Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (390) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 29.11.2021

Статья просмотрена: 172 раза

Библиографическое описание:

Эдишеридзе, М. К. Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации) / М. К. Эдишеридзе. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 48 (390). — С. 519-522. — URL: https://moluch.ru/archive/390/86202/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются понятие адаптации на предприятии, условия успешной адаптации молодых специалистов, а также рассматриваются особенности психологического обеспечения процесса адаптации на предприятии.

Ключевые слова : адаптация, условия адаптации, адаптация молодых сотрудников, психологическое обеспечение.

Основа любой современной организации — это персонал, обеспечивающий эффективную деятельность, определяющий экономическую успешность и конкурентоспособность. В современных кризисных условиях любое предприятие заинтересовано в формировании кадрового состава посредством привлечения и закрепления молодых специалистов. Для дальнейшей успешной работы важно предусмотреть, чтобы адаптация молодых сотрудников прошла как можно успешнее и быстрее, соответственно, необходим поиск эффективных психологических средств, методов и технологий для успешного сопровождения процесса адаптации молодых сотрудников.

В различных науках адаптация, в широком смысле, рассматривается как динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

В современной отечественной и зарубежной психологии проблемы адаптации занимают важное место среди практических и теоретических исследований. Во многих учебных и учебно-методических работах по проблемам общей, социальной и этнической психологии также отражена проблема адаптации.

Сущность, функции адаптации рассматривались в рамках психоаналитического направления (А. Адлер, Г. Гартманн, А. Фрейд), необихевиоризма (Г. Айзенк, Р. Хэнки), гештальтпсихологии (Ф. Перле) и др.

Так, адаптация включает процессы, связанные с конфликтными ситуациями и процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», способствующих нормальной адаптации. От уровня и качества адаптации молодых сотрудников на предприятии или в организации зависит их уровень профессиональной продуктивности, способность сохранять психическое равновесие и наслаждаться жизнью в полной мере.

В процессе адаптации активно изменяется личность молодого специалиста, активно устанавливаются отношения с коллективом, в целом, в процессе адаптации происходит поиск молодым сотрудником благоприятной среды для функционирования. Важно отметить, что от сроков и результатов адаптации непосредственно зависит эффективность всей последующей трудовой деятельности молодого сотрудника, а также его дальнейший уровень трудовой активности, соблюдение трудовой дисциплины и процесс формирования личности, в целом [1].

Основными признаками эффективного психологического процесса адаптации являются: навыки устанавливать эмоционально-насыщенные связи в продуктивных и личных отношениях; наличие чувства эмпатии; умение точно отражать изменения во взаимоотношениях; эффективность в области внеличностной социально-экономической активности, в которой молодой специалист достигает запланированного им уровня профессиональных отношений в коллективе.

В психологии адаптация рассматривается в различных видах [3]:

– во-первых, по характеру протекания: нормальная, девиантная, патологическая;

– во-вторых, по отнесенности к содержанию деятельности: адаптация в учебной, трудовой, игровой деятельности;

– в-третьих, по отношению к типу культуры: межкультурная, межэтническая адаптация.

Если рассматривать адаптацию молодого сотрудника предприятия или организации, то ее важнейшими компонентами являются: согласования самооценок и притязаний молодого специалиста с его возможностями, а также реальностью производственной среды, к которой он адаптируется.

Среди психологических особенностей адаптации молодого сотрудника на предприятии или в организации приоритетной является понимание того, что данный процесс представляет собой многосторонний процесс приспособления человека к условиям и содержанию трудовой деятельности, совершенствования деловых и личных качеств, становление личности как профессионала в какой-либо сфере деятельности.

Для того, чтобы психологически адаптация прошла как можно быстрее и эффективнее, необходима взаимная активность и заинтересованность друг в друге и молодым специалистом, и трудовым коллективом. Для этого желательно наличие на предприятии или в организации некоторой подсистемы в системе управления персоналом, которая бы обеспечивала включение молодых специалистов в производственную деятельность

Основой успешной адаптации молодых специалистов, которая будет способствовать росту их трудовой активности, повышению квалификации и профессионального мастерства, является комплексный подход к организации психологического сопровождения работы с молодыми специалистами, планирование ее на перспективу, учет индивидуальных качеств и особенностей. Данная проблема имеет несколько аспектов [2].

Во-первых, быстрота адаптации. Тут на первое место выходит экономический фактор: чем быстрее новый работник начнет отдавать свою производительную силу, тем быстрее он начнет приносить прибыль. С другой стороны, малые сроки адаптации показывают целостность и солидарность коллектива, в который входит новый работник.

Во-вторых, «глубина» адаптации. Под этим термином здесь понимается степень включения работника, как в профессиональную сферу, так и в социальную. Отметим, что в осуществлении программы адаптации молодого специалиста большое значение имеет роль руководителя, который выступает в качестве представителя и эталона корпоративной культуры. По особенностям его поведения новые работники проясняют для себя те ценности, нормы и правила поведения, которые характерны для конкретного предприятия.

Значительное влияние на адаптацию новых сотрудников оказывает настрой коллектива по отношению к этому работнику. Здесь также важно подчеркнуть решающую роль руководства, которое должно создавать благоприятный микроклимат в коллективе, так как хорошие деловые взаимоотношения способствуют не только ускорению адаптации молодого сотрудника на предприятии, но и повышают его продуктивность труда.

Соответственно, психологические особенности адаптации молодых специалистов зависят от:

– во-первых, от личных качеств нового работника;

– во-вторых, от длительности его связи с предприятием [6].

В завершении можно резюмировать, что адаптация молодого сотрудника на предприятии влияет в дальнейшем на их уровень профессиональной продуктивности, способствует сохранению психического равновесия. Процесс адаптации представляет собой многосторонний процесс приспособления человека к условиям и содержанию трудовой деятельности, совершенствования деловых и личных качеств, становление личности как профессионала.

Для того, чтобы психологически адаптация прошла как можно быстрее и эффективнее, необходима взаимная активность и заинтересованность друг в друге и молодым специалистом, и трудовым коллективом. Необходимо отметить, что процесс адаптации молодого сотрудника будет более быстрым и эффективным в том случае, если во время обучения и получения образования еще будучи студентом будущий специалист проходил практики, готовил курсовые и дипломную работы на материале данного предприятия.

Литература:

  1. Вожуй, М. П. Социально-психологическая адаптация молодого специалиста в трудовом коллективе / М. П. Вожуй, Н. Н. Красовская // Современные проблемы социально-гуманитарных и юридических наук: теория, методология, практика: Материалы VIII международной научно-практической конференции, Тихорецк, 16 апреля 2021 года. — Тихорецк: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2021. — С. 56–59.
  2. Галиакберова, Р. Ф. Особенности психологической адаптации молодых специалистов / Р. Ф. Галиакберова // Актуальные вопросы экономических наук. — 2008. — № 3–2. — С. 18–21.
  3. Краубергер, А. Е. Адаптация и особенности мотивации молодых специалистов на предприятиях / А. Е. Краубергер, А. М. Солибаев // Наука. Образование. Культура. Актуальные проблемы и практика решения (федеральный и региональный аспекты): Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции, Прокопьевск, 26 ноября 2020 года. — Прокопьевск: Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева» в г. Прокопьевске, 2020. — С. 246–249.
  4. Лаптева, Н. С. Проблемы адаптации персонала [Электронный ресурс] / Н. С. Лаптева, Р. Р. Коновалова, З. З. Замалова // Студенческий научный форум — 2015: материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции. — Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/1245/12780#. Дата обращения: 20.11.2021.
  5. Лобас, М. А. Адаптация. Виды и основные подходы к ее изучению [Электронный ресурс] / М. А. Лобас — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4095. Дата обращения: 20.11.2021.
  6. Новикова, В. Д. Проблемы адаптации персонала / В. Д. Новикова // Научные Записки ОрелГИЭТ. — 2018. — № 4(28). — С. 43–48.
  7. Филкина, Ю. Ю. Адаптация персонала как залог успешного функционирования предприятия [Электронный ресурс] / Ю. Ю. Филкина // Молодежь и наука. — 2018. — № 4. — Режим доступа: http://min.usaca.ru/ issues/65/articles/3566. Дата обращения: 20.11.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой сотрудник, молодой специалист, адаптация, предприятие, процесс адаптации, взаимная активность, внешняя среда, профессиональная продуктивность, психическое равновесие, трудовая активность.


Ключевые слова

адаптация, психологическое обеспечение, условия адаптации, адаптация молодых сотрудников

Похожие статьи

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

В статье рассматриваются проблемы психологической адаптации молодых сотрудников и психологическое обеспечение для успешного включения в коллектив. Насколько эффективно выстроен процесс адаптации, и психологическое сопровождение зависит результат рабо...

Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагоги...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Адаптация персонала на предприятии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией персонала на предприятии. Проведен анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала на предприятии, а также представлены рекомендации по улучшению адаптационного периода.

Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

В статье анализируются проблемы психологического обеспечения адаптации молодых работников. Необходимость анализа связана с отсутствием единого подхода к вопросам адаптации молодого специалиста. Рассматривается необходимость психологического обследова...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

В статье анализируются проблемы психологического обеспечения адаптации молодых работников. Необходимость анализа связана с отсутствием единого подхода к вопросам адаптации молодого специалиста. Рассматривается необходимость психологического обследова...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Похожие статьи

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии (в организации)

В статье рассматриваются проблемы психологической адаптации молодых сотрудников и психологическое обеспечение для успешного включения в коллектив. Насколько эффективно выстроен процесс адаптации, и психологическое сопровождение зависит результат рабо...

Социальная адаптация студентов на основе педагогической поддержки

В статье представлено теоретическое осмысление понятий «социальная адаптация студентов вуза», «педагогическая поддержка социальной адаптации студентов вуза». Рассматриваются этапы социальной адаптации студентов, а также формы, виды и тактики педагоги...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении

Данная статья посвящена вопросам профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении. Детально рассмотрено содержание и особенности этапов и видов адаптации.

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Адаптация персонала на предприятии

В статье рассмотрены вопросы, связанные с адаптацией персонала на предприятии. Проведен анализ факторов, влияющих на адаптацию персонала на предприятии, а также представлены рекомендации по улучшению адаптационного периода.

Трудности профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В статье рассматривается проблема профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации. Автор раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются молодые педагоги в период профессиональной адаптации, анализирует предпочтит...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

В статье анализируются проблемы психологического обеспечения адаптации молодых работников. Необходимость анализа связана с отсутствием единого подхода к вопросам адаптации молодого специалиста. Рассматривается необходимость психологического обследова...

Психологическое обеспечение адаптации молодых сотрудников на предприятии

В статье анализируются проблемы психологического обеспечения адаптации молодых работников. Необходимость анализа связана с отсутствием единого подхода к вопросам адаптации молодого специалиста. Рассматривается необходимость психологического обследова...

Эмоциональная устойчивость как показатель психологического здоровья будущего учителя

В статье рассмотрено понятие, сущность, основные компоненты эмоциональной устойчивости, а также дается предположение, что оно влияет на психологическое здоровье у будущих педагогов.

Задать вопрос