования особенностей общения данной категории подростков.

Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков

В данной статье исследуется проблема интернет-зависимости в подростковом возрасте. Изучается взаимосвязь данного феномена и проявления девиантного поведения у подростков.

Стресс: причины, следствия, защита

В статье рассмотрены основные подходы к пониманию стресса, значение физического и эмоционального воздействия стресса на человека, способы нейтрализации отрицательного стресса, а также некоторые статистические данные о стрессе среди студентов.

Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости

В данной статье рассмотрена проблема Интернет-зависимости. Автор уделяет главное внимание факторам её формирования. Проанализированы личностные особенности людей зависимых от Интернета. Отмечается важность борьбы с данным явлением.

Некоторые психологические проблемы интернет-зависимости

В статье рассматриваются вопросы психологии интернет-зависимости, получившей распространение, особенно среди молодежи. Дан анализ современного уровня исследований данной проблемы как за рубежом, так и в России. Обозначены задачи, требующие своего реш...

Механизмы психологической защиты в подростковом возрасте

В статье проанализированы понятия механизмы психологической защиты, психологический барьер, рассмотрены и проанализированы подходы к данной проблеме несколькими авторами.

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Компьютерная зависимость как основная проблема современных подростков

В статье автор рассматривает основные причины развития компьютерной зависимости, ее особенности в подростковом возрасте, меры защиты подростков от негативного влияния компьютерных технологий на психику детей.

Социально-психологические факторы формирования интернет-зависимости у подростков

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов формирования Интернет зависимости у подростков. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, индивидуально-психологических особенностей подростков, способствующих формиров...

Понятие адаптации с точки зрения психологии

В данной статье представлен обзор психологических аспектов адаптации. Проведён анализ трудов основных зарубежных и отечественных учёных-психологов в области социально-психологической адаптации, рассмотрены содержание и характеристики понятия.

Задать вопрос