В данной статье рассмотрено понятие самосознания, дана характеристика подросткового возраста, а также изучены особенности становления и развития самосознания в этом периоде.
Ключевые слова: подросток, самосознание, личность.
В научной психологической литературе самосознание определяется как осознанное отношение человека, в нашем случае подростка, к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поступков, мыслям и переживаниям. Самосознание проявляется в смысловой оценке своих возможностей, которая становится критерием поступков подростка. Самосознание, по мнению ученых, состоит из «Я-образа» или «Я-концепции». Это является своего рода продуктом самосознания. Самосознание принято различать на процесс и продукт. Данная классификация была введена У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого).
Подростковый период является одним из самых важных периодов в жизни. Это своего рода переходный этап между детством и взрослостью. Этот период обозначает переход от зависимости от приближенных взрослых к полной самостоятельности и ответственность за свои поступки, деяния, и всю жизнь. Таким образом, происходит завершение физического и социального созревания. Под этим подразумевается половое созревание, достижение социальной зрелости и так далее. Учеными отмечено, что в современном мире границы подросткового возраста начали расширяться, то есть этот период стал наступать намного раньше.
По мнению Л. С. Выготского внутренний мир личности формируется путем усвоения, интериоризации внешних форм социальной деятельности, и выражением его является самосознание.
Ученые отмечают, что каждая стадия в развитии самосознания имеет определенный уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Например, на онтогенетических уровнях самосознания происходит развитие памяти, мышления, речи, произвольных действий, чувств и т. д. Так как все акты самосознания формируются и осуществляются на основе этих процессов и через них.
Самосознание подростка рассматривается не только как феномен его личности и сознания, но и как момент развития личности. Данный момент, по мнению ученых, обоснован биологически и социально подготовлен всей предшествующей его историей. В организации нервной системы заложены возможности самосознания, но для того, чтобы эти возможности были реализованы, необходимы соответствующие психологические и социальные изменения. Такие изменения происходят следующим образом: сперва происходит накопление представлений о самом себе. Таким образом, подросток все больше узнает себя более обоснованное и более связано. Затем, по мере обобщения этих представлений, происходит их интериоризация. То есть формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта. В дальнейшем интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, оригинальности, наконец, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности.
Другой известный отечественный ученый, Б. Г. Ананьев, считает, что сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания. Таким образом, оно завершает структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. Исходя из всего вышесказанного, подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация внешних оценок на внутренние. Таким образом, постепенно формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
С точки зрения Л. С. Выготского, идеальная Я-концепция обеспечивает формирование жизненного плана молодых людей. Подросток в определении своих жизненных планов субъективен, и поэтому они являются идеалистическими. Так как в этом возрасте подростки воспринимают все близко, полностью еще не знают всех сложностей взрослой жизни, думают, что легкими путями можно добиться своей цели так далее. Многими учеными выделены два типа целей: конечные (идеальные) и вспомогательные (реальные, конкретные). Конечные цели представляют собой идеалы, понимаемые как ценности, эти цели стабильны. Реальные цели характеризуются конкретностью и досягаемостью, они могут изменяться в зависимости от успехов и неудач [1].
Исследователи отмечают, что перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка (когнитивные предпосылки для нее созданы раньше), сколько с появлением у него новых вопросов о себе и новых контекстов и углов зрения, под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. 14–15-летний человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния собственного «Я».
Самосознание существует как постоянное повторение актов сравнения себя с некоторым образом, который хранится где-то в его душе. Этот образ представляет собою множество свойств, которые соотносятся и крепко срослись с его именем. Он выступает как скелет самосознания, используемый для сравнения. Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте ярко и наглядно: примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15–16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я — концепции; к 16–17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение» [2].
С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекает непосредственно из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками взросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники.
Литература:
- Макаров В. К., Борисова Е. А. Особенности самосознания подростков // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2008.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 2011.
- Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления. М.:Питер, 2008.