В статье представлена попытка изучения толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения, а также представлены результаты исследования данного вопроса.
Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, подростковый возраст, межэтническое общение.
The article is an attempt to study the tolerant behavior of adolescents in terms of inter-ethnic communication, as well as the results of research on this subject.
Keywords: tolerance, tolerant behavior, adolescence, inter-ethnic communication.
Проблема толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения всегда была и остается актуальной в многонациональном российском обществе. Изучая теоретические аспекты этнической культуры, можно сделать вывод о том, что уровень межнациональной толерантности в России снижается, что связано прежде всего с увеличением миграционных потоков, и как следствие, с ростом межэтнических конфликтов, с появлением трудностей национальной идентификации и др. В современных условиях все чаще происходят случаи насилия и агрессии, нацизма и этноэгоизма, которые вызваны социально- экономической напряженностью в стране, растущей коррупцией, снижением рабочих мест, игнорированием идеалов и ценностных установок.
В отечественной и зарубежной литературе проблемой толерантного поведения занимались В. С. Агеев, А. Г. Асмолов, П. Бейль, Е. С. Богардус, С. К Бондырева, И. Кант, Я. Корчак, Н. М. Лебедева, М. Монтель, С. Р. Роджерс, П. В. Степанов, Т. Г. Стефаненко, А. А. Сыроедова, М. Уолтер, М. Юнг и др. Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, это гармония в многообразии, это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [1]. По мнению М. С. Мацковского, «толерантность — определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» [3]. Если изучать данное понятие с позиции О. Ю.Харламова, то «толерантность характеризует отношения личности, группы, общества друг к другу и может проявляться в смирении или принятии» [6]. Феномен толерантности может рассматриваться в различных аспектах: философском, этическом, социокультурном, психологическом, педагогическом и др. Таким образом, толерантность — это многоаспектное явление, которое состоит в формировании и развитии личности, уважении чувств и ценностей другого народа, принятии норм общества и готовности взаимодействовать, праве человека на свободомыслие и самовыражение.
В научной литературе встречаются три вида толерантности: личностную, социальную и этническую. Личностная толерантность включает в себя ценностно-смысловое содержание, в котором центральное место занимают уважение к личности, ее права и свободы, выражение внутреннего мира и интересов. Социальная терпимость отражается во взаимодействии личности с различными индивидами и группами, она выражается в партнерском равноправном отношении, где должны соблюдаться все правила и договоренности для достижения общих целей и выполнения общественно значимых задач. Этническая толерантность проявляется в понимании норм народов различных конфессий, уважении образа жизни других наций, умении сотрудничать с разными этническими группами, признавать обычаи и верования различных наций. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности длительный, сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всей жизни. Этот вид толерантности ориентирует на уважение ценностей других культур, продуктивному взаимодействию с ними, повышению уровня адаптации в непривычных условиях, выдержке в критических ситуациях. Российская Федерация является многонациональной страной, поэтому важно с раннего возраста воспитывать в детях культуру межэтнического общения, основанного на нравственности, понимании и терпимости.
Формирование толерантного поведения сложный и многоуровневый процесс, в котором необходимо учитывать возрастные особенности и новообразования данного периода жизни. Особые трудности возникают с ребятами старших классов. Пубертатный период является трудным и критичным для человека, так как происходят изменения всех сторон развития ребенка: личностной сферы, мотивационно-нравственной, эмоциональной, а также смена видов его деятельности. Меняются условия жизни и функционирования индивида, следовательно, происходит перестройка психики. Подростковый возраст характеризуется расширением социальной среды, ребята пересматривают взгляды и ценностные установки, переосмысливают свои отношения с окружающей их действительностью. Меняется ведущий тип деятельности, основным становится интимно- личностное общение, что приводит к усилению влияния сверстников, формируются новые интересы и виды общения. Подростки становятся более взрослыми и самостоятельными, поэтому авторитет семьи снижается. Во время этого периода происходит кризис идентичности, характеризующийся заострением взгляда на себе, своих интересах, увлечениях, месте в референтной группе. В основе данного процесса лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу. Таким образом, подростковый период вносит большое количество изменений в становление личности, которые необходимо учитывать родителям при общении с ребенком и педагогам при построении учебно-воспитательного процесса.
Т. Т. Щелина среди специфических особенностей современной системы образования выделяет возникновение конкурентных и даже «коммерческих» отношений в классах и проникновение различных контркультурных влияний, обусловленных ослабление воспитательного процесса [7]. В законе РФ «Об образовании» выделен один из основных принципов содержания образовательных программ: обучение должно быть направлено на развитие и прогресс общественной деятельности, которая строится на взаимопонимании и сотрудничестве людей, независимо от половой, расовой, национальной, этнической и религиозной принадлежности [2]. Следовательно, перед общеобразовательной школой ставится задача воспитания ответственного гражданина, способного к активному взаимодействию и коммуникации, умеющего адаптироваться в изменяющихся условиях окружающей среды, мобильного и разносторонне развитого.
Важным условием продуктивной учебной деятельности является профессионализм и опыт учителя. Педагогу необходимо выбрать такую модель преподавания, в которой будут объединены основная общая учебная программа и знания национальной культуры. Ознакомление с историей различных народов, встречи с представителями других наций, проведение круглых столов и дискуссий, проигрывание и моделирование условных ситуаций, позволяют ребятам узнать о традициях и обычаях этносов, их истории, социально-бытовом укладе и т.д. Такие занятия способствуют образовательному росту личности, преодолению кризиса идентичности, становлению этнокультурного взаимодействия. Развитие толерантности происходит через осознание ребенком моральных ценностей, нравственных установок, моделей поведения. Понимание содержания оказываемого родителями и педагогами воздействия приводит к переосмыслению собственного миропонимания и поведения. В результате формируются новые установки, нормы поведения и ценности, собственная культурная идентичность.
В данной работе представлены результаты исследования, проведенного с целью изучения формирования толерантного поведения подростков в условиях межэтнического общения. Опытно-экспериментальной базой выступила МБОУ Дивеевская СОШ, в исследовании приняли участие 27 учащихся 11 класса (9 мальчиков, 18 девочек).
Для определения типов этнической идентичности мы использовали методику Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой, которая позволяет диагностировать этническое самосознание и его трансформации в условиях межэтнической напряженности [4].
По результатам исследования было выявлено, что у 100 % ребят этническая идентичность находится в норме (15-19 баллов). Это говорит о принятии своего народа и положительном отношении к представителям других этнических групп, готовности взаимодействовать, обмениваться опытом. Показатели по шкале этнонигилизм находятся в пределах от 1 до 5 баллов, это свидетельствует о стойкой принадлежности к какой-либо этнической группе. Баллы по шкале этническая индифферентность колеблются от 5 до 12, что указывает на низкий и средний уровни размывания этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. Этноэгоизм проявляется на низком уровне (15-19 баллов), данный тип идентичности выражается в приоритете своей этнической группы, может звучать сарказм в отношении других народов, нежелание находиться рядом, заниматься общим делом. Показатели по шкале этноизоляционизм — убежденность в превосходстве своего народа, отрицание смешения народов, выражение протеста межнациональных браков и т.д., имеют минимальное значение от 7 до 10 баллов. Этнофанатизм также проявляется слабо (2-9 баллов), отражает готовность на любые поступки для «очищения» своей нации, не признание прав и свобод людей других национальностей.
Использование экспресс-опросника Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаева, Л. А. Шайгерова «Индекс толерантности» [5], позволило нам определить общий уровень толерантности ребят. Мы выявили, что у 22 учащихся (81,5 %) средний уровень толерантности, для них характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, в одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. У 5 ребят (18, 5 %) — низкий уровень толерантности, что свидетельствует о наличии у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
Для качественного анализа аспектов толерантности в этом опроснике используется разделение на субшкалы: этническая и социальная толерантность, толерантность как черта личности. Были получены следующие результаты: по субшкале этническая толерантность (отношение к представителям других этнических групп) были получены следующие результаты: средний уровень этнической толерантности у 21 подростка (77,8 %), низкий — у 6 ребят (22,2 %); социальная толерантность (помогает исследовать положительные и отрицательные установки в отношении различных социальных групп): на высоком уровне у 3 учащихся (11,1 %), на среднем уровне у 18 (66,7 %), на низком у 6 (22,2 %); толерантность как черта личности (личностные черты, установки и убеждения): на среднем уровне у всех школьников, однако, у 5 человек (18,5 %) данное значение равно минимальному порогу.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию толерантного поведения, изучению культуры и истории различных этнических групп, верований и ценностей других народов, что является основой конструктивного межэтнического общения.
Литература:
1. Декларация принципов толерантности. URL: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 13.02.2015)
2. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ": офиц. текст. — М., 2013.
3. Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования. — М.: Центр СМИ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. — 143 с.
4. Харламова, О. Ю. Воспитание у студентов вузов профессиональной толерантности в ходе обучения иностранному языку. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
5. Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. — М.: Смысл, 1998. — 389 с.
6. Солдатова, Г.У. Психодиагностика толерантности личности. — М.: Смысл, 2008. — 172 с.
7. Щелина, Т. Т. О духовном измерении педагогики // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 151-154.