Особенности внеурочной деятельности и практические методы формирования толерантности на занятиях по литературному чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 января, печатный экземпляр отправим 22 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Особенности внеурочной деятельности и практические методы формирования толерантности на занятиях по литературному чтению / А. С. Кисиль, Я. О. Краснобаева, С. В. Нерубенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 49 (548). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/548/119974/ (дата обращения: 07.01.2025).



В статье раскрываются психолого-педагогические аспекты формирования толерантности у младших школьников, связанные с особенностями их психического и эмоционального развития, а также с методами и подходами, используемыми в образовательном процессе.

Ключевые слова: толерантность, литература, внеурочная деятельность, методика проведения, метод, развитие.

Современный урок литературы, как показывает анализ научных публикаций, учебных и методических пособий, педагогической практики, уже трудно себе представить без целенаправленной, систематической работы, предполагающей сотрудничество и сотворчество учителя и учащихся, к которой при необходимости подключаются учителя других предметов, библиотекари, родители. При этом все активнее используются возможности внеурочной деятельности, внеклассной и внешкольной работы, неисчерпаемые ресурсы информационного пространства, дающие простор для проявления исследовательских и творческих способностей учащихся, реализации самых смелых проектов, содействующие развитию аналитических и интерпретационных умений, а также «мягких навыков», которые будут востребованы независимо от того, какой род деятельности изберет в последующем школьник.

Внеурочная деятельность по литературному чтению занимает особое место в образовательном процессе, так как она предоставляет дополнительные возможности для углубления знаний и развития творческих способностей учеников. В отличие от традиционных уроков, внеурочные занятия характеризуются большей гибкостью и вариативностью, что позволяет адаптировать программу к индивидуальным потребностям и интересам детей. [1]

Основная цель внеурочной деятельности по литературному чтению состоит в расширении кругозора учащихся, развитии их читательского интереса и формировании навыков аналитического чтения. Занятия могут включать в себя обсуждение произведений, проведение литературных игр, организацию театральных постановок и многое другое. Особое внимание уделяется выбору художественных текстов, соответствующих возрасту и уровню подготовки детей.

Методика проведения внеурочных занятий должна быть ориентирована на активное участие детей в процессе обучения. Педагоги используют различные интерактивные методы, такие как дискуссии, проекты, творческие задания, что стимулирует самостоятельное мышление и развивает коммуникативные навыки. Важным аспектом является создание атмосферы доверия и открытости, где каждый ребенок может выразить своё мнение и получить поддержку от сверстников и учителя.

Использование художественных произведений в рамках внеурочной деятельности позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, воображение и эмоциональную отзывчивость. Чтение и обсуждение книг помогает формировать у детей нравственные установки, учит их уважению к другим культурам и традициям, а также способствует развитию толерантности.

Практические методы формирования толерантности на занятиях по литературному чтению направлены на развитие у детей навыков уважительного отношения к другим людям, независимо от их культурных, национальных или иных различий. [2]

Задача учителя — развивать в детях чувство толерантности, прививать навыки и привычки толерантного поведения в повседневной жизни. Решение воспитательных задач по формированию толерантности у младших школьников осуществляется через уроки чтения. В самом содержании литературных произведений заложены большие возможности для этого. Вопросы и задания учителя направлены на этическую оценку действий и поступков героев, на выявление личностного отношения учащихся к данному герою, факту, событию. Здесь ученик имеет возможность наблюдать за различными формами взаимоотношений между людьми, выразить своё отношение к ситуации, выслушать мнение одноклассников, поставить себя на место героев произведения и, при умелом руководстве учителя, выработать правильную модель поведения, отношения к героям. В результате ребёнок начинает брать пример с положительного героя, сам правильно поступать в реальной жизни, у него развивается чувство толерантности.

Одной из форм работы на уроках чтения по воспитанию является проигрывание литературных произведений с последующим обсуждением. Учитель выбирает произведение, которое соответствует ситуации взаимоотношений между детьми в классе. Произведение читается, если есть возможность лучше прослушать запись в исполнении артистов, что придаёт произведению дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Затем произведение обсуждается, выявляются герои, какие симпатичны, а какие нет и почему, обращается внимание на характер героев, их поступки. На следующем этапе дети делятся на группы: одна — зрители, другая — артисты. После проигрывания спектакля проводится обсуждение, отмечается, какие поступки героев вызывают симпатию, а какие антипатию. Детям предлагается подумать, как бы они поступили, окажись на месте героев, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации, подумать, как они действительно поступали, если похожая ситуация была в их жизни. Постепенно подводим детей к сравнению того, как они считают нужным действовать правильно и как действуют на самом деле.

Один из эффективных методов — это обсуждение художественных произведений, в которых поднимаются вопросы толерантности, дружбы, взаимопонимания и уважения. Такие произведения помогают детям увидеть, как важно быть добрым и внимательным к окружающим, и как негативные поступки могут привести к неприятным последствиям. [3]

Другой метод — организация ролевых игр и драматизаций, основанных на сюжетах прочитанных книг. В ходе таких игр дети могут примерить на себя разные роли, почувствовать себя в чужой шкуре и научиться смотреть на ситуацию глазами другого человека. Это помогает развить эмпатию и понимание того, что у каждого есть своя точка зрения и свои чувства.

Также эффективным методом является проведение дискуссий и обсуждений, в ходе которых дети делятся своими мыслями и впечатлениями от прочитанного. Такие обсуждения способствуют развитию критического мышления и умению аргументированно высказывать свою позицию, уважительно относясь к мнению других участников.

Творческие задания, такие как написание сочинений, стихов или рисунков на тему прочитанной книги, тоже играют важную роль в формировании толерантности. Они дают детям возможность выразить свои эмоции и мысли, а также задуматься о том, какие ценности важны для них самих и для окружающих. [4]

Наконец, привлечение родителей к участию в занятиях по литературному чтению также может способствовать формированию толерантности. Совместные чтения, обсуждения и творческие проекты помогают укрепить связь между родителями и детьми, а также показывают, насколько важно передавать ценности толерантности и уважения в семье.

Итогом работы можно считать умение ребёнка применять полученные знания в реальной ситуации. Дети учатся самостоятельно оценивать ситуацию и предлагать разные варианты действий людей в этой ситуации, учатся анализировать свои поступки, прислушиваться к чужому мнению, считаться с взглядами других людей.

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. ин-в по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Гамезо [и др.]. — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  2. Психосемантический анализ этических стереотипов: лики толерантности и нетерпимости [Текст] / под ред. Петренко В. Ф. — М.: Смысл, 2017. — 73 с.
  3. Соколов, В. М. Толерантность: состояние и тенденции [Текст] / В. М. Соколов // СОЦИС: Социологические исследования. — 2019. — № 8. — С. 54–63.
  4. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков [Текст]: учеб. пособие / Г. У. Солдатова, Л. А. Шалгерова, О. Д. Шарова. — М.: Генезис, 2018. — 108 с.
  5. Алейникова, Л. Г. Воспитание чувства толерантности на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности / Л. Г. Алейникова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/vospitanie-chuvstva-tolerantnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-269793.html???history=33&pfid=1&sample=8&ref=0 (дата обращения: 01.12.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, ребенок, литературное чтение, произведение, формирование толерантности, возможность, методика проведения, образовательный процесс, урок чтения, чувство толерантности.


Похожие статьи

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Похожие статьи

Психолого-педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности

В данной статье рассматриваются различные направления внеурочной деятельности, в рамках разнообразия форм, методов и направлений которой формируется благоприятная среда для воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста.

Воспитание толерантности у подростков: формы и методы работы

В статье рассматриваются виды и способы формирования толерантного поведения подростков в условиях образовательного процесса.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Формирование у современных детей этнической идентичности

В данной статье изложены подходы к формированию и определению понятий «этническая идентичность», «эмоционально-когнитивный процесс», а также описаны приемы формирования нестандартного отношения педагога к обучению и воспитанию современных школьников ...

Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.

Психологические подходы воспитания межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста

В статье определен перечень психологических условий, соблюдение которых существенно влияет на уровень межэтнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Доказана их эффективность на основе данных экспериментального исследования.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Воспитание культуры общения у младших школьников

В статье автор определяет значимость культуры общения в воспитательном процессе, рассматривает особенности психологического развития детей младшего школьного возраста, изучает особенности формирования культуры речевого общения у младших школьников.

Задать вопрос