Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 26.02.2014

Статья просмотрена: 680 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, Л. И. Активизация толерантности в духовно-нравственном воспитании многонациональной школы / Л. И. Мельникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5162/ (дата обращения: 17.12.2024).

Где и когда бы мы с вами не находились, нас всегда окружают люди разных национальностей. Ведь не случайно Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». Исторически сложилось так, что Россия — родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Могущество и сила Российского государства во многом обусловлены крепкой дружбой народов, населяющих ее. Мы никогда не забудем пример истинной дружбы и сплоченности, когда в годы Великой Отечественной войны весь многонациональный тогда советский народ встал на защиту своей Родины и отстоял ее свободу.     В 90-х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности — Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности). Проблема толерантности и увеличения количества межнациональных конфликтов, снижение чувства патриотизма и активной гражданской позиции, широко обсуждается в современном мире и не случайно. Сейчас в нашей стране и за рубежом обострилась проблема жестокости и агрессии в межнациональных отношениях, которые носят разрушающий, деструктивный характер. Россия — многонациональное государство, в котором проживают представители более ста шестидесяти народов. В нашей школе обучаются учащиеся разных национальностей: русские, адыги, армяне, дагестанцы, татары, турки, курды, хемшилы, изиды, украинцы, башкиры, немцы, чуваши, мордва. И каждый из них по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии. Как это точно подметил Ю. Энтин в своем стихотворении

«У нас особенные люди.

Они пример для многих стран.

 Здесь воздают Христу и Будде,

Здесь дружат Тора и Коран…»

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда. И наше время не является исключением. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Потому что уважение воспитанников к однокласснику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем — вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Детство. Отрочество. В люди. Вот так должно быть. Все по плану, с мелкими, можно сказать частными, проблемами. И не надо никакой молодежной политики, комплексов мер. Все по плану. Но! Проблема воспитания личности, создание условий для ее всестороннего развития и реализации потенциала, всегда стояла перед человечеством очень остро. Одно из решений этой проблемы решается в рамках формирования и реализации государственной политики в сфере работы с молодежью. А, вопрос правового и социального регулирования государственной молодежной политики предопределен, в первую очередь потребностями практики. Отечественный и зарубежный опыт последних десятилетний убедительно доказывает, что успешной оказывается стратегия тех государств, где уделяется повышенное внимание молодежи. Стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые смогут эффективно использовать человеческий потенциал, в первую очередь тот инновационный потенциал развития, носителем которого является молодежь. Молодежь должна стать полноправным партнером государства в решении задач, стоящих перед государством и обществом в строительстве демократического, правового и социально развитого государства, политика которого направлена на создание правовых, экономических и социальных условий, гарантий и стимулов для реализации молодежью своих конституционных прав с учетом особенностей, присущих ее возрасту, а также для интеграции молодежи в систему общественных отношений в целях наиболее полной самореализации в интересах всего общества. Это приведет к расширению социальной базы преобразований, будет обеспечено социальное, культурное и экономическое воспроизводство, ускорится развитие страны. То есть, по сути, общая цель молодежной политики — содействие бесконфликтной, максимально сокращенной по времени, интеграции молодых людей в общество. Конкретнее — всего за 10–12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо получить образование, овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания и вступить в самостоятельную жизнь как полноценная сознательная личность. Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, особенно в начальном звене, так как фундамент гражданского поведения личности закладывается именно в этом возрасте. Уровень культуры учащихся, их понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение. “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности” [Никандров. 1, с 3]. Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда, когда будет четко определенна стратегия духовного воспитания, можно будет говорить о формировании толерантности в наиболее правильном мировоззрении у подрастающего поколения. Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой? Сегодня актуальной является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному. Можно предположить, что, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в человеке ожил росток духовности. Духовность и нравственность не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри и педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие. Несомненно, важную роль в духовно — нравственном воспитании играет государство и политический строй и конечно семья. Об этом говорят и принятый новый закон “Об образовании”, и выступление президента В. В. Путина в Краснодаре, где на совещании с представителями общественности президент РФ отметил: «На самом деле, это разговор о самом главном, о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге — укреплять нашу страну. От того, как мы воспитываем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной эффективно развивающейся, но, в то же время, сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке». Можно отметить и роль различных конфессий в воспитании молодежи. Потому что конфессии, направляют человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Сегодня в нашей школе, как и во многих других в образовательном процессе большое внимание уделяется толерантности в духовно-нравственном развитии личности, и именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса. В качестве критериев нравственного воспитания в системе образования выступают: уровень знаний принципов и категорий нравственной культуры (добро, любовь, добродетельность, и др.), убежденности в необходимости выполнения норм морали, сформированности моральных качеств личности, умения и навыки соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях. В целом это можно определить как уровень нравственной культуры личности, которая должна проявляться во всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Достигается это через развитую гуманитарную сферу:

-       библиотеки, внеклассные мероприятия, учебные кабинеты, выставки и т. д.;

-       создание молодежных объединений, совета старшеклассников;

-       привлечение учащихся к участию в различных фестивалях и смотрах-конкурсах;

-       подключение учащихся, учителей к эстетическому оформлению учебных кабинетов, классов, территории, к созданию эстетического внешнего облика школы.

Развитие эстетической культуры предполагает формирование духовно-нравственных ценностей через приобщение к прекрасному миру. Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни — формирует здоровый образ жизни, становление личностных качеств, обеспечивающих молодому человеку психическую устойчивость необходимую для эффективной профессиональной деятельности, здорового образа жизни. Учащиеся нашей школы участвуют в спортивных соревнованиях района, края и федерального округа. На базе нашей школы действуют: историко-краеведческий кабинет, кабинет кубановедения, тимуровское движение, «Клуб молодого избирателя», совет старшеклассников. Учащиеся школы ухаживают за памятниками погибшим воинам в Великой Отечественной войне, находящиеся на территории станицы Пшехской. Ежегодно в рамках духовно — нравственного воспитания учащихся проводятся Акции Милосердия для ветеранов и участников ВОВ, стало традиционным участие в акции «Цветик семи цветик», в которой проявляется помощь для детских домов (сбор книг, подарков, канцелярских принадлежностей, одежды, игрушек), фестиваль спорта и творчества. Показателем уровня духовно — нравственного воспитания является желание учащихся активно участвовать в таких мероприятиях. Одним из важнейших принципов современной системы воспитания в школе является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется и в форме школьного самоуправления. Лидер школьного самоуправления выбирается путем голосования учащихся 7–11 классов. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями. Систематический анализ проделанной воспитательной работы позволяет нам выявлять и определять педагогические позиции по проблеме толерантного отношения учащихся и корректировать технологию работы.          Все эти действия со стороны государства, конфессий, образовательных структур, конечно же, имеют свое огромное значение, но самым важным, на наш взгляд, во всей этой сложной структуре в воспитании Личности является её основа — семья. Семья это корень, на котором потом уже при помощи всех остальных структур вырастает свободная, гуманная, духовная, творческая и практичная личность, которой присущ эстетический вкус, хорошие манеры, умение творить повседневную жизнь по законам красоты, создавать и приумножать материальное благополучие семьи и богатство страны.         Проблема духовно — нравственного воспитания существует, но есть и пути ее решения. И при скоординированной воспитательно-педагогической работе семьи, политической системы, конфессий, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится. Престижное образование, карьерный рост занимают первое место в воспитание подрастающего поколения, а наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным, чаще всего отходит на второй план, но жизненный опыт показывает, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого благодатная основа.           Можно придумывать и организовывать грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный характер, но так и не добиться ничего, потому что ранее ребёнка не научили «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не последнее значение.        Остается проблема — не относиться к учащимся как к детям малым — а, использовать стратегию — направляй, строй, воспитывай.

Литература:

1.      Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д. В. Чернилевский — М.:РИОМГТА,2003.- С. 12

2.      Никандров Н. Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. — с. 3 (статья).

3.      Киселев А. Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. — с. 20 (статья).

4.      Никандров Н. Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России.” — Педагогика.- 2008. — № 9 с. 4 (статья).

5.      Кондаков А. М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования”. — Педагогика.- 2008. — № 9 с. 9(статья).

6.      Киселев А. Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008. — № 9. — с. 22 (статья).

7.      Киселев А. Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. — с. 23 (статья).

8.      Татьяна Марголина. Толерантность — это не попустительство пороку. Толерантность — это великодушие! // Известия

9.      Толерантность // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. — Словарь-справочник. — 2005.

10.  ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ Преамбула Устава Организации Объединенных Наций

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, здоровый образ жизни, подрастающее поколение, Россия, Великая Отечественная война, молодежь, расовая дискриминация, Российская Федерация, совет старшеклассников, школьное самоуправление.

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся в условиях современной школы

Воспитание молодежи в духе патриотизма, толерантности в преподавании социально-гуманитарных дисциплин

Роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании дошкольника

Педагогическое сопровождение семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Воспитание духовного развития молодежи в изучении социально-гуманитарных дисциплин

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством современных образовательных технологий

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Развитие духовно-нравственных качеств и культуры толерантности у детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомления с культурой разных народов России

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста