В статье рассматриваются понятие адаптации на предприятии, условия успешной адаптации молодых специалистов, а также рассматриваются особенности психологического обеспечения процесса адаптации на предприятии.
Ключевые слова : адаптация, условия адаптации, адаптация молодых сотрудников, психологическое обеспечение.
Основа любой современной организации — это персонал, обеспечивающий эффективную деятельность, определяющий экономическую успешность и конкурентоспособность. В современных кризисных условиях любое предприятие заинтересовано в формировании кадрового состава посредством привлечения и закрепления молодых специалистов. Для дальнейшей успешной работы важно предусмотреть, чтобы адаптация молодых сотрудников прошла как можно успешнее и быстрее, соответственно, необходим поиск эффективных психологических средств, методов и технологий для успешного сопровождения процесса адаптации молодых сотрудников.
В различных науках адаптация, в широком смысле, рассматривается как динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.
В современной отечественной и зарубежной психологии проблемы адаптации занимают важное место среди практических и теоретических исследований. Во многих учебных и учебно-методических работах по проблемам общей, социальной и этнической психологии также отражена проблема адаптации.
Сущность, функции адаптации рассматривались в рамках психоаналитического направления (А. Адлер, Г. Гартманн, А. Фрейд), необихевиоризма (Г. Айзенк, Р. Хэнки), гештальтпсихологии (Ф. Перле) и др.
Так, адаптация включает процессы, связанные с конфликтными ситуациями и процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», способствующих нормальной адаптации. От уровня и качества адаптации молодых сотрудников на предприятии или в организации зависит их уровень профессиональной продуктивности, способность сохранять психическое равновесие и наслаждаться жизнью в полной мере.
В процессе адаптации активно изменяется личность молодого специалиста, активно устанавливаются отношения с коллективом, в целом, в процессе адаптации происходит поиск молодым сотрудником благоприятной среды для функционирования. Важно отметить, что от сроков и результатов адаптации непосредственно зависит эффективность всей последующей трудовой деятельности молодого сотрудника, а также его дальнейший уровень трудовой активности, соблюдение трудовой дисциплины и процесс формирования личности, в целом [1].
Основными признаками эффективного психологического процесса адаптации являются: навыки устанавливать эмоционально-насыщенные связи в продуктивных и личных отношениях; наличие чувства эмпатии; умение точно отражать изменения во взаимоотношениях; эффективность в области внеличностной социально-экономической активности, в которой молодой специалист достигает запланированного им уровня профессиональных отношений в коллективе.
В психологии адаптация рассматривается в различных видах [3]:
– во-первых, по характеру протекания: нормальная, девиантная, патологическая;
– во-вторых, по отнесенности к содержанию деятельности: адаптация в учебной, трудовой, игровой деятельности;
– в-третьих, по отношению к типу культуры: межкультурная, межэтническая адаптация.
Если рассматривать адаптацию молодого сотрудника предприятия или организации, то ее важнейшими компонентами являются: согласования самооценок и притязаний молодого специалиста с его возможностями, а также реальностью производственной среды, к которой он адаптируется.
Среди психологических особенностей адаптации молодого сотрудника на предприятии или в организации приоритетной является понимание того, что данный процесс представляет собой многосторонний процесс приспособления человека к условиям и содержанию трудовой деятельности, совершенствования деловых и личных качеств, становление личности как профессионала в какой-либо сфере деятельности.
Для того, чтобы психологически адаптация прошла как можно быстрее и эффективнее, необходима взаимная активность и заинтересованность друг в друге и молодым специалистом, и трудовым коллективом. Для этого желательно наличие на предприятии или в организации некоторой подсистемы в системе управления персоналом, которая бы обеспечивала включение молодых специалистов в производственную деятельность
Основой успешной адаптации молодых специалистов, которая будет способствовать росту их трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства, является комплексный подход к организации психологического сопровождения работы с молодыми специалистами, планирование ее на перспективу, учет индивидуальных качеств и особенностей. Данная проблема имеет несколько аспектов [2].
Во-первых, быстрота адаптации. Тут на первое место выходит экономический фактор: чем быстрее новый работник начнет отдавать свою производительную силу, тем быстрее он начнет приносить прибыль. С другой стороны, малые сроки адаптации показывают целостность и солидарность коллектива, в который входит новый работник.
Во-вторых, «глубина» адаптации. Под этим термином здесь понимается степень включения работника, как в профессиональную сферу, так и в социальную. Отметим, что в осуществлении программы адаптации молодого специалиста большое значение имеет роль руководителя, который выступает в качестве представителя и эталона корпоративной культуры. По особенностям его поведения новые работники проясняют для себя те ценности, нормы и правила поведения, которые характерны для конкретного предприятия.
Значительное влияние на адаптацию новых сотрудников оказывает настрой коллектива по отношению к этому работнику. Здесь также важно подчеркнуть решающую роль руководства, которое должно создавать благоприятный микроклимат в коллективе, так как хорошие деловые взаимоотношения способствуют не только ускорению адаптации молодого сотрудника на предприятии, но и повышают его продуктивность труда.
Соответственно, психологические особенности адаптации молодых специалистов зависят от:
– во-первых, от личных качеств нового работника;
– во-вторых, от длительности его связи с предприятием [6].
В завершении можно резюмировать, что адаптация молодого сотрудника на предприятии влияет в дальнейшем на их уровень профессиональной продуктивности, способствует сохранению психического равновесия. Процесс адаптации представляет собой многосторонний процесс приспособления человека к условиям и содержанию трудовой деятельности, совершенствования деловых и личных качеств, становление личности как профессионала.
Для того, чтобы психологически адаптация прошла как можно быстрее и эффективнее, необходима взаимная активность и заинтересованность друг в друге и молодым специалистом, и трудовым коллективом. Необходимо отметить, что процесс адаптации молодого сотрудника будет более быстрым и эффективным в том случае, если во время обучения и получения образования еще будучи студентом будущий специалист проходил практики, готовил курсовые и дипломную работы на материале данного предприятия.
Литература:
- Вожуй, М. П. Социально-психологическая адаптация молодого специалиста в трудовом коллективе / М. П. Вожуй, Н. Н. Красовская // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика: Материалы VIII международной научно-практической конференции, Тихорецк, 16 апреля 2021 года. — Тихорецк: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2021. — С. 56–59.
- Галиакберова, Р. Ф. Особенности психологической адаптации молодых специалистов / Р. Ф. Галиакберова // Актуальные вопросы экономических наук. — 2008. — № 3–2. — С. 18–21.
- Краубергер, А. Е. Адаптация и особенности мотивации молодых специалистов на предприятиях / А. Е. Краубергер, А. М. Солибаев // Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты): Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Прокопьевск, 26 ноября 2020 года. — Прокопьевск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» в г. Прокопьевске, 2020. — С. 246–249.
- Лаптева, Н. С. Проблемы адаптации персонала [Электронный ресурс] / Н. С. Лаптева, Р. Р. Коновалова, З. З. Замалова // Студенческий научный форум — 2015: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. — Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1245/12780#. Дата обращения: 20.11.2021.
- Лобас, М. А. Адаптация. Виды и основные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] / М. А. Лобас — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4095. Дата обращения: 20.11.2021.
- Новикова, В. Д. Проблемы адаптации персонала / В. Д. Новикова // Научные Записки ОрелГИЭТ. — 2018. — № 4(28). — С. 43–48.
- Филкина, Ю. Ю. Адаптация персонала как залог успешного функционирования предприятия [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Филкина // Молодежь и наука. — 2018. — № 4. — Режим доступа: http://min.usaca.ru/ issues/65/articles/3566. Дата обращения: 20.11.2021.