В статье рассматривается воспитание толерантности школьников через примеры художественной литературы. Как литературы может влиять на развитие эмпатии и принятие окружающего мира без агрессии и ненависти.
Ключевые слова: толерантность, школа, ребенок, подросток, литература, воспитание
В современном мире стоит очень острая проблема нетерпимости людей к друг другу. Из-за неприятия чужой культуры, мыслей, образа жизни люди осуждают, ссорятся, воюют, пытаясь навязать свою «правильную» точку зрения и образ жизни.
И из всего этого вытекают очень серьезные вопросы «А что нужно сделать, чтобы люди перестали осуждать тех, кто от них принципиально отличается? Как людей заставить жить в мире и согласии?» На эти непростые вопросы пытаются ответить с помощью толкования понятия толерантности. Будь толерантен и все проблемы решатся. Но так ли это на самом деле?
Что же такое толерантность? Это понятие трактуется по разному в разных странах, у разных народах.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) “…означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [1].
- в английском это — готовность быть терпимым, снисходительным;
- во французском это — отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском это — быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском это — милосердие, терпение, сострадание;
- в русском это — умение принять другого таким, какой он есть.
Но в русском языке к слову толерантность часто подбирают синоним терпение или равнодушие с пренебрежительным оттенком, в значении покорности и несопротивления тому, что происходит. Но толерантность — это не уступка или потворство к социальной несправедливости и отказ от своих взглядов и убеждений, а это, прежде всего, активное отношение к тому, что происходит вокруг тебя. Воспитание толерантности должно быть с двух сторон. И тот, к кому должны проявить данное чувство и тот, кто должен. Именно должен, так как все негативные чувства, которые у нас вызывает человек другой национальности, веры, мировоззрения, внешности мы должны научиться в себе глушить и воспринимать не как врага и инородное вторжение, а как разнообразие мира, которое имеет право на существование.
Толерантность — качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его права на отличие [2].
Воспитание правильной толерантности очень востребовано в наши дни. Именно взрослые в первую очередь должны показывать своим примером как правильно. Фредерик Майор, генеральный директор ЮНЕСКО призывает, к воспитанию толерантности все государства на всех уровнях образования: «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни общества» стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мерам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов» [3, с.10].
Россия многонациональная страна, из чего вытекает большое многообразие религий и культур, которые должны уживаться друг с другом в мире и согласии. Но не всегда это получается. Но толерантность не заканчивается только принятием другой культуры, религии или народа, она гораздо обширнее. И часто люди осуждая человека за внешность или образ мыслей становятся интолерантными. Толерантность очень многообразна. И наиболее полная типология представлена М. Ц. Мацковским.
Типы толерантности в современном мире:
— религиозная;
— гендерная;
— физиологическая;
— образовательная;
— сексуально-ориентационная;
— географическая;
— возрастная;
— маргинальная;
— межклассовая;
— межнациональная;
— расовая;
— политическая [7, с. 3].
И всем типам толерантности важно обучить школьника, чтобы он понимал, что отличие человека от него — это не повод его унижать, бить, оскорблять, а просто принять его таким какой он есть, не пытаясь его переделать под свои стандарты.
Воспитание толерантности должно начинаться с семьи, но не всегда происходит именно так. Дальше детский сад и школа. И именно школа занимает важную роль в воспитании толерантности.
Система образования обладает огромным потенциалом воспитательного влияния на ребенка, направленного на формирование толерантности. Но в реальной педагогической практике в эту сторону продвижение часто происходит с трудом. Подросток часто может наблюдать, что дело расходится со словами и демонстрируется чаще всего интолерантность по отношению к окружающим. И важно поймать момент, когда у подростка возникает очень много вопросов и сомнений. Начинается четкое деление на черное и белое, на друга и врага, проявляется агрессия, нежелание принимать себя и окружающих. И в этот момент нужно и важно объяснить нюансы окружающего его мира, помочь разобраться в волнующих вопросах. Родители, к сожалению, не всегда могут помочь в этом ребенку, и тогда ответственность ложится на школу и учителей, которые со всей ответственностью должны подойти к этому вопросу [4].
Именно в школе чаще всего начинает проявляться нетерпимость к другим. И если, взрослые будут игнорировать данные проявления, продолжатся формироваться личности, которые не научатся принимать других с их особенностями.
Продвижения культуры ненасилия с помощью гуманной педагогики может стать реальной, если будет постоянно демонстрироваться в повседневной жизни, а не только высокопарными словами и редкими проявлениями.
В школе самая основная часть образовательного процесса — это урок. И урок литературы — это одна из важнейших учебных дисциплин, которые формируют и воспитывают нравственность. Литература-это философия жизни, на примерах героев которых учит жить, решать проблемы, думать, анализировать.
Академик Д.С Лихачев сказал: «Уважай мысли и чувства братьев своих» [6, с.38]. И если мы говорим о воспитании толерантности, то данные слова как нельзя лучше подходят, для того, научить быть терпимым к окружающим.
Воспитание толерантности очень тесно связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность — это высоконравственная личность. Изучение литературы выходит всегда к выявлению моральных проблем, противоречий. Но нравственное воспитание невозможно без психологической культуры, без эмпатии к внутреннему миру литературного героя. Разбирая на уроках образы, ученик должен раскрыть психологический образ персонажа и тем самым приблизиться к его проблемам, понять их и попытаться примерить на себя, тем самым впустив его в свой внутренний мир. Часто погружение во внутренний мир персонажа — это и есть погружение в себя. В классической литературе очень часто можно найти ответы на волнующие вопросы. И на вопрос «Зачем же нужна толерантность, терпимость?» литература тоже может дать ответ.
И уже с 5 класса мы встречаем произведения, которые поднимают этот вопрос. Возможно опосредованно, не напрямую, но тема толерантности встречается уже в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». И именно ребенок, девочка Дина, демонстрирует интерес и толерантность к пленнику. В ее сознании еще нет деления на своих и чужих, на национальности и религии. Она чувствует хорошего человека и открывается ему, пытаясь помочь. Конечно, главный вопрос на уроке выносится про патриотизм, верность, дружбу, предательство. Но и поведение Жилина тоже можно назвать толерантным. Он не испытывает ненависти к своим похитителям за их национальность, он не пытается никому навредить, хотя возможность была сбежать и отомстить через ребенка. Единственная его цель — это выбраться и остаться в живых. В рассказе непростое время, когда идет конфликт за территории и каждый блюдет свой интерес. И с татарской стороны мы тоже не видим ненависти к пленнику. Они даже проявляет уважение и восхищение его человеческими качествами. Их цель получить за него деньги. В этом произведении можно сделать акцент на межнациональных человеческих отношениях. Даже в состоянии военного конфликта человек должен оставаться человеком, что и демонстрирует нам Жилин будь то отношение с татарами или со своим товарищем.
В программе также есть произведения А. Платонова как для обязательного чтения, так и для самостоятельного изучения. Творчество Платонова позволяет прикоснуться в миру героя «обнаженным сердцем». Научиться этому специально почти невозможно. Но Платонов и не пытается учить, он просто верит в человечество, в творчество, в победу сердца над разумом. И слабый, больной Юшка, страдающий от людской жестокости, но убежденный в необходимости жить, и неизвестный цветок из одноименной сказки-были, как-то по-человечески упорно борющийся за свое существование, несут в себе великую силу любви к жизни. Эти герои по-настоящему человечны, они «одно дыхание, единое, теплое живое существо» (Платонов). Они сильны в своем стремлении просто жить и достойны самого глубокого уважения и искренней любви. Главная задача — помочь детям понять, что «больно одному — больно всем, умирает один — мертвеют все» (А. Платонов). Здесь уместно вспомнить этический принцип русского философа Н. Ф. Федорова: «Жить надо не для себя и не для других, а со всеми и для всех».
Прекрасно демонстрирует качество социальной толерантности в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Вася — мальчик из обеспеченной семьи, но не имеющий любви и заботу со стороны отца встречает детей из нижних слоев общества. Вначале ему любопытно что же это за люди и как они живут, а потом становится им по-настоящему хорошим другом. И у Васи ни разу не возникает мысли, что они отбросы общества и недостойны жизни. Опять именно через ребенка автор показывает, что социальное положение совершенно не важно, это ни на что не влияет. Он не становится хуже, скорее наоборот, видя страдание маленькой девочки пытается ей помочь как может. Разве можно его за это осуждать? Если взрослые ужасаются этой дружбе, то ребенок ничего ужасного в этом не видит.
И опять возникает вопрос, почему же чаще всего дети не видят проблем, а потом начинают вдруг оглядываться вокруг задавать так много неудобных и неприятных вопросов про окружающий мир. Кто в этом виноват? К сожалению, никто иной как взрослые, со стереотипным мышлением, которое очень часто мешает раздвинуть границы сознания и принять в себя то, что происходит вокруг без ненависти и осуждения.
Сказка «Гадкий утенок» отражает современное течение бодипотизив. Принимай и люби себя таким какой есть. Никто не имеет права осуждать тебя за внешность. Как часто именно внешность, какие-то ее особенности становятся причиной травли подростка. И дети пережившие это, несут все эти комплексы и неудачи во взрослую жизнь, которые очень мешают жить счастливо. И виноваты в этом люди, которые не научились принимать других людей с их отличиями и особенностями.
Пронзительная повесть А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» на ужасных примерах показывает, что случается, когда в мире нет терпимости и принятия других народностей и национальностей. И как часто от необдуманных решений взрослых страдают именно дети. И в этом произведении между строк мелькает постоянно мысль о том, как важно, чтобы люди жили в мире, принимали другую национальность, и не пытались уничтожить друг друга.
Актуальное произведение во все времена В. К. Железникова «Чучело» всегда используется на уроках как пример того, как не нужно поступать с людьми. Если вдруг в коллективе начинается травля, то именно эта повесть помогает понять мысли и чувства человека, оказавшегося в такой ситуации. Проживая вместе с героиней чувства и эмоции, которые она испытывает при травле, ребенок может осознать, что оказаться на месте героини или тех, кто над ней издевается это неправильно. Так быть не должно. Именно эмпатия помогает вывести на правильные мысли и рассуждения. Герои художественных произведений очень часто помогают посмотреть на ситуацию с другой стороны, увидеть свои ошибки и попытаться их исправить.
«Преступление и наказание», произведение, изучаемое в старших классах, которое поднимает актуальную тему социального неравенства, нравственности. На примере Сонечке Мармеладовой и Родиона Раскольникова. Они находятся на одном уровне, у каждого из них есть своих грехи. И если Раскольников именно из-за несогласия со своим положением совершает убийство, то Сонечка, оказавшись в ситуации, которая позорит ее как женщину, никого не осуждает и пытается даже помочь другим. И автор не осуждает героиню за ее выбор, и даже читателям говорит, что никто не имеет право ее осуждать. Это человек высокой нравственности и морали, даже не смотря на тяжелую жизнь, она осталась добра, честна и милосердна. И именно эти качества помогают ей спасти Родиона Раскольникова от нравственного разложения.
И на фоне всего того, что происходит в современном мире, изучение примеров проявление толерантности в литературе очень важно. Именно литература дает возможность набраться опыта, не совершая собственных ошибок, а учась на ошибках и поступках героев литературных произведений.
Воспитание толерантности — это важная часть процесса становления личности ребенка, его нравственности. И в современных условиях перед школой стоит задача подготовить ребенка к жизни в поликультурной, многонациональной стране. Научить с уважением относиться к людям, которые отличаются по каким-то признакам, не вписываются в привычную модель мира ребенка. Литература — это прекрасный инструмент, который может в этом помочь, ведь в ней заключен огромный потенциал воспитания уважения, интереса, доброты к явлениям мира, людям, которые отличаются от «общепринятых» норм.
Литература:
- Безлюева, Г.В, Шеламова Г. М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. / Г. В. Безлюева, Г. М. Шеламова. — М.: Вербум, 2003–186 с.
- Бондырева, С.К., Колесов, Д. В. Толерантность (введение в проблему). / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. — М.: Издательво МПСИ, 2003. — 240 с.
- Гершунский, Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/Б. С. Гершунский. // Педагогика. № 7. 2002. –– С. 3–13
- Гревцева, И. В. Классный час «Что такое толерантность?" / И. В. Гревцева // М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — № 4. — С. 81–88
- Декларация принципов толерантности. Учительская газета. № 37, 2000. — С. 20–21
- Лихачёв, Д.С Письма о добром и прекрасном./ Д. С. Лихачев — М.: Наука, 2006–321 с.
- Мацковский, М. С. Толерантность как объект социологического исследования / М. С. Мацковский // М.: Век толерантности. МГУ, 2001, С. 3–4
- Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: теория и практика / Под ред. С. К. Болдыревой // Сборник научно — методических статей.– М.: Издательство Московского психолого–социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002 — С.368