В статье представлен анализ психологических особенностей грузинского и армянского этносов, влияющих на переживание экстремальных ситуаций.
Ключевые слова: экстремальная ситуация, грузинский этнос, армянский этнос.
Армения и Грузия являются по-настоящему удивительнейшими странами со своей историей, культурой и устоями. История армянского народа насчитывает около трех тысячелетий и таит в себе как трагические периоды, так и периоды невероятного расцвета и созидательного труда. Процесс формирование грузинского народа насчитывает многовековую историю. Процесс этот был многогранен и неоднозначен. Из истории Грузии видно, что на грузинский этнос отложили отпечаток как родственные, так и неродственные племена, и территория его в дальнейшем расширилась за счет других народностей.
В истории этих народов также присутствуют ситуации, сформировавшие множество черт, помогающих адаптироваться этим народам к переживанию кризисных и экстремальных ситуаций.
Экстремальными называют ситуации, которые связаны с большими объективными и психологическими трудностями, обязывают человека к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности [3].
Культурно-специфические факторы поведения людей в чрезвычайной и экстремальной ситуации требуют к себе особого внимания и уважения со стороны специалистов, так как являются психологическим ресурсом людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах. Учет этих факторов необходим для построения эффективных стратегий оказания психологической помощи в условиях экстремальной ситуации [4].
Одной из характерных черт армянского менталитета служит способность быстрой адаптации к изменениям условий внешней среды (другая страна, язык и т. д.). Но вне зависимости от места пребывания армяне всегда стараются поддерживать связь со своей Родиной в любом проявлении [5].
Рассмотрим в качестве примера такую экстремальную ситуацию как миграцию в виде потрясения. Здесь у большинства представителей армянского этноса социокультурная адаптация может пройти безболезненно, т. к. они обладают высоким уровнем адаптивности. Для армянского народа характерно почитание семьи и семейных ценностей, традиций. В соответствии с этим, при возникновении какой-либо экстремальной ситуации, армяне первым делом стараются в очень короткий срок связаться со своей семьей [2].
К примеру, экстремальная ситуация — теракт. Если армянин оказался в сложной террористической ситуации, или под завалами, то семья этого армянина бросится на помощь незамедлительно и сделает всевозможное дабы спасти своего родственника. Что кстати небезопасно и может осложнить операцию спасения специальным службам.
Важно отметить, что благоприятным исходом после наступления экстремальной ситуации — объединение с семьей. В соответствии с этим, культурно-этническое понимание и следование традициям, высокая степень адаптивность при появлении экстремальной ситуации являются главнейшими в понимании, признании и адаптации к различным жизненным и бытовым изменениям армянского этноса. А, как правило, культурно-этнические отличительные черты переживания экстремальной ситуации будут сопутствовать упорядоченностью, дисциплинированностью и сплоченностью семьи.
Можно сделать вывод, что армянский этнос характеризуется высокой степенью адаптивности, при появлении экстремальной ситуации, являются главным в понимании и адаптации к различным жизненным и бытовым изменениям армянского этноса.
Если говорить о стрессовой ситуации, то реакция на них зависит от особенностей психологической защиты, которая в первую очередь определяется типом темперамента человека. Отсюда мы и сможем проанализировать возможное поведение в экстремальных ситуациях грузинского этноса.
Грузины обладают чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации. В определенной экстремальной ситуации холерик, скорее всего, либо начнет устраивать панику, либо возьмет на себя ответственность, проявит себя в бурной деятельности, которая может оказаться как полезной, так и абсолютно бесполезной для окружающих. В любом случае, ему будет нелегко справиться с возложенной на себя ответственностью, потому что холериков отличает такое свойство темперамента как ригидность — негибкость приспособления к внешним условиям. В то же время человек холерического темперамента при удачном стечении обстоятельств, способен проявить большую силу воли.
Сангвинический тип темперамента способен, быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. В случае экстренной ситуации он будет в силах быстро оценить масштаб и серьёзность происходящего, взвесить все «за» и «против» возможных решений проблемы и сможет принять верное. Сангвиник быстро реагирует на окружающие события, неприятности переживает легко. [1]
Можно сделать вывод, что в стрессовой ситуации грузин в первую очередь позаботиться о безопасности своих близких, о старшем поколении женщинах и детях, а затем уже о себе. Если это ситуация, где он действует один, это может быть вариант гнева, но при этом в силу особенностей характера попытается найти все возможные пути для разрешения ситуации. Вспышка гнева сменяется хладнокровием и трезвостью ума.
Таким образом, основными характеристиками переживания экстремальных ситуаций грузинского и армянского этносов являются: дисциплинированность, почитание семейных ценностей и обращение к ним в экстремальных ситуациях. Главным отличием является проявление ригидности у грузин, которая проявляется в экспрессивности и эмоциональности, влияющей на адаптацию в экстремальной ситуации. При этом, высокая степень адаптивности у армян, проявляющаяся в более тесной связи с семьей и обращению к семейным ценностям.
Литература:
- Выготский Л. С. Проблемы развития психики. В кн.: Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т 3. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика; 1983.
- Крысько В. Г. Этническая психология. — М.: Просвещение, 2008. — 310 с.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. — М.: ЭКСМО, 2005. — 916 с.
- Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. — М.: Академия, 2005. — 288 с.
- Саргсян А. Л. Армянские традиции воспитания детей / Саргсян А. Л. // Молодой ученый. — 2014 — № 21. — С. 682–684.