Подростковая и молодежная миграция: причины и особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (411) апрель 2022 г.

Дата публикации: 21.04.2022

Статья просмотрена: 1473 раза

Библиографическое описание:

Сергеева, Е. В. Подростковая и молодежная миграция: причины и особенности / Е. В. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/411/90595/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается причины и особенности подростковой и молодежной миграции, а также процесса адаптации переселенцев к изменившимся условиям жизни.

Ключевые слова: адаптация, миграция, подростки, молодежь.

The article examines the causes and features of adolescent and youth migration, as well as the process of adaptation of migrants to changed living conditions.

Keywords: adaptation, migration, adolescents, youth.

Количество мигрантов в мире постоянно увеличивается, для сравнения, в 1970г. их было всего лишь 84миллиона, к 2019 г. эта цифра утроилась и составила 272 миллионов человек, а в 2020г. 281миллион. И если в 2000г. они составляли около 3 % от общего количества населения, в 2019 эти показатели выросли до 3, 5 %, а в 2020–3,6 % [1]. Сдерживающее влияние на миграцию оказал коронавирус, если бы не ограничительные меры государств, то количество мигрантов бы быть по оценкам экспертов на 2 миллиона больше. Проблема миграции (добровольной), такой возрастной категории, как подростки и молодежь, наряду с женской и детской, а также мужской является достаточно интересной и актуальной в наши дни. И в первую очередь это связано с социально-психологическими аспектами данного явления.

На долю подростков приходится около 25 % мигрирующего населения, а на долю молодежи (в возрасте до 35лет около 50 %) [1].

Подростковая миграция имеет свои характерные черты. А именно решение о смене жительства принимается взрослыми, которое, зачастую может не совпадать с мнением их ребенка-подростка, что естественно откладывает отпечаток на его эмоционально-психологическое состояние.

В результате, миграция становится травмирующем фактором для подрастающего поколения, так как ведет к отрыву от привычной среды общения и соответственно к трудностям приспособления к новой культурной среде, а также к формированию особого психологического портрета: высокий уровень тревожности, негативные стереотипы, постоянные эмоциональные переживания, чувство отчужденности от родителей, которые заставили сменить привычную социальную среду, повышенная конфликтность и агрессивность, постепенное превращение в асоциальную личность, в случае, если ценности семейного воспитания противоречат уже существующим в стране пребывания и как следствие проявление девиантного и делинквентного поведения [2]. В некоторых случаях у данной категории населения формируется также феномен одиночества, который психологи рассматривают как состояние, оказывающее отрицательное последствия на подростковую психику. Оно характеризуется ненужностью и покинутостью, при котором происходит потеря связей с окружающим миром, наиболее отчетливо проявляется у подростков, оказавшихся в новой и зачастую как им кажется враждебной среде. Причем складываются два вида одиночества — эмоциональное и социальное. Эмоциональное характеризуется обостренным чувством тревоги за свое будущее и собственным бессилием изменить что-либо в сложившейся обстановке, социальное –тоской, грустью, застенчивостью, низкой самооценкой, отсутствием терпимости и равнодушием ко всему происходящему, подозрительностью и отсутствием доверия. В данном виде миграции социологами и психологами был обнаружен еще один очень интересный факт: подростки, относящиеся к этническому большинству, при установлении контактов и выборе друзей спокойно относятся к национальной и религиозной принадлежности, им все равно, кто их друзья и откуда они приехали, мигранты же, наоборот, стараются общаться с другими мигрантами — скорее всего, потому что они обладают похожим опытом и сталкиваются с теми же проблемами.

Молодёжь считается наиболее подвижной частью общества, находится в постоянном поиске своего будущего места жизни и поэтому наиболее подвержено как иммиграции, так и миграции. Если брать в процентном соотношении, то доля молодежи среди мигрантов 15–24 лет составляла 11 %, а в возрасте 25–44 лет — 41 % [1].

Причинами, толкающими молодых людей на смену жительства, являются: поиск новой, более высокооплачиваемой работы, получение более достойного образования и поиск нового партнера. Существуют также и так называемые маятниковые миграции, которые являются наиболее популярными среди молодого поколения. Суть их состоит в том, что молодой человек совершает постоянные поездки из места, где он живет, в место — где находится его место работы или учебы. Маятниковый мигрант отличается от переселенца тем, что имеет возможность в короткие сроки вернуться на место постоянного проживания, испытывает меньший психологический дискомфорт, не несет столь значительных материальных издержек, но цели преследует те же самые, улучшение материального положения, получение или повышение уровня образования.

Молодежная миграция существенно отличается от подростковой. Каковы же её особенности? Во-первых, данная категория населения, делает свой выбор осознанно, в отличие от подростков. Во-вторых, для молодых мигрантов свойственны следующие черты: независимость, целеустремленность, самодостаточность (берутся за любую работу, главное, чтобы она приносила доход, необходимый для достижения поставленной цели), оптимистичность, не конфликтность, готовность к ограничениям, стремление как можно быстрее установить тесные эмоциональные контакты с окружением, любознательность (стремятся быстрее изучить язык населения и познакомиться с местными традициями и обычаями). В-третьих, сами факторы миграции, среди которых на первое место можно поставить: отсутствие возможностей для полноценного развития личности и профессиональных навыков, активные поиски своего места в окружающем мире (в качестве примера специфической молодежной причины миграции можно назвать учебную миграцию, переезд куда-либо для получения образования) [3].

Наиболее тяжелым периодом для молодого поколения ученые-социологи называют период привыкания, приспособления к новому месту жительства. Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации мигрантов. Первый этап — «медовый месяц», характеризуется большим рвением к достижению поставленных целей, эйфорией и большими надеждами на улучшение своего социального положения. На втором этапе непривычная обстановка и окружение начинают оказывать свое постепенное негативное воздействие. Возникает чувство душевной неуютности, недопонимания местными жителями и их не восприятия. Все это приводит к дискомфорту, подавленности, безнадежности и подавленному состоянию. В этот период переселенец пытается убежать от реальности, общаясь только со «своими» и обмениваясь с ними впечатлениями. На третьем этапе симптомы дезадаптации могут достигать критической отметки, что может проявиться в серьезных болезнях и чувстве полной уязвимости и бессилия. Те, кто не смог успешно приспособиться к новой среде пытаются вернуться домой. На данном этапе очень важна бывает поддержка нового окружения, которое помогает преодолеть межкультурное различие, приобщиться к традициям и обычаям. На четвертом этапе — уныние постепенно сменяется оптимистичностью, настроем на лучшее будущее, чувством уверенности в завтрашнем дне и стабильностью. Человек начинает чувствовать своим среди чужих, включенным в их жизнь. Пятый этап характеризуется полным приспособлением к чужой среде, стремлением изменить окружающую обстановку.

Процесс адаптации мигранта считается завершенным, когда происходит его полное растворение в окружающей среде, а также её соответствию внутреннему миру индивида. В случае успешного завершения адаптации ее уровень сравним с уровнем проживания и приспособления молодого человека на собственной родине.

Продолжительность процесса приспособления к новым изменяющимся условиям у молодежи мигрантов варьируется: от нескольких месяцев до 4–5 лет — в зависимости от своеобразия мировоззрения, темперамента, психологических характеристик самих мигрантов, а также уникальности своей и чужеродной культуры.

В целом у молодых переселенцев, оставивших отчий дом и насиженные места, адаптация приходится на время становления личности, которое и так характеризуется поисками своего места в окружающем их мире, а соответственно происходит намного легче, чем у детей, подростков с их бунтарским мировоззрением и взрослого поколения. Но в ряде случаев поставленные молодым человеком задачи и цели становятся неподъёмными для них, и тогда они совместно с родителями, сверстниками и окружением стараются найти компромиссные пути и каналы миграционных движениях [3].

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в подростковом возрасте смена места жительства воспринимается более остро, нежели в молодежном или взрослом и зачастую ломает еще не сформировавшуюся психику ребенка-подростка, молодежь же, наоборот, при переезде ставит перед собой честолюбивые планы: улучшить свое материальное, профессиональное положение и реализовать себя как личность, хотя и у неё процесс адаптации к изменившимся условиям происходит зачастую болезненно.

Литература:

  1. Международная миграция по оценкам ООН 2019года[Электронный ресурс] // URL:// http: demoscope.ru›weekly/2019/0835/barom01.php
  2. Психологические особенности подростков-мигрантов и беженцев в инокультурной среде. Феномен подросткового одиночества [Электронный ресурс] // URL:// http: studme.org›79775/psihologiya/psihologicheskie_…
  3. Особенности современных молодежных миграций [Электронный ресурс] // URL://http: studopedya.ru›1–119154.html
Основные термины (генерируются автоматически): доля молодежи, категория населения, место, мигрант, миграция, молодежная миграция, молодое поколение, молодой человек, окружающий мир, подросток, смена жительства, этап.


Похожие статьи

К вопросу о проблеме миграции молодежи

Миграционные процессы среди молодежи стали более интенсивными. В статье рассматриваются социальные и экономические причины миграции молодых людей за рубеж.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Социокультурная адаптация детей-мигрантов: школьный аспект

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы социальной адаптации детей-мигрантов, представляют методы работы с детьми-мигрантами.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Социологический феномен социокультурной деятельности в профилактике женской преступности

В данной статье рассматривается влияние социокультурной деятельности на профилактику женской преступности. Также уделяется внимание процессам в области культуры применительно к исследованию проблем женской преступности на конкретной территории и окру...

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ

В статье рассматриваются возрастные особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира

В статье проанализированы основные институты социализации детей раннего возраста, описан процесс социальной адаптации детей, освещены основные педагогические взгляды на социальную адаптацию дошкольников и их актуализация в соответствии с вызовами сов...

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Похожие статьи

К вопросу о проблеме миграции молодежи

Миграционные процессы среди молодежи стали более интенсивными. В статье рассматриваются социальные и экономические причины миграции молодых людей за рубеж.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Социокультурная адаптация детей-мигрантов: школьный аспект

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы социальной адаптации детей-мигрантов, представляют методы работы с детьми-мигрантами.

Психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков

В статье рассматриваются факторы формирования толерантности подростков в условиях современной школы, раскрываются психолого-педагогические условия формирования толерантности подростков, а также возможности их реализации в процессе обучения.

Социологический феномен социокультурной деятельности в профилактике женской преступности

В данной статье рассматривается влияние социокультурной деятельности на профилактику женской преступности. Также уделяется внимание процессам в области культуры применительно к исследованию проблем женской преступности на конкретной территории и окру...

Возрастные особенности развития саморегуляции у подростков в условиях СОШ

В статье рассматриваются возрастные особенности формирования саморегуляции и необходимость ее развития у подростков.

Проблема социализации учащихся-мигрантов в педагогическом процессе

В статье рассматривается проблема взаимодействия учащихся разных национальностей, их социализация. Обсуждаются факторы, влияющие на процесс социализации и способы оптимизации процесса взаимодействия учащихся разных национальностей.

Социальная адаптация детей раннего возраста к условиям внешнего мира

В статье проанализированы основные институты социализации детей раннего возраста, описан процесс социальной адаптации детей, освещены основные педагогические взгляды на социальную адаптацию дошкольников и их актуализация в соответствии с вызовами сов...

К вопросу о формировании толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения

В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.

Особенности самосознания подростков

В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.

Задать вопрос