Статья посвящена вопросам психологического обеспечения адаптации медицинских сотрудников, вновь назначенных на должность. Обращено внимание на факторы риска, влияющие на успешную адаптацию молодых специалистов. Научная новизна исследования в разработке и реализации модели психологического обеспечения психологической адаптации молодых сотрудников медицинского учреждения.
Ключевые слова: адаптация, медицинские работники, психологическое обеспечение, модель.
Введение. В современных условиях развития общества большое значение приобретают вопросы формирования кадровой среды российских медицинских учреждений. Это актуализирует проблему адаптации молодых медицинских работников, поиска новых управленческих средств, методов и технологий для успешного выполнения госзаказа.
Вопросы адаптации молодых специалистов рассмотрены в диссертационном исследовании С. А. Сопоева. Ученому удалось выявить основные проблемы процессов адаптации молодых специалистов в российских организациях, а также обосновать направления, цели и задачи их совершенствования на современном этапе [3].
С. Л. Евенко раскрывает основные научные подходы в рамках психологического обеспечения адаптации мобилизованных военнослужащих к прохождению военной службы. Автором выявлено, что немаловажную роль играют мотивация и стабильность эмоциональной сферы [1].
Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев особый акцент делают на анализе профессиональной адаптации к стрессогенным условиям деятельности [2].
Проблеме адаптации молодых сотрудников уделяли внимание М. А. Дмитриева, Н. А. Ершова, И. А. Латкова, Л. А. Обухова, Л. П. Панченко, и др., описавшие сущностные, содержательные, психологические, социологические и структурные характеристики профессиональной адаптации.
Изучение научной и научно-методической работы позволило сформулировать цель исследования — разработать психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников в медицинском учреждении.
Гипотеза исследования — адаптация молодых специалистов в медицинской сфере будет успешной, если будет создано психологическое обеспечение процесса адаптации.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы поставлены и решены задачи всоответствии с предметом и объектом исследования.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие молодые медицинские работники БУЗ ВО «ВГКП № 4» города Воронежа. Исследование проходило в 2022–2023 году. Методы исследования использовались в соответствии с Моделью психологического обеспечения психологической адаптации молодых сотрудников медицинского учреждения.
Результаты и их обсуждение
Для достижения цели и решения задач исследования была разработана Модель психологического обеспечения психологической адаптации молодых сотрудников медицинского учреждения. Академик Н. Н. Моисеев считает, что «…модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать». В исследуемом случае модель является структурной, имеет формальный образ системы, представленный в виде графической конструкции, состоящей из множества элементов и действующих между ними связей. Основу модели составляет управляемый процесс интеграции личности в профессиональную среду медицинского учреждения и в ее основные функциональные, организационные и кадровые процессы
Рис. 1. Модель психологического обеспечения психологической адаптации молодых сотрудников медицинского учреждения
Модель имеет следующую структуру: направления адаптации; разработку программы наставничества; факторы, влияющие на адаптацию молодых специалистов и конечный результат — это успешное приближение психической деятельности молодых сотрудников к социальным и социально-психическим требованиям среды, условиям и содержанию деятельности.
В рамках реализации модели проведены следующие виды деятельности, направленные на психологическое обеспечение адаптации молодых медицинских сотрудников: диагностика; формальное наставничество; корригирующие психологические занятия; мониторинг; формирование культуры здоровья; формирование профессиональных и общекультурных компетенций.
Результаты третьего мониторинга показали, что все медицинские работники первичный и вторичный адаптационный период прошли с некоторыми трудностями, однако после шести месяцев все сотрудники имели завершенный этап адаптационного периода.
Таким образом, полученные по его итогам реализации модели результаты, свидетельствуют о необходимости организации в медицинском учреждении работы, обеспечивающей реализацию механизма содействия молодым медикам в профессиональной адаптации, в качестве которого, выступает психологическое обеспечение.
Литература:
- Евенко С. Л. Психологическое обеспечение адаптации мобилизованных военнослужащих. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. 2022, Vol. 11, Is. 5A, р — 232–241
- Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 624 с
- Сопоев С. А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях. Дисс…канд. социологических наук, Москва, — 2013, — 133 с.