Адаптация в современной психологической науке. Метод наставничества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XXXV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2022)

Дата публикации: 23.03.2022

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Карагулова, Р. Ф. Адаптация в современной психологической науке. Метод наставничества / Р. Ф. Карагулова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/433/17057/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: адаптация, наставничество, организации, штат, психология, должностная инструкция.

Процесс адаптации чрезвычайно актуален, так как именно от него зависит сможет ли новый сотрудник приносить организации прибыль.

Вторая задача, которая решается процедурой адаптации нового сотрудника — это снижение издержек по поиску и найму новых сотрудников.

В данном вопросе чрезвычайно важное значение приобретает четкая система адаптации. Предприятию необходимо, чтобы этот процесс был понятный, что обеспечит, в свою очередь, снижение риска ухода нового сотрудника из организации.

Вступление на новую должность, или просто переход в другую компанию, является стрессовой ситуацией, а процедура адаптации дает возможность снизить этот стресс.

Адаптация новых сотрудников в коллективе — одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации.

Организационная адаптация основана на принятии новым сотрудником своего статуса в данной организации, принятие и понимание существующих механизмов управления. Исключительно важно, чтобы новый сотрудник не просто ознакомился с механизмами работы, но узнал историю развития организации. У нового сотрудника обязательно должна быть на руках должностная инструкция. Если даже штат организации большой, новый сотрудник должен быть знаком со своим начальником, непосредственным руководителем.

В процессе адаптации нового сотрудника весомое значение приобретает социально-психологическая адаптация сотрудника. Прежде всего, дадим определение термину. Социально-психологическая адаптация сотрудника — это принятие новых норм взаимоотношений, поведения в данной организации, приспособление к новому социуму. В контексте такой адаптации важно поговорить с новым сотрудником о задачах компании, познакомить с коллегами не только из его отдела, но и в целом, со специалистами компании [2, с. 34].

В отдельных случаях эффективным способом адаптации является проведение тренингов, которые помогают понять и принять норму и стиль взаимоотношений в данном социуме.

Профессиональная адаптация — это постепенная доработка профессиональных навыков и навыков сотрудничества до определенного уровня, необходимого для исполнения новым сотрудником своих функциональных обязанностей на технологически необходимом уровне [1, c. 27]. Круг данных навыков должен быть очерчен в должностной инструкции, которую сотрудник получает на руки.

В вопросе адаптации отдельное место занимает институт наставничества, это важно для психологической поддержки нового сотрудника. В роли наставника должен выступить уже опытный сотрудник, имеющий значительные заслуги и авторитет. Именно наставника занимается профессиональной адаптацией нового специалиста.

Работа наставника, в свою очередь, тоже корректируется. Менеджеры по работе с персоналом занимаются контролем и корректировкой работы наставника. В качестве мотивации, на практике вводятся поощрения для наставника, в случае успешного выполнения своей миссии.

Рассмотрим характерные признаки наставничества:

1) гибкость. Наставничество должно оставаться эффективным при любых обстоятельствах и в любых условиях.

2) прикладной характер. Работа наставника напрямую связана с основными обязанностями молодого специалиста, наставничество распространяется на все аспекты деятельности нового сотрудника;

3) индивидуальность. Наставничество напрямую связано с потребностями и интересами личности;

4) ориентация на людей. Наставничество учитывает, что у каждого человека свои ценностные ориентиры и мотивы, то есть человек учитывается со всей своей спецификой;

5) наличие обратной связи;

6) высокий мотивационный потенциал. [1, с. 130]

Выделяется следующие преимущества предложенного метода: выполнение должностных обязанностей под присмотром опытного специалиста, выполнение плана работы, получение ценных навыков за сравнительно короткое время.

Наставник — человек, который играет основополагающую роль в адаптации. Отметим следующие важные функции такого специалиста: обеспечивает закрепление знаний начинающего специалиста и ускоряет процесс привыкания к новому рабочему месту.

Метод наставничества в настоящее время поддерживается большинством НР-специалистов. Также они отмечают, что наставничество обязательно должно поощряться.

В связи со всем вышеизложенным, мы предлагаем процесс адаптации, который включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Знакомство с компанией. Новый сотрудник поступает на работу. Знакомясь со своими коллегами, новый сотрудник начинается иметь представление о структуре предприятия, в котором намеревается работать.

Этап 2. Введение в должность. Важно, чтобы вопрос введения в должность занимался не руководитель, который, как правило, загружен задачами разного рода, а профессиональный наставник, хорошо знакомый с процессом работы и имеющий практическую возможность «вести» нового сотрудника.

Этап 3. Исполнение обязанностей. Сразу после введения в должность новый сотрудник приступает к основным своим обязанностям. Соответственно, их может быть много, но, как показывает практика, неэффективно нагружать нового сотрудника сразу всеми задачами. На данном этапе наставничество не перестает существовать, так как у нового специалиста обязательно будут появляться вопросы, которые кто-то должен ему разъяснить. Данный этап является самым стрессовым, так как именно здесь сотрудник сталкивается с настоящей ответственностью в новой компании. Он гораздо лучше будет справляться со своими должностными обязанностями, если почувствует себя частью единой команды.

Таким образом, процесс адаптации — одна из важных задач в организации, которая требует много сил и времени, как от службы персонала, руководителя — наставника, так и от самого нового сотрудника.

Литература:

  1. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2020. — 132 с.
  2. Болотова А. К. Прикладная психология. Основы консультативной психологии. Учебник и практикум. — М.: Юрайт. 2019. — 340 с.
  3. Гонина О. О. Психология. Учебное пособие. — М.: КноРус. 2019. — 320 с.
  4. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. — 430 с.
  5. Коржова Елена Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер. 2020. — 544 с.
  6. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. — М.: Юрайт. 2019. — 174 с.
  7. Леонтьева В. Л. Психология. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. — 152 с.

Ключевые слова

наставничество, адаптация, психология, организации, штат, должностная инструкция

Похожие статьи

Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма

Мотивация персонала как фактор конкурентоспособности современной организации

Рекрутинг как элемент системы подбора персонала

Профессиональные представления и карьера

Современные подходы к разработке систем мотивации и стимулирования персонала

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс»

Коучинг как новая модель развития персонала

В статье определены понятие коучинга, отражены основные этапы внедрения коучинга в организации.

Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия

В данной статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий «наставничество», «фасилитация», «менторство» и «коучинг». Выделены основные различия данных методов обучения персонала организации. Приведен пример применения методов на государ...

Стратегическое управление строительной организацией в современных условиях

Похожие статьи

Педагогическая поддержка как актуальная современная парадигма

Мотивация персонала как фактор конкурентоспособности современной организации

Рекрутинг как элемент системы подбора персонала

Профессиональные представления и карьера

Современные подходы к разработке систем мотивации и стимулирования персонала

Модели профилактики наркомании среди подростков и молодежи

Особенности использования и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс»

Коучинг как новая модель развития персонала

В статье определены понятие коучинга, отражены основные этапы внедрения коучинга в организации.

Наставничество, фасилитация, менторство, коучинг. Особенности и различия

В данной статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий «наставничество», «фасилитация», «менторство» и «коучинг». Выделены основные различия данных методов обучения персонала организации. Приведен пример применения методов на государ...

Стратегическое управление строительной организацией в современных условиях