Пути решения проблемы компьютерной зависимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валижонов, М. М. Пути решения проблемы компьютерной зависимости / М. М. Валижонов, С. Ф. Раимкулов, З. К. Мирхасилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 285-286. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49442/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации. В разумных пределах работа за компьютером, пользование интернетом и некоторыми видеоиграми, могут быть полезными для человека, как средства, развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. [1]

Но возникают и проблемы, когда пользование новыми компьютерными технологиями небезопасно для человека. Если время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени. В общем, термин «зависимость» определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. [2] На сегодняшний день известна зависимость по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, видеоиграм и пр.)

Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV для нехимических зависимостей:

‒ использование компьютера вызывает дистресс.

‒ использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу

Также, Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности». [3] Согласно исследованиям ученых опасными сигналами «интернет зависимости» являются:

‒ навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;

‒ предвкушение следующего сеанса онлайн;

‒ увеличение времени, проводимого онлайн;

‒ увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

‒ пренебрежение семьей и друзьями;

‒ ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

‒ ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

‒ проблемы с работой или учебой.

В основном, эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Очень много сообщений в прессе о том, что тут и там агрессивное поведение подростка привело к трагическим последствиям. Многие помнят, как 14 февраля 2018 года, американский подросток расстрелял своих сверстников и учителей из автомата, другой пример, гибель китайской девушки, которая перед трагедией сообщила своим товарищам по игре «Синий кит», что очень устала. Сняла себя на видео и покончила жизнью. Многих шокировала смерть школьника в Екатеринбурге. Он 12 часов просидел в компьютерном клубе, после чего у него случился инсульт. На Дальнем Востоке — 16-летний подросток убил мать за то, что она не давала ему денег на компьютерные игры. И он сговорился с друзьями убрать «помеху». Подростки пришли к нему домой и задушили женщину. После чего отправились в компьютерный салон.

Психолог, предложил подросткам эксперимент, провести 8 часов дома без компьютера, без телефона, без радио и телевизора. В эксперименте принимали участие 60 человек, и только двое дошли до финала. Остальные ушли через полчаса, час.

Делая вывод, можем сказать, что необходимо разработать психологические тренинги для людей компьютерной зависимостью. Психологическую помощь направить на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучению саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитывать волевые качества, повышать самооценку, формировать новые жизненные увлечения.

Виртуальная реальность — это нематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, — не есть жизнь, это лишь ее вторичная часть, параллельный, но не основной процесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо их использовать по мере надобности, а развлечения в виде компьютерных игр совмещать с реальными активными действиями в реальном мире. Важнейший этап лечения компьютерной зависимости — это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо, показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, походы в гору, футбол и проч.). Они не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психологическая модель Интернет-зависимости личности. Дистанционное и виртуальное обучение. — 2004. — N 7. — С. 5–7.
  2. Богданова Д. А. Внимание: Интернет! Открытое образование. — 2010. — N 2. — С. 89–99.
  3. Войскунский А. Е. Развивается ли агрессивность у детей и подростков, увлеченных компьютерными играми? Вопросы психологии. — 2010. — N 6. — С. 133–143.
  4. Вы без интернета проживете? Коммерсантъ Власть. — 2011. — N 15. — С. 6, 8.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютер, DSM-IV, игра, использование компьютера, компьютерная зависимость.


Задать вопрос