Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников (на примере БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа)

Психология
06.06.2023
339
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, Д. В. Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников (на примере БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа) / Д. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103740/.


Статья посвящена разработке модели формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников. Рассмотрены модели эмоционального интеллекта и способы его диагностики. Доказано, что эффективность деятельности медицинских работников зависит от уровня эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: модель, медицинские работники, эмоциональный интеллект, эффективность деятельности.

Введение. Современные медицинские учреждения нуждаются в профессионалах, способных быстро адаптироваться к достаточно сложным требованиям профессиональной деятельности, а также быстро справляться со стрессом. В этой связи в современной медицине и психологии возрастает интерес к исследованиям эмоционального интеллекта как совокупности ментальных способностей к пониманию эмоций и управлению ими.

Развитый эмоциональный интеллект особенно важен для специалистов, работающих в сфере медицины, где всегда высокий уровень интенсивности коммуникации и не всегда можно предсказать исход взаимодействия. К примеру больные, обратившиеся за помощью с ипохондрическим синдромом, требуют повышенного внимания к их здоровью, не всегда удовлетворены качеством лечения, часто утверждают, что их плохо лечат.

Следовательно, для организации качественного медицинского обслуживания населения необходимо предъявлять повышенные требования к психологическим характеристикам медиков, в том числе и уровню развития эмоционального интеллекта.

Анализ литературы по теме исследования позволил выявить следующие научные положения. Есть прямые доказательства того, что эмоциональный интеллект играет ведущую роль в успешности различных видов профессиональной деятельности (Bar On R., 2004; Golean D., 2005; Андреева И. Н., 2006; О. Е. Берсенева, 2021, Симбирцева Н. В., 2008; Радченко В. А., 2020, Рыжов Д. М., 2012, Шевырева Е. Г., Федосова И. В., 2017 и др.).

И. Н. Андреева определила структуру и типологию эмоционального интеллекта, разработала интегративную структурную модель эмоционального интеллекта и описала эмоциональный интеллект как «…когнитивно-личностное образование и совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими» [1].

Своевременным и актуальным на сегодняшний момент является исследование О. Е. Берсеневой. Автором разработана Модель эмоционального интеллекта как ресурса регуляции профессиональной деятельности медицинских работников, в которой важными условиями являются: психологическая культура в профессиональной деятельности; высокий уровень собственной культуры здоровья. А совершенствование эмоционального интеллекта медицинских работников осуществляется через медицинскую и психологическую супервизию и интроспекцию [2].

К. С. Кузнецова сделала вывод о том, что эмоциональный интеллект представляет собой интерес к внутреннему миру и дает возможность настраиваться на эмоции, осмысливать их и регулировать поведение [3].

На основании изученной литературы была сформулирована цель исследования — разработать Модель формирования эмоционального интеллекта медицинских работников.

Решались задачи в соответствии с поставленной целью.

Методы исследования и исследуемые

Разработка модели и ее реализация проходили в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа в 2022–2023 гг. В исследовании приняли участие медицинские сестры и врачи. В качестве методов исследования использовались проективные методы, опрос, анкетирование.

Результаты и их обсуждение

Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников

Рис. 1. Модель формирования эмоционального интеллекта у медицинских работников

Структура модели определяется следующими критериями: цель; определения эмоционального интеллекта и диагностика; практический этап психологического сопровождения развития эмоционального интеллекта медицинских работников; мониторинг развития эмоционального интеллекта медицинских работников БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа; сравнительный анализ эмоционально-интеллектуального развития медицинских работников констатирующего и контрольного экспериментов; корригирующие мероприятия и конечный результат — эффективность профессиональной деятельности медицинских работников в БУЗ ВО ВГКП № 7 г. Воронежа.

Проведенный мониторинг показал эффективность модели. Данные об эффективности деятельности медицинских работников и поликлиники были получены в экономическом отделе.

Литература:

  1. Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта. Автореферат дисс…доктора псих.наук. Минск, 2017, — 48 с.
  2. Берсенева О. Е. Эмоциональный интеллект как ресурс регуляции профессиональной деятельности медицинского работника. Школа науки, 2021, с.1–3.
  3. Кузнецова К. С. К вопросу о формировании эмоционального интеллекта. Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития., 2010, с. 84–91.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
модель
медицинские работники
эмоциональный интеллект
эффективность деятельности
Молодой учёный №23 (470) июнь 2023 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 453-455):
Часть 7 (стр. 431-505)
Расположение в файле:
стр. 431стр. 453-455стр. 505

Молодой учёный