Статья посвящена изучению социально-психологических особенностей отношений сотрудников рабочих профессий. Автором разработана модель трудовых отношений. Показаны вероятные риски в социально-психологическом восприятии людей друг другом .
Ключевые слова : профессия, сотрудники, рабочие, социальная психология, особенности.
Актуальность темы социально-психологических отношений в любой сфере обоснована тем, что в современных условиях развития России трудовой потенциал работника становится экономическим ресурсом, необходимым для решения задач развития промышленности в России. В таком случае, в систему ценностных ориентаций рабочих должна быть заложена смыслообразующая значимость труда.
Многие авторы особое внимание уделяют социально-психологическому аспекту в трудовой деятельности, а именно: психологическому климату; психологической совместимости; умению избегать конфликтов; коммуникативной культуре и т. д.
Степень разработанности проблемы
Большое практическое значение имеет научное исследование А. А. Быханова. Автор разработал комплекс социально-психологических средств, направленный на повышение эффективности взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением. Однако, его рекомендации ориентированы на широкий круг профессий других отраслей [1].
Концепцию межличностных отношений в трудовом коллективе предложил А. В. Петровский. Межличностные отношения, по мнению ученого, опосредованы ценностями и содержанием совместной деятельности людей. С точки зрения социальной психологии А. В. Петровский говорит о необходимости анализа взаимоотношений по нескольким уровням, так как «…в коллективе групповые процессы имеют свою иерархию» [2].
Н. В. Шульга описывает социально-психологические факторы личности, и сферу профессиональной деятельности человека, доказывая взаимосвязь между отношением к изменениям и личностным характеристикам сотрудника, (стаж, опыт работы, возраст и должность и др.). Отмечено, что каждый сотрудник по-разному реагирует на изменения в организации и может оказывать влияние на других сотрудников [3].
Анализ литературы, изучение практики трудовых взаимоотношений позволили сформулировать цель исследования — выявить особенности и разработать модель трудовых отношений на предприятии.
Объект исследования — содержание трудовых отношений.
Предмет исследования — социально-психологические признаки трудового коллектива.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие сотрудники ООО «НПЦ «Солнчный». Все имели рабочие специальности. Всего в опросе участвовали 28 человек. Методы исследования: опросник межличностных отношений (ОМО); Диагностика конфликтности (Тест В. Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности»).
Результаты и их обсуждение
Разработанная модель представляет собой сферу трудовых отношений на предприятии. В структуре модели выделены: объект и содержание трудовых отношений; основные социально-психологические свойства трудового коллектива; социально-психологические признаки коллектива; критерии трудового коллектива.
Проведенное исследование показало, что психологически трудовая деятельность представляет собой процесс реализации рабочими своих социальных, личностных и профессиональных возможностей. Осознанная активность на предприятии, направленная на повышение своего личностного и профессионального статуса, предопределяет успешное продвижение по карьерной лестнице.
Рис. 1. Модель трудовых отношений на предприятии
Сделан вывод о том, что психологическая совместимость сотрудников гарантирует экономическую успешность предприятия.
Также в процессе исследования были получены результаты целевых ориентиров членов трудового коллектива, которые обусловлены: личностными материальными потребностями и потребностями обеспечения стабильности в условиях совместной деятельности с другими людьми; ориентированностью на создание благоприятных условий в интересах эффективного взаимодействия и общения с коллегами.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: социально-психологические особенности отношений сотрудников рабочих профессий следующие: социальные и психологические факторы оптимизируют межличностные отношения; причиной для конфликтов может служить оплата труда различных категорий работников, что значительно повышает разногласия межличностных отношений; субъектность трудового коллектива влияет на содержание и характер межличностных отношений.
Литература:
- Быханов, А. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений сотрудников силовых структур с местным населением (на примере Дальневосточного федерального округа). Дисс…канд.псих.наук. Москва, 2021, — 158 с.
- Петровский, А. В. Социальная психология коллектива: учеб. пособие для студентов пед. институтов / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский. — М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
- Шульга, Н. В. Социально-психологические факторы отношения сотрудников к изменениям в организации / Н. В. Шульга. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 504–506. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82475/ (дата обращения: 10.06.2024).